Между медициной и литературой. Как на творчество белгородского поэта и песенника Николая Филатова отреагировали Басков и Пугачёва, а он сам пришёл к написанию сценариев фильмов
«Медицина от отца, поэзия от матери»
— Я родился в городе Фатеже Курской области, но почти с рождения живу в Белгороде. Здесь я ходил в ясли, садик и школу, а каждое лето уезжал в деревню к папиным родителям. Первозданная природа, река, выгоны для скота, пастбища. Мы с моим дядей занимались пасекой, с тётей собирали сено, пасли коров. И вот этот прекрасный деревенский запах, сочетающий в себе ароматы луговых трав и цветочного мёда, уже навевает лирические темы. А говор у местных жителей такой своеобразный и приятный. Все эти эмоции и привили мне любовь к творчеству и к русскому языку, — начинает рассказ о себе мой собеседник.
— Помню особенный случай, когда оказался на настоящей мельнице. Когда включили агрегат, мотор загудел и начали работать жернова, а потом мы внизу забрали готовую муку, и тётя испекла хлеб в русской печи. На меня семилетнего всё это произвело очень сильное впечатление.
Учился я в школе №2 в Белгороде. Затем поступил в Курский медицинский институт и продолжил [медицинскую] династию уже в третьем поколении. Мой отец Григорий Иванович тоже был врачом. У меня ещё двое родных братьев, но только я продолжил врачебное дело, а они выбрали для себя технические специальности.
И вот, всю жизни у меня два любимых дела — медицина и литература. И я всегда разрывался между двумя стихиями.
— Медицина — от папы, а тяга к литературному творчеству?
— От мамы. Моя мама Мария Никаноровна в молодости писала стихотворения. Они были неплохие, но публиковать она не решалась. И когда я занялся поэзией, она меня очень хорошо поддержала, сказав, что у меня это хорошо получается. Сначала мне хотелось писать просто для себя, потом для своих родных, а когда учился в школе, я уже показывал свои стихотворения одноклассникам.
Своё первое стихотворение «Зима» я написал в далёком 1970 году.
«Поэзия — смысл всего»
— А вам хотелось опубликовать свои стихи?
— Конечно. В 1975 году дело было. Моя тётя жила в Москве и работала в школе вместе с супругой Бориса Полевого (автора «Повести о настоящем человеке» — прим. Ф.). Он тогда был главным редактором журнала «Юность». Вот через это знакомство я и решил попробовать начать публиковаться. Собрал все свои листочки со стихами, переписал в тетрадку 24 листа, отослал и сидел мечтал, что их опубликуют. А через некоторое время получал ответ, подписанный лично Борисом Полевым и его заместителем Андреем Дементьевым. Писали, что мол, перспективы, конечно, есть, и они готовы опубликовать мои стихи, раз уж моя тётя очень их просила, однако… предложили мне самому принять «мужское» решение: публиковать или нет.
Я две недели думал и решил, что такого снисхождения мне не нужно. В итоге стихи мои не опубликовали. К тому же я потерял много текстов, потому что рукописи не рецензируются и не возвращаются автору.
После той неудачной попытки я стал заводить тетрадки и записывать всё в них, а не на листочках. Поэтому считаю, что именно с этого года я начал заниматься литературной деятельностью, как только соприкоснулся с этими мэтрами.
— Неудачный опыт не сломал ваше желание заниматься литературой. А где же вышла ваша первая публикация?
— В 1977 году я поступал в вуз и писал на вступительных экзаменах сочинение. В приёмной комиссии был местный писатель Михаил Еськов. После экзамена я подошёл к нему и признался, что уже несколько лет пишу стихи.
Он почитал и предложил представить меня редактору студенческой газеты «Медик». Там я все шесть лет учёбы публиковал свои стихи, статьи и прочее. Их заметили, и стали приглашать меня публиковаться и в другие региональные издания. Тогда я почувствовал, что становлюсь писателем.
— А когда вышла ваша первая книга?
— Это был сборник стихотворений «Горит звезда над материнским полем». Её я публиковал самостоятельно в 1993 году. Она хорошо иллюстрирована, но для читающей публики прошла практически незамеченной. Я сделал для себя определённые выводы. Через год выпустил вторую книгу «Признание» уже в цвете, включил в сборник любовную лирику. И именно после издания этой книги меня стали узнавать в лицо, а книги разошлись по библиотекам.
— Что для вас значит поэзия?
— Поэзия — это смысл всего. Это самовыражение, возможность донести до каждого любовь к большой и малой Родине, к женщине, к природе. Таким образом, я отдаю частичку своей души через сострадание, сопереживание. Но не только как литератор, а ещё и как врач. И в этом смысле я очень рад, что Бог наградил меня таким даром.
«По три песни в неделю»
— Когда вы начали писать песни?
— С 2003 года и до 2019 года я занимался только этим. Тут совсем другой стиль, другой жанр и строится там всё совсем иначе. Сначала я отправлял исполнителям свои сборники, а потом исполнители и композиторы сами стали находить меня через социальные сети, через мой официальный сайт. Я работаю с людьми из разных регионов, и многими местными авторами и композиторами. С Ларисой Ковалёвой мы сделали несколько песен, белгородка Ирина Колядина, Александр Кофан из Борисовского района, Александр Селеменев из Чернянского района.
— Для кого-то из больших звезд писали песни, или, может быть, знакомы лично?
— Да, после обращения ко мне одного человека, я получил прямые контакты многих известных артистов: Аллы Пугачёвой, Николая Баскова, Михаила Шуфутинского и других. Я познакомился с ними лично, но знакомства были кратковременными.
Я предложил Николаю Баскову песню о зиме «Боль моя», мы написали её вместе с Александром Кофановым из Борисовского района. Николай ответил, что песня отличная, и он бы её взял, но прозвучит она часа в три ночи первого января, а потом 13-го числа её повторят. И добавил, что после его исполнения никто песню не возьмёт. В общем мы с Кофановым решили, что песня останется у меня.
Для Аллы Борисовны Пугачёвой мы вместе с Михаилом Киселёвым из Приморского края написали песню к её дню рождения. В присланном ответе она мне пишет: «Николай Егорович, песня великолепная. Приглашаю вас Москву на съёмки программы «А-Фактор», представлю вас как автора этой песни». Я тут же пишу Михаилу, что нас приглашают на телевидение. Но в итоге ничего не получилось по объективным причинам.
«За простотой скрывается глубокий смысл»
— С чего началось увлечение театром?
— Буквально в ста метрах от моего института находился Русский драматический театр имени Александра Сергеевича Пушкина. Его главным режиссёром тогда был Владимир Бортко. С ним меня познакомил тоже Михаил Еськов. И когда я дал Бортко свои стихотворения, он сказал, что у меня светлое будущее. А потом велел администратору выдать мне единый билет на все спектакли. Так я по нескольку раз посмотрел каждый, изучал это всё. Однажды после очередного просмотра Владимир Бортко подошёл ко мне и спросил, не надумал ли я начать писать пьесы. А я тогда про себя подумал: ну, как это возможно без опыта… Он напророчил, что я к этому ещё вернусь, и я пообещал ему, что начну писать.
Обидно, что при его жизни я не успел выполнить данное обещание, — Владимир Бортко умер в 1983 году. Я же продолжал писать стихи, выпустил десять сборников, а это больше тысячи стихотворений, печатался даже за границей. Один сборник стихов выходил за другим, и тогда я решил попробовать что-то новое.
Обложка мюзикла Николая Филатова
— И когда вы вернулись к пьесам?
— Году в 2019-м я решил, что пришло время исполнить давнее обещание и написал несколько пьес. Одна называется «Тайна жизни моей». Сюжет основан на военной истории. Действие происходит в 1944 году. Главный герой работает журналистом в Курской области. В какой-то момент его призывают на войну. Там он попадает в плен и сбегает оттуда, но затем попадает второй раз и уже до самого освобождения [там остаётся]. Он выдает себя за гражданина Польши. После войны уезжает сначала в Бразилию, а через пять лет перебирается в США.
Надеюсь, в будущем театры заинтересуются этой постановкой. Хочется, конечно, начать с нашего родного Белгородского драматического театра.
В 2023 году я написал либретто к мюзиклу «В дивном Сочи чарующий вечер», созданного в соавторстве с моим другом, композитором Сергеем Шамкаевым. Мюзикл был приурочен к десятому международному литературному фестивалю «Славянская Лира» проходившего в тот год в Минске. Моя работа вышла в финал, а ещё взяла второе место по итогам зрительского голосования. Сергей Шамкаев за мюзикл получил звание заслуженного работника культуры.
Участники фестиваля «Славянская Лира», фото предоставлено Николаем Филатовым
Ещё написал либретто к танцевальному спектаклю «Викинг сердце воина». Музыкальное сопровождение написал композитор из Узбекистана, а поставила спектакль руководитель танцевальной студии Наталья Борисова из Пензы.
Мы работали над ним целый год. Я в этом проекте выступаю как продюсер. Но успешной реализации данного проекта и его гастролям за рубежом помешала эпидемия ковида.
— Николай Григорьевич, вы поистине уникальный человек, который в своём творчестве соединил практически все возможные виды искусства.
— Я даже два сценария уже написал (смеётся). Первый называется «Пока рак на горе не свистнет». Это сложная история. Молодой талантливый композитор, исполнитель, имеющий очень сложные проблемы в семье, сочетает в жизни и творчество, и отношения в семье и вне семьи. У него своя музыкальная группа, он готовится к юбилейному выступлению. И тут у него возникают проблемы со здоровьем, но он пытается успеть всё сделать. Под этот сценарий написано несколько песен на мои тексты.
Ко мне по этому поводу обратились из Москвы. Я показал его режиссёру Александру Сидорову. Однако он ответил, что ему нужно найти финансирование для его реализации.
А в ноябре прошлого года ко мне обратились режиссёр и сценарист из Ташкента из киностудии «Узбекфильм». По замыслу в фильме рассказывается о трагедии местной футбольной команды «Пахтакор», произошедшей в 1979 году.
Фамилии её я в данном случае раскрывать не буду, поскольку проект ещё находится в работе. Я написал 200 листов сценария.
— Что у вас в планах?
— Я все-таки горю желанием достучаться до местной творческой интеллигенции в вопросах драматургии. В качестве поэта меня тоже не сразу приняли. Получилось так, что меня сначала издали в центральной прессе за пределами области, в четырёх странах за рубежом, и только потом я уже получил признание здесь. То же самое произошло и с песнями.
Первые пять–десять лет всё было очень тихо, скромно. Потом бывали дни, когда по три-пять песен в неделю заказывали композиторы.
Сейчас у меня в творчестве идёт драматургическая линия. Я через свои произведения хочу показать, что за кажущейся простотой написанного скрывается очень глубокий смысл. Именно так говорили мне все знакомые писатели, которые читали мои произведения. А у меня несколько очень серьёзных произведений, глубоких, не поверхностных. И для меня очень важна обратная связь от тех, кто читает мои произведения.
Я написал две исторические пьесы, которые ещё никто не видел. Первая из них в уголовно-криминальном стиле, и я признаюсь, что просто не могу остановиться, настолько меня захватил этот жанр. Свои пьесы я ещё ни разу не издавал.
Редакция поздравляет Николая Григорьевича Филатова с 50-летием творческой деятельности и желает исполнить всё запланированное и задуманное. Надеемся ещё и в кино увидеть результат творческих трудов.