Добавить новость

О Пятой симфонии Бетховена (видео)

При упоминании «Пятой симфонии» в памяти всплывает характерный мотив из четырёх нот, открывающий партитуру. Композиторы до Бетховена и после него тоже написали пятые симфонии. Но Бетховен написал Пятую симфонию.

Бетховен в 1804 году, в начале работы над Пятой симфонией; фрагмент портрета работы В. Й. Мелера. (Public Domain)

Бетховен сочинял свои пятую и шестую симфонии одновременно с 1804 по 1808 год. Обе были впервые исполнены в рамках одной и той же масштабной программы 22 декабря 1808 года в Вене, на концерте, который также включал Четвёртый фортепианный концерт композитора, Gloria из его Мессы до мажор, «Хоровую фантазию» (которая предвосхищала финал Девятой симфонии) и импровизации на фортепиано.

Экземпляр нот симфонии с посвящением князю И. Ф. М. Лобковицу и графу Разумовскому. (Boris Fernbacher/CC BY-SA 3.0)

Пятая симфония Бетховена наиболее известна своей первой частью, озаглавленной Allegro con brio, которая концентрирует силу одного короткого музыкального мотива таким образом, который ранее не использовался.

Три соль и ми-бемоль

Та-та-та- ТАА.
Все узнают вступление, за которым тут же следует повторение…
Та-та-та-ТАА… на разных тонах.

Эта ритмическая фигура в виде сжатого кулака убедительна, и мы будем слышать её на протяжении всех семи с лишним минут первой части. Но сами тональности выдают элемент первой части, о котором нечасто упоминают: двусмысленность тональности.

Пятая симфония Бетховена была его первой симфонией в минорном ключе. Минорные симфонии не были чем-то неслыханным на рубеже XIX века, но они были редки. Например, из 41 симфонии Моцарта только две написаны в минорной тональности. Поэтому, когда первые ноты пятой симфонии состоят из трёх соль и ми-бемоль, подразумевается ми-бемоль мажор, и это было ожидаемо слушателями в 1808 году, когда большинство симфоний были в мажорных тональностях.

Причина неоднозначности заключается в следующем: соль и ми-бемоль — это пятая и третья ступени шкалы си-минор. Но они также являются третьей и первой ступенями мажорной гаммы ми-бемоль. Ответные ноты — фа и до — также относятся к обеим тональностям. Только после первых восьми нот мы можем быть уверены, что движение минорное, и даже тогда прогресс минорных гармоний прерывается примерно через две минуты смелым призывом валторны в ми-бемоль мажоре. (См. видео и временные метки ниже.)

За исключением короткой и контрастной второй темы (в ми-бемоль мажоре) и внезапного вторжения ближе к концу протяжного соло гобоя, вся первая часть посвящена отработке начального мотива в разных тональностях. Есть и заключительная тема, но движение возвращается к «та-та-та-та-таАА» и заканчивается ею, а не заключительной темой, как это обычно бывает. Неудивительно, что первая часть Симфонии № 5 Бетховена установила стандарт мотивного развития для последующих симфоний.

Вторая часть, Andante con moto, является идеальным дополнением к первой части. Если первая часть — это сжатый кулак, то вторая — расслабленный, размашистый набор тем и вариаций ля-бемоль мажор. Она дышит там, где первая часть задерживала дыхание. Здесь есть и величественные моменты, и задумчивые, и всё мирно завершается в невозмутимой гармонии.

Третья часть, скерцо (оживлённая), обозначенная как Allegro, открывается таинственным журчанием низких струнных, а затем погружается в благородную маршевую тему под руководством медных, в которой используется ритм «та-та-та-та-таАА». Трио, традиционная средняя часть скерцо, представляет собой энергичную мини-фугу, которая предъявляет виртуозные требования к виолончелям и басам. Тема скерцо триумфально возвращается, трио повторяется, затем снова звучит тема скерцо, тихо сыгранная деревянными духовыми и струнными pizzicato (щипковыми), но она не завершается. Вместо этого Бетховен не доводит скерцо до завершения, как это обычно бывает, а создаёт призрачный музыкальный мост от него к финалу, взрывающемуся величием до мажора.

Победоносная музыка и три тромбона

Двусмысленность мажор-минор первой части лежала между до минором и ми-бемоль мажором. Но в последней части, обозначенной как Allegro, победителем мажорной тональности становится до мажор, восходящий, как летняя заря после угасания скерцо. Это победа без изъяна, с бравурными темами, возносящимися к небесам. Чтобы усилить чистую мощь, Бетховен вводит пять инструментов, не звучавших до сих пор: пикколо, контрафагот и три тромбона. Это первое использование Бетховеном тромбонов в симфонии и одно из первых появлений тромбонов в симфоническом произведении.

Примерно в середине финала, который обычно длится около 10 минут, тема скерцо возвращается, словно напоминая нам о борьбе, которая потребовалась, чтобы добраться до места триумфа. Наконец, финал — и симфония приближается к знаменательному завершению.

По словам секретаря композитора Антона Шиндлера, Бетховен описал знаменитый вступительный мотив как «судьба, стучащаяся в дверь». Шиндлер был известен тем, что приукрашивал факты, чтобы сделать вещи более интересными, но тем не менее судьба была навязчивой идеей для композитора. Независимо от того, о судьбе ли идёт речь в Пятой симфонии Бетховена или о чём-то ещё, она является важной вехой в развитии симфонической формы от развлечения к музыкальной метафоре, от приятного развлечения к созданию самодостаточных миров мысли и чувства. Она заслуживает статуса совершенного образца формы.

Антон Шиндлер, секретарь Бетховена. (Public Domain)

Посмотрите и послушайте Пятую симфонию Бетховена в исполнении Лейпцигского оркестра Гевандхауса под управлением Герберта Бломштедта.

Ниже приведены временные метки для некоторых из ключевых моментов Пятой симфонии, описанных выше.

0:10 симфония начинается с Allegro con brio.

1:36 экспозиция — первая часть первой части — повторяется.

2:59 звук трубы возвещает о тональности ми-бемоль мажор.

4:37 протяжное соло гобоя ненадолго прерывает развитие мотива.

6:52 вступительный мотив снова появляется в конце, завершая первую часть.

7:45 начинается вторая часть Andante con moto.

17:50 третья часть, обозначенная как Allegro и выполненная в форме скерцо, начинается со звучания низких струнных.

18:15 внезапно настроение меняется под воздействием мощной темы в исполнении духовых инструментов.

19:43 виолончели и басы начинают средний раздел части.

24:51 после повтора двух частей скерцо первая часть повторяется снова, но уже в призрачном эхо, что приводит к столь же призрачному мосту, который продолжается без остановки до самого финала.

26:21 финал разражается великолепием до мажор.

31:44 тема скерцо неожиданно появляется в середине финала.

Композитор Бодров: Великая Победа – доказательство воли, силы и возможностей нашего народа

По нотам Ильича. Каждые 6 минут в мире исполняется произведение Чайковского

Басков, Вдовиченков и не только: кто из звезд готовится к новоселью

Басков рассказал, что шесть часов не может покинуть самолет в Петербурге

Новости тенниса


Карен Хачанов

Хачанов: Главное всегда — это победа, поэтому имеем то, что имеем



Все новости по теме на сегодня

Людвиг ван Бетховен в новостях



«Победа — наше достояние»: Башмет поделился чувствами в отношении 9 Мая

Модель Валентина Иванова в топе-сетке снялась с Тимати

Поднял цену на 2 тысячи рублей и даст два концерта вместо одного: в Перми выступит Александр Розенбаум

Ильдар Абдразаков и Юрий Башмет: Песни Победы на Мамаевом кургане


Музыкальные новости

Классика

Вся классика

Рок

Поп

Рэп

Барды

Музыка

PR

Новости тенниса

Новости тенниса


Дарья Касаткина

Дарья Касаткина переходит под флаг Австралии для спокойной жизни





Вышел совместный сингл Холзи и вокалистки Evanescence Эми Ли для фильма «Балерина»

Искусство на службе добра: Ростов-на-Дону принимает благотворительный концерт «Культура в помощь Донбассу»

По нотам Ильича. Каждые 6 минут в мире исполняется произведение Чайковского

Фестиваль к 185-лет­ию Петра Чайковского на Приморской сцене Мариинского театра



Poisk-Music.ru — тематический дочерний проект популярных новостных сайтов Life24.pro и BigPot.news о музыке, музыкантах, певцах, композиторах (слухи, сплетни, разговоры и дискуссии о музыке, культуре, жанрах, VIP-скандалы — в новостях и статьях). Тайны светской жизни звёзд — в кадре и за кадром шоу-бизнеса сегодня и сейчас. Новости о музыке, и не только...

Опубликовать свою новость по теме в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь


Rss.plus


Новости России


Мир

Вся Хургада стоит на ушах: полиция не может поймать обезьяну-вора, взламывающую номера в отелях, квартиры и магазины



Все города России от А до Я

Moscow.media

Шоу-биз — сегодня и сейчас (ежесекундное обновление новостей) от более чем 20 000 независимых тематических источников информации онлайн! Мы собрали ВСЁ, что интересно по этому поводу — СЕГОДНЯ, а ещё больше новостей — здесь.



Новости России







Музыкальные новости