Борис Борису рознь: «Самозванцы» — витиеватая драма о судьбах Родины
В конкурсе «Русские премьеры» ММКФ показали «Самозванцев» — полнометражную дебютную драму выпускницы ВГИКа Марии Рейзен по сценарию Сергея Шумакова. Встраиваясь в ряд киноповестей о 90-ых, фильм находит неожиданную рифму с эпохой Бориса Годунова. Подробнее о «Самозванцах», ожидаемых в российском кинопрокате 5 июня, рассказывает Аксинья Трушенко.
1993 год. Журналистка телекомпании «ВИД» Лиза Корчакова (Линда Лапиныш) получает задание сделать материал о смерти своего учителя — оскароносного режиссера Бориса Беркова (Сергей Шакуров). За фактурой женщина отправляется на дачу покойного, где находит целую киностудию и бесконечное количество кассет с фрагментами незавершенного фильма. Оказывается, что режиссер перед таинственной смертью снимал современную версию «Бориса Годунова», где сам сыграл главную роль. Предпринимательская жилка лизиного шефа (Егор Бероев), узнавшего о феноменальном открытии, заставляет его провокационно объявить в прямом эфире о том, что Корчакова доработает фильм сама.
В отличие от рядовой журналистки, ее начальник ищет выгоды и в восторге от того, что его подопечная станет соавтором оскароносца, а он — продюсером потенциального хита. Но для Лизы важнее понять мотивы учителя: она самозабвенно копается в кассетах Беркова, надолго зависает в его доме и параллельно ищет встречи с членами съемочной команды. Ей это вдруг становится важнее, чем происходящий совсем рядом государственный переворот и танки напротив Белого дома, они как фон, монотонный шум новостей в магнитоле.
Время действия маркируется приездом в Москву Майкла Джексона, фразами о необходимости снимать руль у машины – «а то уведут» – да дерзостью телевизионщиков. Последнюю демонстрирует в том числе и Лиза, тыча журналистским удостоверением в нос вооруженным мужчинам, снимающая резкие, бесстрашные и честные репортажи, проявляющая свободолюбие, свойственное многим журналистам того времени. Профессия обязывает быть сильной, но иногда за сдержанностью, собранностью и стальным взглядом скрыты слезы бессилия. Вместе с тем героиня Линды Лапиньш вне работы – заботливая мать и хрупкая женщина, переживающая за любимого человека (Владимир Гуськов), который оказывается в гуще трагических событий в Останкино.
О режиссере мы почти ничего не знаем, кроме того, что «Борис Годунов» — его потенциальный opus magnum. Незаконченный фильм мы смотрим глазами Лизы и, прямо как в романе «Мастер и Маргарита», видим не только мир, в котором жил творец, но и куски его произведения. Пушкинский текст оживает в неожиданных декорациях: собрание бояр проходит в парах турецкого хамама, в сцене разговора с Шуйским Годунов больше напоминает Вито Корлеоне из «Крестного отца», а объяснение между Мариной Мнишек (Уршула Магдалена Малка) и Отрепьевым (Ильдар Гайнутдинов) снято сквозь прозрачное стекло, прямо как во время встречи с заключенным. Оператор Михаил Агранович ловит отражения и создает магическое пространство не то смуты, не то альтернативной версии 90-х.
Еще сильнее усложняет визуальный ряд документальная хроника, прокручивая в мясорубке смутного времени не только пушкинских героев, но и саму Лизу Корчакову. Штурм Останкино начинается во время ключевого диалога со сценаристом недоснятого фильма, его сыграл Александр Адабашьян, необычайной харизмой уводящий зрительское внимание от сути исторического конфликта. Без лишних объяснений драматург ставит диагнозы российской действительности, предваряя дальнейшую кульминацию двумя главными мыслями фильма: смута — «перманентное состояние нашего общества» и «мы живем в мире, где правят самозванцы».
Кружевная структура произведения, сплетенного из документалистики, личной истории и экранизации великой литературы, рождает яркие образы и интересные смысловые параллели. Ключевыми образами становятся три Бориса: Ельцин, Берков и Годунов. А вот музыка не отбивает вехи, а смешивается: не привязываясь ни к какому времени звучат песни группы «КИНО», композиции Сергея Рахманинова и оперы Мусоргского. Так авторы перенаправляют внимание с конкретных событий на исторический процесс в целом. Культурный контекст достигает максимальной широты в финальной сцене: на одиннадцати маленьких экранах транслируются видео с Лениным, Лебединым озером, шапкой Мономаха, иконами и Гагариным. Все мы живем внутри истории, но дух времени нельзя поймать, а попытка его запечатлеть обречена.
Ссылки по теме
«Самозванцы», «Зомби-вампиры из космоса», «Нечто из унитаза»: Самое интересное кино ММКФ-2025
Линда Лапиньш, Сергей Шакуров, Александр Адабашьян и Анна Михалкова станут «Самозванцами»
Фильмы Ивана Соснина, Андрея Зайцева и Антона Маслова вошли в конкурсную программу 47-го ММКФ
1993 год. Журналистка телекомпании «ВИД» Лиза Корчакова (Линда Лапиныш) получает задание сделать материал о смерти своего учителя — оскароносного режиссера Бориса Беркова (Сергей Шакуров). За фактурой женщина отправляется на дачу покойного, где находит целую киностудию и бесконечное количество кассет с фрагментами незавершенного фильма. Оказывается, что режиссер перед таинственной смертью снимал современную версию «Бориса Годунова», где сам сыграл главную роль. Предпринимательская жилка лизиного шефа (Егор Бероев), узнавшего о феноменальном открытии, заставляет его провокационно объявить в прямом эфире о том, что Корчакова доработает фильм сама.
В отличие от рядовой журналистки, ее начальник ищет выгоды и в восторге от того, что его подопечная станет соавтором оскароносца, а он — продюсером потенциального хита. Но для Лизы важнее понять мотивы учителя: она самозабвенно копается в кассетах Беркова, надолго зависает в его доме и параллельно ищет встречи с членами съемочной команды. Ей это вдруг становится важнее, чем происходящий совсем рядом государственный переворот и танки напротив Белого дома, они как фон, монотонный шум новостей в магнитоле.
Время действия маркируется приездом в Москву Майкла Джексона, фразами о необходимости снимать руль у машины – «а то уведут» – да дерзостью телевизионщиков. Последнюю демонстрирует в том числе и Лиза, тыча журналистским удостоверением в нос вооруженным мужчинам, снимающая резкие, бесстрашные и честные репортажи, проявляющая свободолюбие, свойственное многим журналистам того времени. Профессия обязывает быть сильной, но иногда за сдержанностью, собранностью и стальным взглядом скрыты слезы бессилия. Вместе с тем героиня Линды Лапиньш вне работы – заботливая мать и хрупкая женщина, переживающая за любимого человека (Владимир Гуськов), который оказывается в гуще трагических событий в Останкино.
О режиссере мы почти ничего не знаем, кроме того, что «Борис Годунов» — его потенциальный opus magnum. Незаконченный фильм мы смотрим глазами Лизы и, прямо как в романе «Мастер и Маргарита», видим не только мир, в котором жил творец, но и куски его произведения. Пушкинский текст оживает в неожиданных декорациях: собрание бояр проходит в парах турецкого хамама, в сцене разговора с Шуйским Годунов больше напоминает Вито Корлеоне из «Крестного отца», а объяснение между Мариной Мнишек (Уршула Магдалена Малка) и Отрепьевым (Ильдар Гайнутдинов) снято сквозь прозрачное стекло, прямо как во время встречи с заключенным. Оператор Михаил Агранович ловит отражения и создает магическое пространство не то смуты, не то альтернативной версии 90-х.
Еще сильнее усложняет визуальный ряд документальная хроника, прокручивая в мясорубке смутного времени не только пушкинских героев, но и саму Лизу Корчакову. Штурм Останкино начинается во время ключевого диалога со сценаристом недоснятого фильма, его сыграл Александр Адабашьян, необычайной харизмой уводящий зрительское внимание от сути исторического конфликта. Без лишних объяснений драматург ставит диагнозы российской действительности, предваряя дальнейшую кульминацию двумя главными мыслями фильма: смута — «перманентное состояние нашего общества» и «мы живем в мире, где правят самозванцы».
Кружевная структура произведения, сплетенного из документалистики, личной истории и экранизации великой литературы, рождает яркие образы и интересные смысловые параллели. Ключевыми образами становятся три Бориса: Ельцин, Берков и Годунов. А вот музыка не отбивает вехи, а смешивается: не привязываясь ни к какому времени звучат песни группы «КИНО», композиции Сергея Рахманинова и оперы Мусоргского. Так авторы перенаправляют внимание с конкретных событий на исторический процесс в целом. Культурный контекст достигает максимальной широты в финальной сцене: на одиннадцати маленьких экранах транслируются видео с Лениным, Лебединым озером, шапкой Мономаха, иконами и Гагариным. Все мы живем внутри истории, но дух времени нельзя поймать, а попытка его запечатлеть обречена.
Ссылки по теме
«Самозванцы», «Зомби-вампиры из космоса», «Нечто из унитаза»: Самое интересное кино ММКФ-2025
Линда Лапиньш, Сергей Шакуров, Александр Адабашьян и Анна Михалкова станут «Самозванцами»
Фильмы Ивана Соснина, Андрея Зайцева и Антона Маслова вошли в конкурсную программу 47-го ММКФ