Земфира — Бордерлайн (2021)
https://open.spotify.com/album/6khBsXmKA1FKjYVCIBy9kt?si=QVTvMZn_QKuDOSqWeGuO2Q
В моем картине мира Земфира всегда была переоцененной артисткой. Но если проект, сделанный Лагутенко, в начале можно было хоть в какой–то степени назвать свежим: этакая копия Мумий Тролля (привет, Ромашки!) в другом гендерном исполнении, типа такие безоблачные легкие песни о молодости, то с годами я всё больше удивляюсь какой–то нескончаемой клиентской базе и какой–то невероятной популярности безвкусного, в сущности, проекта.
И меня даже не так волнует, что мисс Рамазанова, набирая очки, возомнила себя Цветаевой и ведет себя с окружающими, как хабалка — да мало ли таких? — дело в том, что она всегда была вторичной, с самого начала карьеры, когда копировала Лагутенко и до самого сегодняшнего дня, когда она копирует вообще всё. что попадает под руку. Чудны дела твои, Господи — любит наш народ... всякие разные вещи: то Арию, то Лепса, то Аллегрову, то Гречку...
Хайп вокруг Бордерлайна, как и следовало ожидать, подняли годный: то обложка и название слегка позаимствованные, то мнения критиков, понимаешь, разделились на полярные... Но, после прослушивания пластинки, хоть убейте, я даже не могу сформулировать, для кого всё это было записано? Кому весь этот материал кажется сколь–либо значимым, кто эти люди? Какого возраста, рода деятельности, вероисповедания? Это феминистки, одержимые борьбой со всем плохим за всё хорошее? Тётушки, которые прыгали под Ромашки по лужам 20 лет назад? Хипстолибералы, чувствующие себя максимально угнетенными? Депрессующие от несправедливости мира девочки–подростки? Это Рената Литвинова в единственном числе?
Нет–нет, не поймите неправильно: я ничего не имею против либерального движения как такового и не дай бог не хочу никак его обидеть, ассоциируя с этим альбомом. Но таковое ощущение, что при создании зписи автор (–ша? –ка? –есса?) открыла крайне левое издание, взяла оттуда заголовков, перемешала с закрытыми глазами и из полученного составила текстов. Какая разница зачем, главное, чтобы ключевые слова, беспокоящие народ, были в наличии: так покупается лучше. Лучше?
Это не запись, а аудио–приложение к игре в манифест–бинго: кто первый услышит пять знакомых слов по горизонтали, вертикали или диагонали, может смело кричать: "Буллшит!". Да, каждый день из левых и правых СМИ наши мозги обдают кипятком пропагандисткой риторики, то по очереди, то хором, но зато как дятлы, долбя одно и то же: blm–blm–blm–blm, враги–враги–враги–враги, лгбт–лгбт–лгбт–лгбт, скрепы–скрепы–скрепы–скрепы, даниэль–даниэль–леман–леман... В лучших традициях дятла вуди Земфира чуть не в каждом треке долбит ключевыми словами по темечку, уныло повторяя их в трансе десятки раз тем, до кого, видимо, плохо доходит с одного: Абьюзабьюзабьюабьюзабьюзабьюзабьюзабьюзабьюзабьюз, Тыбесишьменяостинтыбесишьменяостинтыбесишьменяостин.
Но ведь и этот полуроковый транс с повторением по кругу одних и тех же фраз — прием, который активно использовался в альбоме Сплина "Раздвоение Личности" — на минуточку 2006 года. Там что ни трек, то "никтонехочетвойны", "идетволна", "неотвечаетмобильный", "натебевластьимператорна", "всепробкивдоме" и "господитылучшевсех" — это было своеобразно, на любителя и наверняка уже не ново, но в комбинации со странной лирикой Саши Васильева воспринималось как–то органично. Спустя 15 лет у нас появился еще один лихой подражатель Бродскому, зацикликливающий фразы под рок–музыку, а фанаты знай радуются: гениально, мисс! Ну что ж, формула успеха ясна: грабь награбленное — это чётко и очень по–нашему.
Светлым пятном всего этого грандиозного музыкального калейдоскопа теоретически могла бы стать музыкальная часть, если бы не её дико сумбурная концепция. И дело не в общей музыкальной эклектичности, а в том, что альбом звучит совершенно нецельно, неидейно. Часть вещей сильно запродюсировано, интересно, концептуально и мощно звучит — прекрасно слышно, что над ними очень тщательно поработали ("ок", "том", "мама"). Особняком в ряду этих музыкальных удач стоит композиция "Остин" — явный, катастрофический подтыр современных Depeche Mode — и я боюсь, что это совершенно не комплимент: в социалистическом соревновании между Дейвом Гааном и Земфирой понятно побеждает кто. Прочие же треки оставляют ощущение скорее непродуманных и недоделанных наработок, которые бросили на полпути, особо не запариваясь, и так сойдет ("крым", "камон", "пальто", "этим летом")!. На фоне своих мрачных и дорогих собратьев по альбому, они выглядят бледно и аляповато, как пафосная чайное заведение с кружками из икеи.
Лично для меня тесная дружба госпожи Рамазановой с госпожой Литвиновой, результатом которой являются саундтреки к фильмам последней, очень символична: переоцененные манерные женщины концентрируются в одном месте, чтобы удовлетворять самых преданных своих поклонников. Я никогда не понимал ни первых, ни вторых и, пожалуй, не смогу понять и сейчас, потому что творчество обеих артисток в сущности своей — блеф: бесконечное жеманство и заимствование чужих мыслей, идей, смыслов под толстым покрывалом из пиарщиков, продюсеров и менеджеров.
У меня всё.
Написал forkintheass на divanniy.d3.ru / комментировать