Какая самая известная симфония Бетховена?
Пятую симфонию до минор Бетховен посвящает своим покровителям и знаменитым покровителям — австрийскому принцу чешского происхождения Ф. И. Лобковицу и русскому послу в Вене графу А. К. Разумовскому.
Премьера и символика
Впервые она была исполнена во время авторского концерта в Венском театре 22 декабря 1808 года вместе с Пасторальной симфонией. Концерт оказался неудачным. Во время репетиции композитор поссорился с музыкантами. В зале было холодно, публика сидела в шубах и равнодушно встречала новые симфонии Бетховена.
Впоследствии Пятая симфония стала самой популярной из его наследия. В нем сосредоточены наиболее типичные черты стиля Бетховена; наиболее ярко и лаконично воплотил главную идею своего творчества, которую обычно формулируют так: через борьбу к победе. Короткие рельефные темы сразу и навсегда запечатлеваются в памяти. Один из них, слегка видоизмененный, проходит через все партии (следующее поколение композиторов часто будет использовать этот прием, заимствованный у Бетховена). Об этой теме, своего рода четырехнотном лейтмотиве с характерным стучащим ритмом, Бетховен сказал: «Так судьба стучится в дверь».
Музыка
Первая часть начинается с темы судьбы, дважды повторенной фортиссимо. Основная партия сразу активно развивается и стремится к вершинам. Тот же мотив судьбы начинается в боковой партии и постоянно напоминает о себе в басах струнной группы. Контрастная побочная мелодия, ритмичная и нежная, однако завершается звонкой кульминацией: весь оркестр в угрожающем унисон повторяет мотив судьбы. Вырисовывается зримая картина упорной, непримиримой борьбы. Первая часть не содержит заключения, оставляя слушателя в напряжении от продолжения.
Где оно принадлежит. Ученые исполнят последнее желание Бетховена
Медленная вторая часть была задумана композитором как менуэт. В окончательном варианте первая тема напоминает песню, легкую, строгую и сдержанную, а вторая тема, первоначально вариант первой, приобретает героические черты от духовых инструментов и гобоя в сопровождении ударов литавр. Не случайно мотив судьбы звучит скрытно и тревожно, как напоминание.
Излюбленная Бетховеном форма двойных вариаций выдержана в строго классических принципах: обе темы излагаются все более кратко, обрастают новыми мелодическими линиями, полифоническими имитациями, но всегда сохраняют ясный, яркий характер, становясь к концу еще более величественными и торжественными. часть.
Тревожное настроение возвращается в третьей части. Столкновения и борьба, начавшиеся в сонате-аллегро первой части, продолжаются. Первая тема диалогична — на скрытый вопрос, звучащий едва уловимо в глухом басе струнной группы, отвечает задумчивая, грустная мелодия скрипок и альтов, поддержанная духовыми инструментами.
Валторны, в сопровождении всего оркестра, утверждают мотив судьбы: в таком грозном, неумолимом варианте он еще не встречался.
8 интересных фактов о Бетховене, которые вы НЕ знали
Финал, начинающийся без перерыва, наполняет светом все вокруг. Торжество победы воплощено в аккордах героического марша. Усиливая его блеск и мощь, композитор впервые ввел в состав симфонического оркестра тромбоны, контрафаготы и пикколо. Здесь ярко и непосредственно отражена музыка эпохи Французской революции – марши, шествия, массовые гулянья разбушевавшейся толпы.
Рассказывают, что наполеоновские гренадеры, присутствовавшие на концерте в Вене, при первых звуках финала вскочили со своих мест и отдали честь.
Масса подчеркнута простотой тем, преимущественно полноценным оркестром — запоминающимся, энергичным, без деталей. Их объединяет ликующий характер, который не нарушается в своем развитии до тех пор, пока в него не вторгается мотив судьбы. Это звучит как напоминание о прошлых трудностях и, возможно, предвестник будущего: битвы и жертвы еще будут. Но теперь тема судьбы уже не имеет такой устрашающей силы. Ликующий повтор подтверждает окончательную победу. Продолжая сцены массового празднования, Бетховен завершает в финале сонату-аллегро.
The post Какая самая известная симфония Бетховена? appeared first on Омутнинские Вести.