Восточная нега и роскошь. Какой вернулась в Большой театр «Шехеразада»
В Большом театре — первая балетная премьера юбилейного 250-го сезона. Восхитительная во всех смыслах «Шехеразада» представлена в программе одноактных балетов вместе с «Петрушкой» и «Жар-птицей», премьера которых состоялась минувшим летом.
Все три постановки — Михаила Фокина, бережно восстановленные балетмейстером Андрисом Лиепой.
Фокин делал эскизы для Билибина
Интерес Андриса к наследию Фокина (в начале ХХ века — хореограф Мариинского балета, худрук, балетмейстер и танцовщик «Русских сезонов» Дягилева) достался ему от отца, премьера Большого театра Мариса Лиепы, который собирал информацию и книги обо всем, что было связано с «Русскими сезонами».
Андрис с детства рассматривал картинки в папиных книжках. И настолько увлекся, что, закончив танцевать, не мог не заняться восстановлением балетов. Тем более что в конце 1980-х внучка Фокина Изабель показала Андрису кинокадры, снятые ее дедом на репетициях — в том числе «Шехеразады», поставленной на музыку Николая Римского-Корсакова. А в середине прошлого века сын Фокина Виталий отправил в СССР три сундука с архивными материалами отца, которые потом 35 лет лежали мертвым грузом в Ленинградской библиотеке им. Луначарского. Пока Андрис не пришел туда и не попросил ему выдать для изучения бесценные материалы. Например, эскизы Фокина, которые он делал — на минуточку! — для самого Билибина. Там были изображения билибошек, «поганого пляса», раскруток в «Шехеразаде»...
Обнаженный торс был вызовом
Мировая премьера балета «Шехеразада» в рамках «Русских сезонов» состоялась в 1910 году на сцене Парижской оперы. Успех был оглушительным.
В роли Зобеиды публику очаровывала Ида Рубинштейн (потом — Тамара Карсавина). Партию Золотого раба (тогда писали: «негр») танцевал непревзойденный Вацлав Нижинский. Тот, чье имя на долгие десятилетия станет магическим, притягивающим к себе внимание. Даже когда самого танцовщика уже не будет.
Декорации и костюмы к спектаклю были выполнены художником Львом Бакстом, который после премьеры признался жене, что «такого оглушающего успеха» не ожидал.
Бакст и Фокин были увлечены реформированием театрального костюма. Пачки и пуанты в восточном спектакле превратились в шаровары и восточные туфли. Костюм Нижинского был самым роскошным: парчовые шаровары, золотые украшения с драгоценными камнями на шее, у запястий и на лодыжках. А вот обнаженный торс 115 лет назад был вызовом общественной морали. Тогда тело еще прикрывали.
Немудрено, что Национальные музеи Франции приобрели эскизы декораций и костюмов. На Западе начался культ Бакста, художник получил прижизненную славу. А парижские дамы побежали к модисткам — заказывать тюрбаны да шаровары.
Суперзанавес Валентина Серова
И сейчас восстановленные Анатолием и Анной Нежными по эскизам Бакста декорации и костюмы к «Шехеразаде» завораживают: роскошные балдахины, мягкие подушки, цветовая гамма драгоценных сапфиров и изумрудов, которую дополняют в деталях янтарные и аметистовые оттенки.
А чего стоит суперзанавес (так называет его Андрис Лиепа) к балету, придуманный больше 100 лет назад художником Валентином Серовым! Чудо, что его удалось воссоздать. Спасибо Марису Лиепе, который когда-то купил на аукционе буклет с эскизом занавеса. Спасибо Андрису, что спустя годы нашел тот буклет и показал художнику Анатолию Нежному. Сам эскиз, выполненный Серовым для «Русских сезонов», хранится в Третьяковке. В ХХI веке над занавесом работали 12 художников Большого театра.
И вот суперзанавес поднимается, а там... «гарем, атмосфера неги и роскошного заточения, изумрудные тоны — все предвещает надвигающуюся катастрофу, нам передается напряжение, разлитое в воздухе как предвестие скорого взрыва», — свидетельствовал французский писатель Жан Кокто.
Балетмейстер Андрис Лиепа — теперь еще и реставратор. Буквально по крупицам он воссоздает утерянное, но то, что потеряться никак не может. Как сказал худрук Валерий Гергиев, такие спектакли не могут не идти на сцене Большого театра России. Поэтому за последние месяцы здесь уже были показаны не только «Жар-птица» и «Петрушка», но и «Свадебка», и «Весна священная». И вот — новая работа балетного коллектива.
В самом драмбалете, или хореографической драме, «Шехеразада» (либретто Льва Бакста и Михаила Фокина по мотивам арабских сказок) ничего сверхъестественного, кажется, нет. Однако «хореография не так проста, как кажется, — уверяет Лиепа. — Мы с отцом переняли фокинскую манеру, и теперь я стараюсь передать ее молодым артистам».
Илзе Лиепа просвещала юных балерин
В Большом театре «Шехеразада» была поставлена в 1923 году балетмейстером Леонидом Жуковым. Но спектакль показали всего четыре раза, последнее представление состоялось 19 февраля 1924 года. Так что новая работа Андриса Лиепы — действительно огромное событие для всех любителей искусства.
Сегодня в роли любимого раба Зобеиды блистают Владислав Лантратов, Артемий Беляков, Денис Родькин, Егор Геращенко, Дмитрий Выскубенко. Полупрозрачные шаровары самой Зобеиды надевают в очередь Элеонора Севенард, Екатерина Крысанова, Алена Ковалева, Мария Кошкарева, Юлия Степанова.
В преддверии премьеры в Белом фойе Большого театра открыли выставку эскизов костюмов и декораций, подготовленных Анной и Анатолием Нежными на основе эскизов Льва Бакста. За три премьерных дня «Шехеразада» была показана пять раз. Днем в воскресенье, например, зрители могли получить автограф художника Анатолия Нежного на буклете к выставке. А балерина Илзе Лиепа, посетившая премьеру брата, в том же фойе с азартом рассказывала юным балеринам сюжет «Шехеразады». Как пояснил кто-то из присутствующих — детскую версию балета...