Добавить новость

О Пятой симфонии Бетховена (видео)

При упоминании «Пятой симфонии» в памяти всплывает характерный мотив из четырёх нот, открывающий партитуру. Композиторы до Бетховена и после него тоже написали пятые симфонии. Но Бетховен написал Пятую симфонию.

Бетховен в 1804 году, в начале работы над Пятой симфонией; фрагмент портрета работы В. Й. Мелера. (Public Domain)

Бетховен сочинял свои пятую и шестую симфонии одновременно с 1804 по 1808 год. Обе были впервые исполнены в рамках одной и той же масштабной программы 22 декабря 1808 года в Вене, на концерте, который также включал Четвёртый фортепианный концерт композитора, Gloria из его Мессы до мажор, «Хоровую фантазию» (которая предвосхищала финал Девятой симфонии) и импровизации на фортепиано.

Экземпляр нот симфонии с посвящением князю И. Ф. М. Лобковицу и графу Разумовскому. (Boris Fernbacher/CC BY-SA 3.0)

Пятая симфония Бетховена наиболее известна своей первой частью, озаглавленной Allegro con brio, которая концентрирует силу одного короткого музыкального мотива таким образом, который ранее не использовался.

Три соль и ми-бемоль

Та-та-та- ТАА.
Все узнают вступление, за которым тут же следует повторение…
Та-та-та-ТАА… на разных тонах.

Эта ритмическая фигура в виде сжатого кулака убедительна, и мы будем слышать её на протяжении всех семи с лишним минут первой части. Но сами тональности выдают элемент первой части, о котором нечасто упоминают: двусмысленность тональности.

Пятая симфония Бетховена была его первой симфонией в минорном ключе. Минорные симфонии не были чем-то неслыханным на рубеже XIX века, но они были редки. Например, из 41 симфонии Моцарта только две написаны в минорной тональности. Поэтому, когда первые ноты пятой симфонии состоят из трёх соль и ми-бемоль, подразумевается ми-бемоль мажор, и это было ожидаемо слушателями в 1808 году, когда большинство симфоний были в мажорных тональностях.

Причина неоднозначности заключается в следующем: соль и ми-бемоль — это пятая и третья ступени шкалы си-минор. Но они также являются третьей и первой ступенями мажорной гаммы ми-бемоль. Ответные ноты — фа и до — также относятся к обеим тональностям. Только после первых восьми нот мы можем быть уверены, что движение минорное, и даже тогда прогресс минорных гармоний прерывается примерно через две минуты смелым призывом валторны в ми-бемоль мажоре. (См. видео и временные метки ниже.)

За исключением короткой и контрастной второй темы (в ми-бемоль мажоре) и внезапного вторжения ближе к концу протяжного соло гобоя, вся первая часть посвящена отработке начального мотива в разных тональностях. Есть и заключительная тема, но движение возвращается к «та-та-та-та-таАА» и заканчивается ею, а не заключительной темой, как это обычно бывает. Неудивительно, что первая часть Симфонии № 5 Бетховена установила стандарт мотивного развития для последующих симфоний.

Вторая часть, Andante con moto, является идеальным дополнением к первой части. Если первая часть — это сжатый кулак, то вторая — расслабленный, размашистый набор тем и вариаций ля-бемоль мажор. Она дышит там, где первая часть задерживала дыхание. Здесь есть и величественные моменты, и задумчивые, и всё мирно завершается в невозмутимой гармонии.

Третья часть, скерцо (оживлённая), обозначенная как Allegro, открывается таинственным журчанием низких струнных, а затем погружается в благородную маршевую тему под руководством медных, в которой используется ритм «та-та-та-та-таАА». Трио, традиционная средняя часть скерцо, представляет собой энергичную мини-фугу, которая предъявляет виртуозные требования к виолончелям и басам. Тема скерцо триумфально возвращается, трио повторяется, затем снова звучит тема скерцо, тихо сыгранная деревянными духовыми и струнными pizzicato (щипковыми), но она не завершается. Вместо этого Бетховен не доводит скерцо до завершения, как это обычно бывает, а создаёт призрачный музыкальный мост от него к финалу, взрывающемуся величием до мажора.

Победоносная музыка и три тромбона

Двусмысленность мажор-минор первой части лежала между до минором и ми-бемоль мажором. Но в последней части, обозначенной как Allegro, победителем мажорной тональности становится до мажор, восходящий, как летняя заря после угасания скерцо. Это победа без изъяна, с бравурными темами, возносящимися к небесам. Чтобы усилить чистую мощь, Бетховен вводит пять инструментов, не звучавших до сих пор: пикколо, контрафагот и три тромбона. Это первое использование Бетховеном тромбонов в симфонии и одно из первых появлений тромбонов в симфоническом произведении.

Примерно в середине финала, который обычно длится около 10 минут, тема скерцо возвращается, словно напоминая нам о борьбе, которая потребовалась, чтобы добраться до места триумфа. Наконец, финал — и симфония приближается к знаменательному завершению.

По словам секретаря композитора Антона Шиндлера, Бетховен описал знаменитый вступительный мотив как «судьба, стучащаяся в дверь». Шиндлер был известен тем, что приукрашивал факты, чтобы сделать вещи более интересными, но тем не менее судьба была навязчивой идеей для композитора. Независимо от того, о судьбе ли идёт речь в Пятой симфонии Бетховена или о чём-то ещё, она является важной вехой в развитии симфонической формы от развлечения к музыкальной метафоре, от приятного развлечения к созданию самодостаточных миров мысли и чувства. Она заслуживает статуса совершенного образца формы.

Антон Шиндлер, секретарь Бетховена. (Public Domain)

Посмотрите и послушайте Пятую симфонию Бетховена в исполнении Лейпцигского оркестра Гевандхауса под управлением Герберта Бломштедта.

Ниже приведены временные метки для некоторых из ключевых моментов Пятой симфонии, описанных выше.

0:10 симфония начинается с Allegro con brio.

1:36 экспозиция — первая часть первой части — повторяется.

2:59 звук трубы возвещает о тональности ми-бемоль мажор.

4:37 протяжное соло гобоя ненадолго прерывает развитие мотива.

6:52 вступительный мотив снова появляется в конце, завершая первую часть.

7:45 начинается вторая часть Andante con moto.

17:50 третья часть, обозначенная как Allegro и выполненная в форме скерцо, начинается со звучания низких струнных.

18:15 внезапно настроение меняется под воздействием мощной темы в исполнении духовых инструментов.

19:43 виолончели и басы начинают средний раздел части.

24:51 после повтора двух частей скерцо первая часть повторяется снова, но уже в призрачном эхо, что приводит к столь же призрачному мосту, который продолжается без остановки до самого финала.

26:21 финал разражается великолепием до мажор.

31:44 тема скерцо неожиданно появляется в середине финала.

«Битва с Розенбаумом?»: Режиссер Франдетти раскрыл секреты мюзикла Басты

Игорь Бутман и его квартет отправляются в тур по Европе

Музыкант Бутман поддержал идею включить патриотические песни в школьную программу

«Я уже пошла платье подбирать!» Роза Сябитова пообещала Ольге Бузовой замужество в этом году в новом выпуске шоу «Сокровища императора»

Новости тенниса


ATP

Хачанов вышел в 1/4 финала турнира ATP в Барселоне



Все новости по теме на сегодня

Людвиг ван Бетховен в новостях



Юные музыканты из Ступина выступили вместе с оркестром «Мелодии России»

Продвижение Песни в Мою Волну музыкального стриминга Яндекс Музыка.

Генерала Генштаба разжаловали в простые орденоносцы // Осужден начальник Главного управления связи Минобороны Вадим Шамарин

«Я уже пошла платье подбирать!» Роза Сябитова пообещала Ольге Бузовой замужество в этом году в новом выпуске шоу «Сокровища императора»


Авто в России и мире

Классика

Вся классика

Рок

Поп

Рэп

Барды

Джаз

Музыка

PR

Новости тенниса

Новости тенниса


WTA

Арина Соболенко вышла в полуфинал турнира WTA-500 в Штутгарте





Как Оксана Акиньшина закадрила Шнурова, почему не удержала Воробьева и бросила ли мужа ради Козловского

Друг Техника рассказал, что рэпер уважал Цоя и не считал себя равным ему

Певца Эдуарда Шарлота исключили из реестра террористов и экстремистов

Игорь Бутман назвал патриотические песни достойной базой для школьников



Poisk-Music.ru — тематический дочерний проект популярных новостных сайтов Life24.pro и BigPot.news о музыке, музыкантах, певцах, композиторах (слухи, сплетни, разговоры и дискуссии о музыке, культуре, жанрах, VIP-скандалы — в новостях и статьях). Тайны светской жизни звёзд — в кадре и за кадром шоу-бизнеса сегодня и сейчас. Новости о музыке, и не только...

Опубликовать свою новость по теме в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь


Rss.plus


Новости России


Мир

Отдохните с комфортом после весеннего полумарафона



Все города России от А до Я

Moscow.media

Шоу-биз — сегодня и сейчас (ежесекундное обновление новостей) от более чем 20 000 независимых тематических источников информации онлайн! Мы собрали ВСЁ, что интересно по этому поводу — СЕГОДНЯ, а ещё больше новостей — здесь.



Новости России







Музыкальные новости