Стыд и срам за наши налоги: о костюме гениталий в День защиты детей в Новгороде и размышлениях Бориса Корчевникова по этому поводу
Похоже, некоторых артистов прошлые скандалы ничему не учат. Ровно год назад в Уфе, в День защиты детей, Ольга Бузова вышла на сцену в вызывающем наряде и вызвала волну негодования. Тогда в обществе заговорили о моральных ценностях и границах допустимого на публичных мероприятиях. Казалось бы, выводы сделаны… Но нет. На этот раз «отличилась» певица IOWA — и снова на официальном событии, и снова в День защиты детей.
Случилось это на открытии губернаторского проекта «Новгородское лето 2025» в самом сердце Великого Новгорода. Представьте: старинные стены, святыни, вековая история, торжественная атмосфера... и на этом фоне — артистка в костюме, который иначе как провокационным не назовёшь.
Посмотрите сами на фото. Это точно «высокая мода»? Или новый уровень эпатажа? Наряд вызывает слишком уж однозначные ассоциации, о которых и сказать-то вслух неловко. Создаётся впечатление, что перед нами не сценический образ, а очередная попытка потроллить публику и поднять шум вокруг своего имени.
Что происходит с культурной повесткой в нашей стране? Почему даже на официальных, якобы семейных, мероприятиях артистам позволяют выходить в таком виде? Неужели у нас уже совсем стерлись границы между искусством, шоу и просто дурновкусием?
Речь ведь не о модной тусовке в подвале Берлина. И не о закрытой вечеринке в духе «фетиш-глэм». Это был День защиты детей. Великий Новгород. Официальное, государственное мероприятие, приуроченное к семейному празднику. И на этой сцене вдруг появляется артистка в странном костюме. Неужели никто в команде певицы не задал себе простой вопрос: а уместен ли этот образ в таком контексте? Или все всё прекрасно понимали, но решили, что громкий скандал — это отличный способ привлечь внимание и увеличить охваты?
Прошел ровно год с того самого инцидента в Уфе, когда Ольга Бузова появилась на сцене в День защиты детей в наряде, в вызывающем наряде, который был более уместен для ночных клубов с соответствующей тематикой . Тогда волна негодования была огромной: возмущённые чиновники вещали с экранов, что «пора наводить порядок», что сценический облик артистов на массовых мероприятиях должен соответствовать культурным и моральным нормам. Казалось бы, после такого резонанса должны были последовать выводы. Но, как это часто бывает у нас, всё быстро сошло на нет. Обсудили — и забыли. Никто ничего не пересмотрел, не утвердил, не внедрил.
И вот — дежа вю. Прошел год, и мы снова получаем очередную похабщину, теперь от IOWA. Всё тот же День защиты детей. Всё та же сцена. Всё та же публика — дети, родители, чиновники. И всё тот же цикл: резонанс, гневные посты, громкие заявления, а затем — привычная тишина. До следующей эпатажной выходки.
На этот раз роль «голоса совести» взял на себя Борис Корчевников. Да, его выступление местами звучало чересчур высокопарно, но разве он не попал в самую суть происходящего? Он назвал случившееся не иначе как «выстрелом в будущее страны». И действительно: на фоне древних святынь, рядом с иконами и мощами, под сводами исторического города — звучала поп-музыка, а на сцене блистал наряд, от которого у многих в зале округлились глаза. Корчевников справедливо обратил внимание: мероприятие финансировалось из бюджета, а проходило буквально под окнами губернатора, при полном молчаливом согласии чиновников.
Реплика озвученная с негодованием Борисом: «В костюме мужских гениталий, у мощей, в День защиты детей…» звучит как желтый заголовок в Экспресс Газете — но, к сожалению, это не выдумка, а реальность. Гендиректор "Спаса" также упомянул кинофестиваль «Новое движение», ленты с говорящими названиями вроде «Привычка нюхать пальцы», и режиссёров, открыто выступающих против действий российских властей. В общем вспомнил всё, что раздражает, выходит за рамки и, по мнению подавляющей части общества, разрушает «традиционные ценности».
Можно не соглашаться с интонацией, можно спорить с его интерпретациями. Но сложно спорить с главным посылом: то, что мы увидели на сцене, — это точно было уместно? Это действительно то, что должно быть на мероприятии, куда приходят семьи с детьми? Кто вообще несёт ответственность за допуск такого номера в программу официального праздника?
Здесь стоит задаться серьёзным вопросом: нужно ли на законодательном уровне вводить ограничения на сценические образы артистов, особенно когда речь идёт о государственных мероприятиях, приуроченных к детским или патриотическим датам?
Сегодня всё держится исключительно на доброй воле организаторов и внутреннем чувстве такта у самих исполнителей. А с этим, как показывает практика, у всех по-разному. Для одних — латекс, гипертрофированные формы и стилистика фетиш-культуры это якобы «концептуальный взгляд на феминность в пост поп-эстетике». А для других — это обыкновенная пошлость, замаскированная под искусство.
Так может, пришло время говорить не только о свободе самовыражения, но и о чёткой ответственности за то, как это «выражение» выглядит в публичном пространстве? Особенно если сцена установлена в центре города, под звуки гимна и в окружении детей.
Трудно не согласиться с Корчевниковым. Неужели мы действительно дошли до точки, где чувство меры стало дефицитом? Где художественный образ превращается в издевку? Где «артист» — это уже даже не провокатор, а просто голый король?
А вы как думаете? Нужны ли чёткие рамки для выступлений на семейных и государственных праздниках? Где проходит граница между творчеством и провокацией? Пишите в комментариях — ваше мнение важно. Без обсуждения эти вопросы так и останутся риторическими.