«В моменте плакала и смеялась». Закончила со спортом в 19, фанатела от ABBA и стала певицей
Вдохновляющая история Ники Кашевник.
Еще в 2020 году Ника Кашевник гоняла на сноуборде и считалась перспективной спортсменкой. Она брала медали чемпионата России, участвовала в юниорском чемпионате мира, должна была поехать на юношескую Олимпиаду, а потом, возможно, и на взрослую, но ее карьера до этого не дошла. Спортсменку так извели травмы, что ей пришлось завязать со спортом.
Сноубордистка после завершения карьеры не потерялась, а переключилась на новую сферу жизни — творческую. Сейчас Кашевник — певица. И она серьезно работает над тем, чтобы стать известной.
Мы поговорили с Никой о ее прошлом и настоящем.
— Еще в 2019-м ты считалась перспективной сноубордисткой с большим будущим. Помнишь день, когда поняла, что со спортом покончено?
— Это было перед моей четвертой операцией. Мне сообщили, что она нужна. Еще после второй врачи сказали, что мое строение костей, связок будет приводить к регулярным травмам. Я сначала покрутила у виска, сказала: «Ребята, рада за ваши прогнозы, спасибо за комментарии, но я продолжаю эту игру, потому что вся моя жизнь связана со спортом, и какая-то травма меня не остановит».
Спустя время случилась третья операция, а потом потребовалась и четвертая. Когда в клинике сказали, что мне она снова необходима, я помню, что села в такси с этим всем, испытав и грусть, и смех.
Мне на тот момент было 19 лет. Гимнастки в 18 в большинстве своем заканчивают. И я подумала, что, возможно, мне тоже пора. Я не хотела в 30 лет сидеть в инвалидном кресле. Головой понимала, что у меня есть способности реализоваться в других вещах. В этот момент в такси заиграла песня «С чистого листа», которую слушали еще наши мамы. Я плакала и смеялась одновременно, потому что у меня грустный момент в жизни, но эта песня развеселила.
О решении завершить карьеру я написала в семейный чат. Сообщила, что, помимо моего дня рождения, будем отмечать еще и это. Мама была в шоке. Говорила: «Это что еще такое? Ника, есть еще куча других видов спорта, где нет такой нагрузки на колени. Не сдаемся! Все еще будет! Давай найдем то, что ты сможешь делать». Я же уже в тот момент приняла решение. Мне даже не потребовались комментарии врачей. Я поняла, что это логичный исход. К сожалению, подобное случается, когда физически вернуться в спорт нельзя.
— Ты после принятия ситуации в такси дала себе позже время по-настоящему погрустить?
— Мне сейчас 23 года. Я полноценно не тренируюсь лет 5. И сейчас до сих пор могут быть моменты, когда я возвращаюсь к этому.
С ребятами, которые в том числе закончили со спортом, это обсуждали. Ты всю сознательную жизнь живешь в системе, где знаешь, что завтра, что послезавтра и что через год. Ты делаешь свое дело, но ты в системе, когда у тебя есть тренер, команда, которая тебя направляет. Тебе не нужно придумывать маршрут — у тебя он есть. А потом тебя выплевывает в обычную жизнь, в которой ты не знаешь, чем заниматься. Это большая проблема тех, кто всю жизнь посвятил спорту. Ты начинаешь заново жить, потому что тебя этому не учили, за тебя все это делали.
И я вижу эту проблему у себя до сих пор. Только опять вернувшись в систему, потому что я работаю в найме, в том числе, понимаю, что выдохнула — у меня есть опять эта дорожка, по которой я иду и знаю свои планы.
С одной стороны, эта тема болезненная. Второй момент — комьюнити. Я не так давно виделась с ребятами из своей команды, которые до сих пор этим живут. И очень приятно вернуться в воспоминания, просто пообщаться с ними. Конечно, я скучаю. Иногда посещают мысли, как бы было сейчас, катайся я. Хотя, мне кажется, это не очень хорошо. Для дальнейшего движения вперед нужно перестать привязывать себя к прошлому на постоянной основе. Я стараюсь работать над тем, чтобы не возвращаться к себе той.
— За время карьеры ты никогда не ограничивалась какой-то одной целью — типа выиграть Олимпиаду. Можешь сказать, что такой подход помог легче справиться с завершением карьеры?
— Да. Олимпиада — важное событие в жизни спортсмена. Когда я была маленькая, действительно, стремилась к этому. Это было самым главным. Позже я поняла, что нельзя зацикливаться на одном. Было бы очень больно пройти большой путь и в итоге не оказаться там. К сожалению, не только в спорте люди ограничиваются какими-то одними целями. Я поняла, что жизнь не заканчивается на Олимпиаде. Нельзя ставить себя в рамки. Я старалась быть в моменте, получать удовольствие от тренировочного процесса. Да, конечно, я знала, что Олимпиада, те или иные соревнования — определенный этап моего пути. И думала, конечно же, что было бы классно выступить везде, где только можно, но без какого-либо зацикливания только на этом.
—Тем не менее ты планировала пройти отбор на Олимпиаду-2022. В какой момент планы поменялись?
— Я отобралась на юношескую Олимпиаду. И стало известно, что я единственная попала туда. Была готова ехать, мне уже выдали форму, но за 2 недели до отъезда я повредила колено и никуда не улетела. Думаю, именно тогда я поняла, что отдаляюсь от олимпийской истории.
— Следишь сейчас за ребятами?
— Я слежу за ребятами, с которыми тренировалась. Меньше, наверное, стала наблюдать за европейскими спортсменами в силу своих новых интересов. Я рада, что они продолжают тренироваться, развивать наш вид спорта. Безусловно, для кого-то стало ударом отстранение от международных стартов, но никто не пропал. Наоборот, стало больше финансирования, у ребят есть возможность тренироваться, они могут получать зарплату, ездить куда-то, где у них будет возможность выполнять трюки. Я думаю, сноубордисты внутри страны из-за случившегося получили большую поддержку, нежели она была раньше.
***
— В три года тебя поставили на лыжи, а в пять в жизнь ворвался сноуборд. И ты долго металась между ними. Почему в итоге выбрала сноуборд?
— Предпосылки остаться были и в лыжах, и в сноуборде. У меня семья связана с этими видами спорта. Просто я как-то оказалась не тренировке по сноуборду — моя сестра как раз начала работать с детьми — попробовала и поняла, что остаюсь. Мне очень импонировали люди в сноуборде. Для меня это важно.
— В семье есть еще и альпинисты. Почему этот спорт тебя не увлек?
— Попытки были. Они исходили от моего брата Антона, который сейчас является альпинистом. Он маленькой меня водил на скалодром. Мама организовывала скальный фестиваль у нас в области, рядом с Карелией. И я ежегодно проходила все эти маршруты, будучи ребенком. Но все это не зацепило меня. Я восхищаюсь дедушкой, братом, мамой и бабушкой — тем, как они покоряли вершины. Просто я выбрала спускаться с гор.
— Дедушка у тебя тоже альпинист, а также изобретатель — Борис Кашевник. Есть какое-то особенное воспоминание, связанное с ним?
— Дедушка очень поддерживал меня на спортивном пути, покупал мне форму, оборудование. Он очень хотел, чтобы у меня все получилось. Дедушка всегда умудрялся дарить подарки без повода, причем не просто подарки, а с философским замыслом. Было много книг, так как он сам любил чтение. И был подарок, который, наверное, в силу своего возраста я как-то не поняла. Я забрала его домой и поставила на полку. И только спустя время, когда дедушки уже не стало, я на него посмотрела и увидела то, чего не заметила, когда получила. Это металлическое блюдо с выгравированной Жар-птицей. На его обратной стороне оказалась надпись — «Ника, не упусти Жар-птицу». И эта фраза для меня имеет большой смысл по сей день. Мне было очень приятно ее прочесть уже в осознанном возрасте. Как будто так и нужно было.
— Тебе от него достался фотоаппарат «Зенит» и любовь к фотографии?
— Абсолютно точно. Я получила его в подарок как бы от него. Изначально фотоаппарат был у моей сестры Маши. Она стала фотографом. Начинала с его пленочных фотиков. Я помню, что мы начали смотреть фотоархивы, как дедушка только купил эту и другую камеры и поехал в Париж, где снимал свои прогулки. Это выглядело потрясающе. В этот момент я загорелась идеей поснимать. Попросила «Зенит», сестра с удовольствием передала мне его. Дедушка сказал: «Дерзай, потом проявишь — покажешь». Сначала, конечно, я не понимала, как с ним обращаться, у меня засвечивалась пленка. Со временем научилась. Я брала его в поездки, потом показывала отснятое дедушке. Фотоаппарат до сих пор у меня. Время от времени снимаю. Пленка, конечно, дорожает, но это такая душа. Когда ты снимаешь и не знаешь, что у тебя получится, получится ли. И со временем ты даже забываешь, что снимал. Поэтому это такой еще двойной подарок, когда ты получаешь отснятое.
— Что тебе больше всего нравится снимать?
— Своих друзей. Мне, конечно, всегда хочется, чтобы как-то меня поснимали, но больше нравится фотографировать других. Эти фото хранят наши встречи, поездки. Для меня это самое приятное.
— Когда живешь в спортивной семье, это вызывает трудности или дает дополнительную мотивацию?
— Это дает большую поддержку. Ты знаешь, что у тебя есть мощный тыл за спиной. Эти люди могут тебя поддержать, они поймут тебя. Местами я могла думать, что мне нужно быть наравне с членами моей семьи. И в сложные моменты мне это помогало, то есть не демотивировало. Я вставала и шла дальше.
Самое главное — меня никто не заставлял. Не было такого, что раз в семье все в спорте, то и я должна. Я сама выбрала этот путь. Помогало ли мне это? Сто процентов. Ценила и ценю поддержку семьи.
***
— Еще во времена спортивной карьеры твоей страстью была музыка. В детстве ты занималась в музыкальной школе. Как к этому пришла?
— Я столкнулась с выбором, потому что долгое время занималась в театральной студии, где и пела, и постигала актерское мастерство+, и ставила речь. То есть там было все для того, чтобы ребята поступали в театральное или шли по эстрадному пути.
Выбирать пришлось, когда я вышла на такой уровень в спорте, что нужно было регулярно уезжать на сборы, на соревнования. Тогда я понимала, что больше горю спортом, поэтому музыка ушла на второй план.
Когда спорт закончился, музыки стало не хватать. У меня начались попытки научиться играть на каком-то инструменте. Я купила укулеле. Песни же начала писать спонтанно. У меня не было каких-то прям предпосылок, но это шло вместе со спортом. Я писала на сборах между тренировками. Мне без музыки было грустно.
— Гитара появилась в жизни благодаря брату. Расскажи.
— Брат — тот человек, который привил мне любовь к спорту. На сноуборд он ставил меня вместе с сестрой. И позже именно Антон подтолкнул меня взять в руки гитару, так как сам в какой-то момент увлекся. Он и купил мне инструмент. Мы поехали с ним в магазин, я выбрала розовую гитару. Я играю на ней, но никаких уроков никогда не брала. Мне кажется, тут я не дожала до сих пор. Могу играть с листа, но не на хорошем уровне. Сейчас уделяю больше времени написанию песен, музыке на студии. Гитара в этом, естественно, участвует, потому что музыка в стиле инди-поп–инструментал. Думаю, что однажды продолжу улучшать свои навыки игры.
— Кто подбил тебя на то, что нужно начинать строить карьеру в музыке?
— Не было, наверное, какого-то одного человека. Я просто с детства находилась в комьюнити творческих людей. Мне тоже этого захотелось, когда я еще тренировалась. Понимала, что когда-нибудь у меня будет больше времени и я начну двигаться в этом направлении. И вот это случилось. Люди, которые помогают мне на творческом пути, начали подтягиваться волшебным образом. Сейчас у меня большая команда. Мы двигаемся все вместе.
— Трек «Ветер» — один из первых — ты написала в 14 лет, сидя на сборе, и посвятила той Нике, которая справилась со всеми трудностями и нашла себя в музыке. Что бы ты сказала сейчас себе маленькой, которая, вероятно, мечтала тогда о другом?
— Я бы сказала ей: «Не бойся. Будь солнышком, а не тучкой. Не смотри по сторонам, а только вперед. Не переживай ни о чем, все получится». В силу обстоятельств, характера, возраста я иногда была не очень позитивна к себе и другим. Та Ника — достаточно переживательный персонаж.
— Песня «На мне» выбивается из всех остальных твоих выпущенных и на Яндекс.Музыке стоит с пометкой 18+. Это был просто эксперимент или ты готова делать разные вещи, а не только спокойные и лирические?
— Сто процентов, я готова делать разные вещи. Этот трек мы записали с Никитой Терсковым. Он — известный вейкбордист, многократный чемпион России, участник международных соревнований и просто прекрасный человек. Он также связал свою жизнь с музыкой.
У нас разные стили, но нам это не помешало сделать трек. Он был записан дистанционно — я в то время находилась и жила в Аргентине, а Никита был в Санкт-Петербурге. Мне от него прилетело такое сообщение: «Ника, можешь сделать что-то в таком стиле?» И прислал референс — какую-то иностранную рэпершу. Думала, что нужно на английском, но он сказал: «Нет, необязательно». Я же решила сделать не на русском, бросила себе вызов.
Свою часть я записала то ли голосовым сообщением, то ли на диктофон. Ему понравилось. В Аргентине у знакомых дома записала свой кусок и отправила в Питер. Так и случился наш экспериментальный трек.
— Процесс написания — опиши его на примере любой из уже вышедших песен.
— Нет какого-то плана. Это фактически вскакивание с места, потому что муза пришла. Она тебя не предупреждает, когда решит посетить. Это может быть вообще в рандомный момент. И все, что ты успеваешь сделать — схватить телефон с диктофоном. У музы бывают разные настроения. Она может прийти и напеть тебе мелодию. Тогда ты включаешь диктофон и записываешь мелодию, которую потом ограняешь на студии. Может прийти текст, а потом на него уже создастся музыка.
Я могу ехать в машине или просто слушать музыку дома. На волне Яндекс.Музыки попадается та, которую я не знаю, но она может мне понравиться. В каждой песне есть промежуток без слов — в нем меня может что-то зацепить. Потом я начинаю на этот промежуток придумывать текст. Когда я с ним прихожу на студию, музыка вообще не похожа на то, что я напела. Просто это является моим вдохновением.
Все происходит очень быстро — 5-10 минут и песня готова.
— От кого ты фанатела в детстве?
— Музыка моей жизни — ABBA. Я слушала эту группу с нуля лет и по сей день. Это то, что я буду слушать всегда и восхищаться.
В детстве еще одним любимым исполнителем была певица Максим. Я ходила на ее концерты. Здорово, что она сейчас снова на волне популярности, так как мода на ностальгию только возрастает. Это прикольно. Меня вообще вдохновляет музыка прошлого.
— С кем из известных артистов ты мечтаешь записать дуэт?
— Думаю, группу ABBA уже не соберешь (смеется). На самом деле, мне нравится творчество Гарри Стайлза. Я не прям фанатка, но очень многие его песни нравятся. Я была на его выступлении, мне зашло. Думаю, мне есть что ему показать.
— Про сноуборд ты говорила так: «Бешенные эмоции. Волнение. Эйфория. Бабочки в животе. Все вместе — снежный ком. Он в тебе. Никакие дополнительные энергетики, алкоголь не смогут передать то, что ты чувствуешь на соревнованиях». Какие эмоции тебе дает музыка?
— Невероятные эмоции. Просто, наверное, немного другие. Адреналин тоже присутствует. Но мне нравится то чувство, когда ты сидишь на студии, что-то сделал и понимаешь, как тебе классно от создания нового. Это сложно описать. В этот момент в мире, кроме студии и того, что ты сделал, больше ничего не существует. Если хочется забыться, то я еду на студию. Сравнивать музыку со спортом — сложно. В каких-то моментах эмоции даже сильнее.
— Для кого твоя музыка?
— С первой песни, которую я выложила, у меня появилась цель: своей музыкой поддерживать и помогать людям, которые в этом нуждаются. Мой дебютный трек был как раз о восстановлении после травмы. И много людей тогда откликнулись, сказали, как эта песня их вдохновила и помогла идти дальше. Тогда я и поняла, что могу помочь.
Сейчас, возможно, моя музыка не несет такой терапевтический эффект, но я хочу, чтобы слушатели получали удовольствие, вспоминали что-то из своей жизни или же ассоциировали тот или иной трек с каким-то моментом — классным или грустным.
— У тебя уже с десяток песен, которых бы хватило на альбом. Сколько нужно денег на его выпуск?
— Об этом часто спрашивают ребята, друзья, которые слушают мою музыку, что с альбомом. Дела такие: когда ты начинающий артист, это невыгодное вложение. Объясню. У тебя 10 треков в альбоме, ты его выложил одним днем и все. Многие могут не заметить, а так ты можешь эти 10 композиций разделить на 10 месяцев. И тут вероятность того, что что-то будет услышано, залетит — больше.
Дорого ли это? Не знаю, сколько примерно на это нужно денег. Например, 500 тысяч рублей. Можно же сделать разный звук — что-то написать электронно, что-то с набором инструментала. Вопрос в том, нужны ли тебе еще клипы, другое продвижение.
Я хочу альбом. И если прилетит предложение от кого-то, я с удовольствием. Но так как мы двигаемся своими силами, сейчас упор идет на синглы. Этой зимой мы пришли к такой стратегии: сначала заранее запишем весь материал, потом начнем снимать на него видеоматериал, а далее будем выкладывать. И зимой мы записали 7 треков. Это уже альбом, но мы будем растягивать. Это классно, потому что мы знаем наперед, какой есть план. У нас есть возможность в спокойном режиме заниматься другими делами. Мы знаем, что просто кнопочку нажал и трек выкладывается. Пока попробуем в этом формате. Я думаю, что какие-то результаты это уж точно принесет.
— Концертный опыт — что вспоминается?
— Я сказала ребятам во время первого концерта: «Блин, на старте соревнований ты в маске, никто не смотрит на твое лицо, а тут его видят не 1-2 человека. Волнение сразу увеличивается во сто крат». На сноуборде я не говорю, не боюсь не сделать сальто, а тут мне нужно мало того, что не забыть текст песни, так еще надо что-нибудь интересное сказать между треками. Я же не буду стоять и петь в микрофон. Это все ново и сложно. Нужно больше выступлений для уверенности. Я это понимаю.
— Карьера артиста — сколько она приносит тебе, еще не настолько известной исполнительнице?
— Нисколько. Это работа вдолгую. Может быть несколько вариантов развития событий. Ты можешь выступать на каких-то коммерческих мероприятиях, но, скорее всего, исполнять только каверы, так как пока нет большой известности. Но это все равно история про заработок. Мы вот этим не занимаемся. У нас был только один корпоратив, где я выступала со своими песнями. И спасибо этому опыту. Это было вообще прекрасно.
Другого заработка просто нет. Наверное, до того момента, пока у тебя недостаточное количество слушателей. Большие деньги идут от стриминга, прослушиваний, но они приходят, начиная с полутора миллионов слушателей в месяц. Мне до этой цифры еще плясать и плясать. Когда я начну зарабатывать на прослушиваниях, думаю, меня уже будут знать. Сейчас все на энтузиазме. Своими силами и вложениями просто бьем в одну точку, чтобы нас услышали.
— Как спортсменка в прошлом, какую цель ставишь себе в музыке? Талантливых ведь много, а пробиваются единицы.
— Нет никакого предела. Ты понимаешь, что жизнь может повернуться вообще по-разному. Ты сейчас тут, а завтра уже выступаешь на разогреве у какой-то известной группы. Нет никаких границ.
У меня вот есть песня на английском языке. Как-нибудь точно ее зальем. Мне она очень нравится. Я, конечно, все делаю для русской аудитории, так как не планировала ничего другого, но, возможно, меня когда-то заметят и за границей. Жизнь ведь очень непредсказуема.
Хочется больше онлайн-слушателей, чтобы потом была возможность выступить перед ними офлайн. Я бы хотела получить ту энергетику, которую дают живые концерты. Думаю, рано или поздно с командой к этому придем. Пока выпускаем много музыки, чтобы алгоритмы сработали на нас.
В зависимости от возможностей хотелось бы больше интересного контента. Клипы сейчас — дорогая история. Даже дороже альбома, мне кажется. Я снимала короткие видео — сниппеты — с ребятами, которые занимаются продакшном. Они мне сразу объяснили, что в индустрии у начинающего артиста не будет много просмотров клипа. Сейчас больше ценятся короткие ролики. Но все равно однажды я хотела бы себе какой-то классный клип.
Мне также нужно больше заниматься соцсетями. Нужно как никогда собраться и больше ими заниматься. Мне проще в офлайне, а в онлайне я стесняюсь, тяжеловато. Но тут уже раз я начала этот путь, нужно заниматься всем, чтобы это помогало моему творчеству быть более узнаваемым.
— Ника Кашевник через 10 лет — кто?
— Через 10 лет мне будет 33 года. Ужас (смеется).
Я живу в Санкт-Петербурге — в своем любимом городе. На таких платформах как Яндекс.Музыка и VK у меня по 3 миллиона прослушиваний. Есть регулярные выступления. Наша команда разрослась. Мы вместе делаем любимое дело. Возможно, как-то влияем на индустрию.
К этому возрасту чувствую, что уже имею большой опыт и сделала много всего. Я остаюсь в музыке, занимаюсь ею с удовольствием. Думаю, у меня уже есть семья и ребенок.
Я имею потрясающий пример перед глазами — маму. Всегда жила с мыслью, что мне нужно быстро реализоваться — до рождения детей. Но мама оказалась с этим не согласна. Она реализовалась уже после двух детей. Мама гоняла с нами по миру, открывала бизнес, чего только ни делала. Поэтому 33 — точно не предел. Все будет только начинаться. Просто с большим пониманием себя.