Ахматова и Павлова встретились в Москве
Балет «Две Анны» стал сенсацией.
10 и 11 апреля 2025 года на сцене Малого театра состоялась московская премьера балета «Две Анны». Это история о двух легендах Серебряного века — Ахматовой и Павловой.
Балет состоит из двух частей, у каждой свой хореограф и композитор. Первая часть – «Ахматова» — хореография легендарного Юрия Посохова, музыка Сезара Франка, выдающегося композитора XIX века. Вторая часть – «Павлова» — хореография экспериментатора Павла Глухова, музыка — современного классика Ильи Демуцкого. Автор либретто и режиссер – Феликс Михайлов, постоянно находящийся в поиске новых форм. Костюмы, ставшие ярким украшением балета, создала Светлана Тегин.
Каждая часть существует в своей стилистике. Можно даже сказать, что они абсолютные антиподы.
«Ахматова» — классическое сочетание танца и драматического исполнения. В центре сюжета – любовный треугольник – Ахматова, ее муж Гумилев и художник Модильяни. У Анны две исполнительницы – прима-балерина Большого театра Элеонора Севенард и Полина Маликова, актриса БДТ, читающая великие стихи. Здесь абсолютно гармонично сплелись драматический театр, поэзия, музыка и танец. И каждое из искусство здесь совершенно равноценно. Поэзия, музыка и хореография идеально совпали.
Вторая часть «Павлова» — эпизоды из разных периодов жизни великой балерины, иллюстрирующие ее взаимоотношения с мужчинами более (барон Дандрэ) или менее (Чарли Чаплин) повлиявшими на нее. Тут есть и ее учитель Чекетти, и хореограф Фокин, и меценат Дягилев и даже Вертинский. В балете целых четыре Анны — Анастасия Сташкевич, Ярослава Куприна, Ульяна Мокшева и Елизавета Кокорева, — они разные, под стать периоду, партнеру и ситуации.
Если кто-то рассчитывал увидеть Анну Павлову шаблонно-возвышенной, этого не произошло. Балет оказался смелым и эксцентричным. Можно сказать, это трагифарс. Здесь сочетаются танец, клоунада, немое кино и даже кукольный театр. Двухметровые нелепые загребущие руки Дягилева, превращающие его в огромную неуклюжую куклу, смешной плюшевый лебедь, гигантский бутафорский слон, фантастическим образом возникающий на сцене, и легко двигающий хоботом и ушами – все это как по мановению волшебной палочки вызывают зрительское «ах».
Свою отдельную и, может быть, важнейшую роль играет тяжелый бархатный занавес, который сначала свисает многочисленными алыми складками, практически заполняя пространство, а потом становится все тоньше и легче, пока к финалу не исчез совсем, обнажив сцену. В последнем эпизоде перед зрителями предстают все четыре исполнительницы Павловой в образе ее легендарного Умирающего Лебедя. В руках у них пуанты и, уходя за задник, балерины как будто растворяются в луче света прожекторов. Это и о самой великой Павловой, которая провела свою безумную и короткую жизнь, мотаясь по континентам и странам, и обо всех других артистах, которые проживают свою жизнь как могут, без шанса обрести покой.
В «Павловой» много юмора и драмы, улыбок и слез, страсти и фантазии. Музыка Ильи Демуцкого в «Павловой» такая же непредсказуемая, экспрессивная и эксцентричная как само действие. Она будоражит, удивляет, вызывает эмоции. Как многое, что создает наш современный классик. Балет «Анна Павлова» уже восьмой по счёту в биографии Демуцкого.
Сегодня он один из ключевых в мире современных балетных композиторов, входящий в топ 10 создателей больших симфонических форм. Демуцкий — первый и единственный в мире, кому бренд Шанель доверил написание музыки для балета «Габриэль Шанель» со Светланой Захаровой. Он один из самых исполняемых композиторов больших симфонических форм в России. Только в апреле этого года в афише Большого театра пять его балетов «Чайка».
И очень радует, что у Ильи Демуцого грандиозные планы на будущее. Осенью в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко будет «Анна Каренина», хореографом там станет Максим Севагин. В январе и марте следующего года в Сан-Франциско и Чикаго — «Евгений Онегин», большой 4-актный балет. Хореограф Юрий Посохов. И Standby в июне 2026 года в Лондоне, хореографами там будут мировые знаменитости Пол Лайтфут и Соль Леон.
Любопытно, что Илья начал писать музыку с 5 лет. Он учился в хоровом училище имени Глинки, в Консерватории Санкт-Петербурга, а потом и Сан-Франциско. Композитор уверен, что не вдохновение, а кропотливый труд приводит к результату. И считает чудом, когда видит, как под его музыку двигаются на сцене балетные артисты.
Статьи по теме: