Женская тайна «Лунной сонаты» Бетховена
«Лунная соната» Людвига ван Бетховена – не просто великое музыкальное произведение. Сам факт её существования подымает человечество на новую эстетическую и творческую вершину, доказывая, что люди способны создавать музыку, по красоте и гармоничности приближающуюся к великолепию Божественного Творения. Даже для таланта Бетховена это был величайший и редкий взлёт.
Вокруг такого произведения не могла не возникнуть некая романтическая легенда, ведь разумно предположить, что на подобное музыкальное откровение гениального Бетховена могла вдохновить только любовь. А что ещё может вызвать столь сильные и возвышенные чувства?
Соната была написана, примерно, в 1800-1801 году, когда Бетховену было 30 лет. Сначала она называлась просто Соната № 14 для фортепиано в трёх частях: Adagio sostenuto, Allegretto, Presto agitato. Её форма отличалась от классической сонатной, поэтому Бетховен при публикации сопроводил сонату комментарием «quasi una Fantasia» («в духе фантазии») и посвящением «Alla Damigella Contessa Giullietta Guicciardri» («Посвящается графине Джульетте Гвиччарди»).
«Теперь я чаще бываю в обществе, и потому жизнь моя стала веселее, — писал Бетховен своему другу доктору Францу Вегелеру в ноябре 1800 года. — Эту перемену произвела во мне милая, очаровательная девушка, которая меня любит, и которую я люблю. У меня снова бывают светлые минуты, и я прихожу к убеждению, что женитьба может осчастливить человека».
В таком настроении началась работа над «Лунной сонатой», которую так назвал уже в 1832 году ещё один друг Бетховена, немецкий поэт Людвиг Рельштаб, увидевший в первой части произведения образ «лунного света над Фирвальдштетским озером».
Однако в начале 1802 года композитор получил от Джульетты записку следующего содержания: «Я ухожу от гения, который уже победил, к гению, который еще борется за признание. Я хочу быть его ангелом-хранителем».
Избранником несостоявшейся невесты Бетховена стал её ровесник, равный ей также и по общественному положению граф Роберт фон Галленберг. Граф Галленберг тоже был композитором. Тогда ещё, разумеется, начинающим.
В 1803 году Джульетта Гвиччарди выходит замуж за графа фон Галленберга и уезжает с мужем в Италию.
В целом, об отношениях Бетховена и 18-летней графини Гвиччардли доподлинно известно только то, что она вначале была ученицей великого композитора, а потом у них возникла любовная связь, завершившаяся разрывом и последующим замужеством Джульетты.
Надо сказать, что у Бетховена, даже несмотря на постигшую его глухоту, было много друзей. Чего стоит хотя бы дружба с Андреем Разумовским, который даже специально содержал струнный квартет, исполняющий произведения Бетховена.
Мы подробно писали об их дружбе в материале «Меценат Бетховена»
Понятно, что в трактовке друзей композитора и почитателей его таланта Джульетта выглядела недалекой меркантильной особой, отдавшей предпочтение богатому знатному бездарю Галленбергу и оставившей Бетховена страдать.
Может быть. Но именно она стала музой великого произведения – у блестящего музыканта Бетховена было немало неравнодушных к нему учениц, а на создание «Лунной сонаты» его вдохновила именно Джульетта. Значит, была в ней некая великая женская тайна. Кстати, в истории не так уж и много женщин, вдохновивших великих мужчин на действительно великие дела. Если не считать Елену Троянскую, то вспоминаются разве что Беатриче и Лаура.
Интересно, что почти через 200 лет у Джульетты Гвиччарди нашёлся ещё один поклонник. В 1993 году российский композитор Виктор Екимовский (считающийся, между прочим, одним из самых исполняемых современных композиторов) создал произведение, названное им «Лунная соната» и посвященное Джульетте Гвиччарди. Мы не будем останавливаться на музыкальных качествах этого смелого эксперимента, который объединяет с оригиналом, скорее всего, только внутренний мир Екимовского. Важно, что Джульетта не забыта.
Тем более, было бы интересно узнать её личную версию отношений с Бетховеном. Она изложена в материале «Людвиг и Джульетта. Не по Шекспиру»
Сложно ручаться за историческую достоверность данного документа, но то, что у графини фон Галленберг был свой, отличный от широко распространённого нынче, взгляд на произошедшее, сомнений не вызывает.
Источник: медиа портал АТС creativpodiya.com