"Шопен надиктовал ноты": как домохозяйка писала музыку "с того света"
Полвека назад феномен жительницы Великобритании – домохозяйки Розмари Браун – обсуждали ведущие музыкальные критики. Дело в том, что она неожиданно стала композитором. Причем женщина утверждала, мол, сочиняет не сама, а ей помогают духи великих мастеров: Бетховена, Шопена, Рахманинова. Произведения, написанные домохозяйкой якобы под диктовку почивших классиков, на удивление вполне соответствовали их стилю.
Почему даже уважаемые музыкальные эксперты не спешили называть Розмари Браун шарлатанкой? Об этом рассказывает программа "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.
"Явился Шопен и надиктовал полонез"
Ее тонкие пальцы порхали по черно-белым клавишам, словно она всю жизнь ничего тяжелее нотной папки не держала, но Розмари Браун, краснея от смущения, то и дело говорила журналистам: на самом деле с кухонной утварью ей управляться куда проще, чем с музыкальными инструментами. Ведь она обыкновенная домохозяйка из Лондона. Якобы она понятия не имеет, почему именно ее выбрали духи великих композиторов как музыкального проводника и теперь ее руками исполняют свои произведения.
"Это посмертный полонез Шопена. Он явился и надиктовал мне его в 1968 году. Поистине прекрасная музыка, правда? Хотя знаете, мне так неловко, я совсем в этом не разбираюсь", – говорила Розмари Браун.
"Полнейший вздор", – говорили музыковеды ровно до той секунды, пока им на глаза не попадались партитуры произведений, якобы надиктованные покойными гениями. И тогда даже самым отъявленным скептикам приходилось признать: стиль произведений удивительнейшим образом совпадает с музыкальным почерком Шопена, Шумана, Грига и Дебюсси. Но откуда у домохозяйки вдруг взялся композиторский талант?
Первое произведение "с того света"
Эту историю Розмари Браун всегда рассказывала неохотно. Начиная со слов: "Вы можете подумать, что я сумасшедшая". После тяжело вздыхала и в деталях описывала свою встречу с покойным пианистом-виртуозом Ференцем Листом.
"Когда Розмари было семь лет, к ним в дом на юге Лондона явился незнакомец. Этот незнакомец был в развевающейся черной сутане, с длинными седыми волосами. Он сказал девочке, что он давно умерший музыкант и что он обязательно к ней позже вернется. Они немного поговорили, он исчез. А спустя 10 лет девочка, уже будучи взрослой, изучала фотографии разных выдающихся музыкальных деятелей и поняла, что это был не кто иной, как Ференц Лист", – рассказал юрист, эксперт-криминалист Руслан Авдеев.
Памятуя о мистической встрече, Розмари купила старенькое пианино и время от времени музицировала, насколько ей позволяли умения. Англичанка утверждала: образования композитора у нее нет – она самоучка-любительница, овладевшая только основами нотной грамоты. Этого уровня, впрочем, хватило, чтобы в 1964-м записать первое произведение с того света.
"Браун рассказывала, что в один из дней, когда она просто играла на фортепиано, она почувствовала, что ее руки стали как будто бы чужими, и услышала уже знакомый голос Листа, который надиктовывал ей неизданное произведение, которое, собственно, она и записала", – уточнил журналист Дмитрий Морозов.
Мнение музыковедов о словах Розмари Браун
И с того дня, по уверениям Розмари Браун, покойники к ней повалили: мол, Шопен, как и Лист, направлял ее пальцы к нужным клавишам, Шуберт – насвистывал мелодию. Рахманинов – напевал, а она едва успевала подбирать ноты. Бетховен со свойственной ему педантичностью четко надиктовывал партитуру.
"Когда Розмари Браун спрашивали, как же эти композиторы диктуют тебе свои произведения, если они даже не говорили на английском языке, она спокойно отвечала, что на том свете у них достаточно было времени, чтобы выучить английский язык. Так или иначе, она их понимала", – объяснил юрист.
А вот музыковеды искренне не понимали феномена Розмари Браун: ее рассказы звучали бредово, а вот композиции просто завораживающе. Да, техника исполнения хромала, но "партию" медиума англичанка разыграла, как по нотам.
"В Англии существовал такой пианист Питер Катин, который специализировался на творчестве Шопена. И когда он увидел эти ноты, представленные Розмари Браун, он, конечно, попытался это все сыграть и даже сделал запись этих произведений, сказал, что в принципе, да, действительно, творчество похожее. Английский композитор Хамфри Сирл сделал тоже свое сравнение творчества Листа, позднего творчества, и того, что представила Розмари Браун под его именем, так сказать. И он в своей биографии написал, что, действительно, ее работа довольно близка к экспериментальному стилю композитора", – заявил Дмитрий Морозов.
В чем заключался феномен Розмари Браун
В это время в Европе мистицизм снова вошел в моду. И пианистка в одночасье превратилась в живое доказательство, что духи умерших могут передавать уникальную информацию живым. Однако спустя некоторое время в истории Розмари Браун стали заметны "фальшивые ноты". Первые нестыковки в рассказах "проводницы загробной музыки" заметил исследователь паранормальных явлений Гарри Эдвардс.
"Сначала она говорила, что вообще не брала уроки музыки и не училась играть на пианино. Позже она сказала, что брала несколько уроков игры на фортепиано. А еще позже сказала, что она из музыкальной семьи и как бы с музыкой на "ты", потому что воспитывалась вместе с музыкальным инструментом", – объяснил Руслан Авдеев.
Тогда-то скептики и предположили: Розмари Браун всего лишь органично подстраивалась под стиль каждого композитора-классика. Вероятно, она изучала, анализировала, наигрывала произведения великих музыкантов, чтобы потом выдать этакую компиляцию их трудов. Но сама по себе лондонская пианистка-домохозяйка вряд ли бы стала хоть кому-то интересна.
"Классические произведения в те годы, 1960-е и 1970-е, о которых мы говорим, они были не на пике популярности. И музыка писалась другая, и популярной была другая музыка. Поэтому ей пришлось искать какие-то способы, завлекалочки, чтобы пробиться на вершину. И вот эта идея со спиритизмом и разговорами с духами известных композиторов – это, конечно, была ее козырная карта, потому что именно в те годы началось вот это повальное увлечение мистикой", – заявил журналист.
Журналисты разузнали: Розмари Браун увлеклась парапсихологией после смерти супруга. Она регулярно посещала спиритуалистическую церковь – закрытое оккультное сообщество, участники которого практиковали общение с умершими. Наставники пророчили Розмари Браун большие успехи в качестве медиума. Но в какой-то момент она добавила в свою историю таких красок, что никто уже не сомневался: Браун обыкновенная шарлатанка.
"Розмари Браун пошла дальше. Она сказала, что теперь она общается не только с композиторами, но и с умершими художниками. И если бы она начала свои художественные произведения выставлять на публике, их назвали бы посредственными копиями. Но она говорила, что пишет просто буквально рукой Ван Гога. И поэтому это тоже привлекало внимание", – сказал Руслан Авдеев.
Откуда Розмари Браун черпала вдохновение
История художницы Хильмы аф Клинт
Именно тогда британские журналисты поняли, откуда Розмари Браун на самом деле черпала вдохновение. Веком ранее такую же аферу пыталась провернуть жительница Швеции Хильма аф Клинт. Тоже большая поклонница оккультизма и весьма посредственная художница, которая тем не менее жаждала признания.
"Хильма аф Клинт начала участвовать в спиритологических сессиях в конце 70-х годов позапрошлого века, когда скончалась ее младшая сестра. С четырьмя своими подругами она создала кружок, который назвала "Пятерка". Они молились, медитировали и устраивали сеансы общения с духами. Эти духи получили имена Амалиэль, Ананда, Клеменс, Эстер, Георг и Грегор. И эти духи научили их рисованию", – пояснил Дмитрий Морозов.
"Автоматическое письмо"
То, чем занималась пятерка художниц-медиумов, называют "автоматическим письмом". Девушки утверждали, что лишь держали кисти, а духи якобы направляли их руки. На самом же деле, рассуждают медики, это непроизвольные движения, вроде тремора или мышечных спазмов, но такие тонкие натуры, как Хильма аф Клинт и ее соратницы, все воспринимали как великий дар.
"Что интересно, остальные члены этого кружка отказались участвовать в нем, сославшись на то, что такое длительное взаимодействие с паранормальными явлениями может свести их с ума. Но Клинт продолжила эту деятельность, сказав, что она выполнит великое поручение, которое дал ей художник Амалиэль. В своем дневнике и всем окружающим людям она утверждала, что именно астральные силы направляют ее руку, и продолжала рисовать", – рассказал Руслан Авдеев.
Легенду о том, что она проводница "потустороннего" творчества, Хильма аф Клинт лелеяла до самой смерти. Вероятно, говорят специалисты, женщина страдала от тяжелого психического расстройства, ну или же была такой же выдающейся лгуньей, как и Розмари Браун. И понимала: ее шедевры абстракционизма без оттенка мистицизма вряд ли показались бы кому-то интересными.
Хотя, рассуждают культурологи, нельзя сказать, что шведка абсолютно бездарна. И она, и британская сочинительница Розмари Браун действительно были крайне талантливы, если не в искусстве, так хотя бы в своем вранье.