Японский Бах: самые изысканные обработки популярной классики
Япония открыла для себя западную культуру и музыкальную классику довольно поздно — только в последней трети 19 века, когда был, наконец, снят японский «железный занавес». Несмотря на разницу менталитетов «страна восходящего солнца» отлично восприняла эту европейскую прививку и всем сердцем (с поправкой на особый, национальный, ракурс зрения) полюбила Баха, Бетховена, Чайковского и Мусоргского.
Естественно, что в Японии практика современных обработок классики отстала от западной примерно на полвека. Зато теперь этот процесс в самом разгаре.
Успех акапельной французской группы «The Swingle Singers» сегодня пытается догнать японский женский вокальный квартет «Ensemble Planeta».
Тому, кто любит такие обработки, наверное, будет интересно их послушать, тем более, что они довольно своеобразны: Бах, Форе, Вивальди, Бородин и даже Вагнер получаются у них с японским колоритом.
В составе квартета два сопрано и два меццо-сопрано. Аранжировки для ансамбля делает известная японская певица и композитор Наоко Какиаге (Naoko Kakiage, かき揚げ直子). Она же и основала группу в 2001 году.
Gabriel Fore. Pavana
Эту Павану Форе написал сначала для фортепиано, потом для оркестра, потом прибавил к нему хор.
Коллекция переложений продолжает пополняться до сих пор, включая рок и рэп обработки. Акапельных версий тоже уже несколько.
Johann Sebastian Bach - Иоганн Себастьян Бах. «Ария» из оркестровой сюиты №3
Очень популярная мелодия, настоящий чемпион по обработкам. Фирменная манера пения «Ensemble Planeta» — без вибрато, ровным звуком — отличает эту версию.
Tommaso Giordani - Томмазо Джордани. Ариетта «Caro mio ben»
Об этом неаполитанском композиторе 18 века мало что известно, но его ариетта уже больше двухсот лет не теряет своей актуальности для вокалистов. Её пел Лучано Паваротти, Чечилия Бартоли и многие другие.
Японский вариант совершенно особый.
Arietta - Ариетта 18 века «Tre giorni son che Nina»
В вокальной практике эту старинную и очень популярную ариетту называют просто «Нина». Раньше считалось, что её автор — Джованни Перголези, но теперь установлено, что она приписывалась ему ошибочно.
Текст ариетты — упрёки юноши к некоей захворавшей Нине, которая уже третий день лежит в постели и не выходит на свидание.