Летающий мир Саяна Жамбалова
В Государственный Бурятский академический театр драмы имени Хоца Намсараева прибыла хореограф Мария Сиукаева для постановки пластики движений артистов в спектакле "Ууган хубуун" (Старший брат), 16+
- Бурятский язык я уже местами понимаю, да и текст вампиловской пьесы знаю наизусть, - признается Мария Сиукаева на вопрос о трудностях языкового барьера при работе с постановкой.
Семь лет - семь спектаклей. Так можно сказать об опыте продуктивного сотрудничества между московским хореографом Марией Сиукаевой и Бурдрамом.
Цепким взглядом художника она контролирует каждый поворот головы, каждый взмах рукой артистов на репетиции спектакля.
- Ты идешь, когда она говорит, а ты наоборот, идешь, когда он заговоривает, - обращается постановщица к артистам Солбону Ендонову и Людмиле Тугутовой, играющих главные роли.
Нет, наверное, более искушённого человека в вопросах особенностей бурятской психодинамики, чем Сиукаева. В спектакле "Полет. Бильчирская история" хореограф удивительно точно передала резкие обрывистые движения танцев иркутских бурят, словно переносишься на свадьбу и юбилей своих почивших в бозе тётушек и дядь.
- Репетиции шли зимой и артисты решили меня разыграть. В сценах танцев на воде они попросили меня самой показать движения. В результате я промокла до нитки. Представьте, как я в лютые морозы добиралась домой?! - смеётся Сиукаева.
Самым своим любимым спектаклем Сиукаева считает "Хулэр тумэрэй амисхал" (Дыхание бронзы) по роману Владимира Митыпова.
- Это выстраданная нами постановка словно про сегодняшние политические реалии, спектакль ждёт второе дыхание, - считает художник.
Хореограф просит Солбона Ендонова в одной из мизансцен спектакля развернуть стол, что он и делает, сидя.
- Нет, лучше стоя, а сидя ты это делаешь в "Корея_03", - поправляет артиста Сиукаева. Кажется, что хореограф держит в голове миллионы движений артистов. Мельчайшая моторика становятся в её руках средством художественного выражения.
Эротизмом наполнена сцена одевания влюблёнными ниточки бус. Супругам Солбона Ендонова и Людмилы Тугутовой смотреть не рекомендуется.
Безудержно хохочет Жажан Динганорбоева в сцене попытки удушения её героини Макарской юным влюблённым героем Бато Шойжонова.
- Он меня щекочет! - оправдывается народная артистка Бурятии.
- Вот и хорошо, тебе не придётся играть, - комментирует Сиукаева. - Но ты больше к ней не прикасайся, играй на расстоянии, - обращается режиссёр-хореограф к молодому артисту-щукинцу.
Интересуюсь: каким Сиукева видит будущий спектакль?
- Общая картина спектакля есть, но секрет. И, вообще, театр это эфемерная субстанция. Всё может поменяться в любой момент, - отвечает хореограф.
Конечно, главная задача Сиукаевой воплотить ключевую идею режиссёра-постановщика Саяна Жамбалова, этому подчинена её работа как постановщика-хореографа.
- Иллюзорность мира, в том числе, человеческих и семейных отношений - вот главная идея постановки, - вступает в разговор худрук Бурдрама Саян Жамбалов.
Как будто в подтверждение сказанного неожиданно с грохотом падает на пол стул, подвешанный на стене. Буддийскую обманчивость бытия воплощена в спектакле качащюимися полами в доме, зависшей в воздухе мебелью и летающими героями. Ощущением хрупкости, хрустальности происходящего пронизано всё кружево постановки.
С натянутыми, как струна, нервами удаляюсь с репетиций из малого зала "Тайзан59", где 29 и 30 сентября зазвенит премьера нового спектакля.
Как сообщили в министерства культуры Бурятии, премьера комедийного спектакля "Ууган хубуун" была приурочена к 85-летию великого писателя Александра Вампилова. Среди высокопоставленных гостей с инспекционным визитом была министр культур Бурятии Соёлма Дагаева.
Фото Туяа Ямпиловой.
Покупка билетов на сайте burdram.ru
Телефон кассы: 222-537.
Действует «Пушкинская карта» при онлайн оплате.