Добавить новость

Композитор Эльмир Низамов – о премьере своего «Гимна Миру» в Новосибирске

«Заказы от региональных филармоний – большая редкость»

Эльмир, как так вышло, что премьера вашего нового произведения случилась именно в Новосибирске?

– Мне кажется, все произошло очень естественно. Во-первых, заказать музыку современному автору – это была инициатива худрука и главного дирижера Новосибирского академического симфонического оркестра (НАСО) Димитриса Ботиниса. Ведь премьера была включена в его личный абонемент. С Димитрисом мы познакомились несколько лет назад на церемонии вручения премий Президента РФ молодым деятелям культуры, мы оба тогда стали лауреатами – в разных категориях, конечно. И он еще тогда пообещал, что если у него когда-нибудь появится возможность заказать у меня музыку, то он это сделает. И вот прошло четыре года, мы с тех пор особо и не виделись, не так много общались, но он про это обещание, как оказалось, не забыл.

Во-вторых, моя музыка уже не один год звучит в Новосибирске. Так совпало, что Русским академическим оркестром при Новосибирской филармонии руководит Рустем Дильмухаметов, который в 2009 году окончил аспирантуру Казанской государственной консерватории имени Жиганова как дирижер, причем по классу Фуата Мансурова! Я с ним познакомился еще в те годы, когда был студентом. И он мою музыку уже много лет там играет. А пару лет назад филармония сама вышла на меня, попросив партитуру моего Concerto Grosso – осенью прошлого года ее там сыграл уже камерный оркестр.

Так звезды и сошлись в итоге – Новосибирская филармония решила заказать современному композитору новое произведение, Ботинис предложил меня, а меня там уже заочно знали.

Фото: предоставлено пресс-службой Новосибирской государственной филармонии

– Правильно ли я понимаю, что заказ именно от филармонии, тем более региональной, – это в принципе редкость в России?

– Да, в основном музыку заказывают или для кино, или для театра. По крайней мере, в моей практике другого не случалось. Хотя, например, концерт для органа с оркестром я написал в свое время по заказу ГАСО РТ и при поддержке Союза композиторов РФ и их программы «Ноты и квоты». Еще песни могут заказывать сами исполнители и, например, государственные организации или частный бизнес – под какие-то мероприятия. Но чтобы именно филармония решила, что им нужна новая музыка для премьеры, – такое со мной действительно случилось впервые.

Но, кстати, это уже не единичный случай. На июнь запланирована премьера моего нового концерта для флейты с оркестром, который я написал по заказу другой филармонии – Хабаровской. Специально для Фестиваля новой музыки, их оркестра и известной российской флейтистки Ирины Стачинской.

Но филармонические заказы, в общем и целом, и правда редкость. С одной стороны, нужно, чтобы у руководства филармонии в принципе был интерес к исполнению новых симфонических произведений. С другой, нужно, чтобы были и возможности – не у всех в бюджетах есть статьи расходов на создание музыки. У Новосибирской филармонии, как оказалось, это все есть.

– Тут еще такой момент ведь может вмешаться – если даже средства в бюджете и есть, заказ могут отдать местному композитору.

– Я знаю, что для НАСО писали и композиторы Новосибирска, но уровень Новосибирского оркестра очень высокий. И то, что они работают с ведущими композиторами со всей страны, на мой взгляд, закономерно. Для оркестра всегда почетно быть инициатором и первым исполнителем свежего произведения, и в случае с «Гимном Миру» дело обстоит именно так.

«Симфоническая музыка и для композитора, и для оркестра – некий месседж»

А как вообще был обставлен этот заказ?

– Мне была дана полная свобода. Ботинис сказал лишь, что ему нужно небольшое по длительности произведение, которым можно было бы открыть концерт. Он просил что-то минут на семь, например какую-то увертюру. У меня в итоге получилось чуть дольше. Но в остальном был полный карт-бланш. Даже по составу инструментов никаких пожеланий мне не высказали, хотя обычно композитору высылают либо состав оркестра, либо рассказывают, что, например, каких-то инструментов в оркестре нет, или в ударной группе музыкантов меньше. Иначе ведь фантазия-то у нас может разыграться… Но, как оказалось, у НАСО есть все.

В Новосибирске, кстати, что меня сильно удивило, никогда не объявляют программу концерта. То есть нет такого, что выходит ведущий и хотя бы просто называет произведение, которое сейчас исполнят. Там дирижер выходит – и они играют. Знаете, я такую манеру только в Вене когда-то встречал. И вот теперь в Новосибирске!

Но за час до концерта они устраивают творческие встречи для тех зрителей, что могут или хотят прийти пораньше. В данном случае в ГКЗ имени Арнольда Каца Новосибирской филармонии была организована встреча со мной. И меня там спросили, трудно ли писать музыку по заказу, когда тебе дают конкретную тему, техническое задание и т. п. Ну то есть сразу вгоняют в некие рамки. Но как по мне, гораздо сложнее оказалось писать музыку, когда вообще никаких рамок не задано.

Эльмир Низамов и директор Новосибирской государственной филармонии Анна Терешкова

Фото: предоставлено пресс-службой Новосибирской государственной филармонии

И как вы поступили? Не было идеи написать что-то на тему Сибири?

– Были и такие идеи, но ничего прямо-таки сибирского у меня в голове не возникло, тем более что я же в этом огромном регионе никогда и не бывал. Поэтому я достаточно долго искал идею для нового произведения. Изначально действительно решил писать увертюру, даже придумал для нее рабочее название – «Фанфары для оркестра». Тем более во мне давно эта идея сидела. Музыка получалась очень торжественной, праздничной. Написал больше половины нотного текста… И вдруг понял, что это не то, с чем я хотел бы поехать – впервые в жизни! – в Новосибирск.

Симфоническая музыка, как ни крути, это и для композитора, и для оркестра некое высказывание, месседж, желательно, конечно, глубокий по смыслу. Вспомнил о том, что премьера намечена на 26 апреля, то есть накануне 80-летия Великой Победы. А что такое для нас всех 9 Мая? Это праздник Победы, это память о героях, которые пали на той войне, защищая наше Отечество, это фильмы и песни военных лет. Наверное, нет семьи в России, которую бы та война не затронула.

Но в тот же момент это и праздник Мира, который благодаря этой Победе был обеспечен на долгие-долгие годы. В контексте сегодняшнего дня эта тема, мне кажется, звучит и резонирует не только в моей душе. И тогда я решил – пусть будет «Гимн Миру».

Фото: предоставлено пресс-службой Новосибирской государственной филармонии

«Голос мира, как мне показалось, – это голос медного инструмента»

Как вы для себя определите жанр нового произведения?

– Знаете, когда я пишу музыку, жанровыми рамками себе не ограничиваю. Но по итогу я бы назвал это произведение симфонической картиной – как «Колокола» или «Остров мертвых» у Рахманинова. Конечно, я сейчас говорю исключительно про форму.

– Чем вдохновлялись при написании? Я слушал в прямой трансляции и, честно скажу, местами будто бы уловил цитаты из самых разных композиторов – от Вивальди до Хачатуряна.

– Специально я никого не цитировал, хотя от собственного багажа, собственной наслушанности ведь не убежать… Вообще когда я разрабатывал идею «Мира», то искал не столько жанр, сколько средства, которые могли бы этот образ донести. Допустим, даже тональность, с которой я начинаю произведение, ми-бемоль-мажор, – в этом «ми» уже зашифрована идея «Мира». Это я оставлю здесь подсказку для музыковедов, если, конечно, они когда-нибудь доберутся до анализа моей музыки (улыбается).

Долго думал, с чего вообще стоит начать. Голос мира, как мне показалось, – это голос медного инструмента, но не призывный и воинственный, а мягкий и лиричный. Поэтому открывают произведение валторны с трубами, причем они очень спокойно, степенно и медленно провозглашают главную идею. Эта в некотором смысле успокаивающая завязка потом резко обрывается фанфарами – темой торжества, Великой Победы.

В середине я пытался показать музыкальными средствами и трагизм любой войны, и идею о том, что мир – очень хрупкий, что можно очень легко и быстро скатиться в борьбу. И, конечно, добавил лирическую тему любви. Ведь Мир – это в первую очередь Любовь. Еще в конце мощное тутти я решил неожиданно перевести в тихое звучание колоколов. Звон колоколов – символ очищения для меня. На премьере я прямо почувствовал, что это произвело на слушателей очень сильный эффект.

– Как Димитрис Ботинис оценил ваше произведение?

– Димитрис слышал несколько моих симфонический произведений, написанных более сложным, авангардным музыкальным языком. А «Гимн Миру» – сочинение иного рода. И поэтому после первой репетиции Димитрис сказал, что для него мое музыкальное решение оказалось неожиданным. Все-таки от современного композитора ожидают услышать что-то очень сложное, многослойное. А мой «Гимн Миру» совсем иной. Прозрачный, ясный, пронизанный мажором, написанный ближе к музыкальному романтизму, нежели к терпким и острым созвучиям ХХ века.

Вообще новое произведение – это почти всегда кот в мешке. И здесь нужна смелость и, что еще важнее, доверие заказчика к композитору. Никто и никогда не сможет предугадать, что в итоге получится, какой эффект произведет на слушателя. А уж тем более какое у нового опуса окажется будущее. Это всегда поиск.

Но НАСО любит исполнять современную музыку – в Новосибирске уже давно и ежегодно известный скрипач Вадим Репин проводит Транссибирский фестиваль, под него всегда пишут новые произведения. И это грандиозно! Сколько новой музыки родилось благодаря Репину! Это говорит не о местечковости, а о высочайшем уровне и Новосибирской филармонии, и, конечно, НАСО под управлением Димитриса. У них уже большой опыт в открытии новых опусов. Но со мной они работали впервые, поэтому для них, так же как и для меня, это был новый опыт.

«Мне нравится, что Олегу Ивенко все время хочется сделать что-то радикальное, что не соответствует канонам классического балета»

Фото: предоставлено театром оперы и балета им. М. Джалиля

«С балетом про Пуаро мне нужно будет сделать захватывающую музыкальную историю. Тогда это сработает»

– Давайте немного о ваших ближайших планах. Например, вы весной анонсировали, что для фестиваля, который проводит премьер театра имени Джалиля Олег Ивенко, и для него лично создадите уже третий балет – теперь про Эркюля Пуаро.

– Мне кажется, у нас складывается некая жанровая трилогия. «Личности Миллигана» – это был балет-триллер, «Тесла», премьера которого прошла в ноябре прошлого года, – это балет-драма. «Пуаро» – будет детектив. Мы, кстати, изначально обсуждали Шерлока Холмса. Но решили, что этого героя уже и так сильно «заездили». А вот про Эркюля Пуаро, кроме прекрасного сериала с Дэвидом Суше, ничего особо в памяти и не осталось. Кстати, это один из самых моих любимых сериалов юности. Поэтому для меня это очень символично!

Мне нравится, что Олегу все время хочется сделать что-то радикальное, что не соответствует канонам классического балета. А тут и сам герой, и жанр детектива – ну что еще может быть дальше от этого вида искусства?

Буквально несколько дней назад приступил к музыке. С одной стороны, подход понятен, уже отработан на других балетах – есть герои, им нужны музыкальные характеристики, есть сюжет, который будет развиваться, поэтому нужны будут и яркие темы, и сменяемость образов. Понятен и формат кинобалета. С другой стороны, конечно, мне не хочется повторяться, пытаюсь найти новое звучание. В первую очередь за счет инструментария, которым буду пользоваться. Сейчас как раз думаю, что бы внедрить такого, чего не было в других балетах. Или, наоборот, что убрать. Но моя главное задача – создать музыкальными средствами дух интриги, загадки.

– Пуаро по происхождению – бельгиец, но детектив английский – и в прямом, и в переносном смысле. В музыке будете как-то это обыгрывать?

– Пока не знаю. А кто у нас самый английский композитор? Пёрселл, наверное, да Бриттен. Но вспоминаются и «Битлз», и другие легенды рок- и поп-музыки из Великобритании… Посмотрим. Мне нужно будет сделать просто захватывающую музыкальную историю, тогда это сработает. Что касается национальных отсылок – может, они и будут, но единственное, пожалуй, что точно все смогут считать, – это главная тема самого сериала, созданная Кристофером Ганнингом. Музыку я должен написать к июлю, тогда в Казани начнутся уже постановочные работы над балетом. А в ноябре – премьера, там все и услышите!

– А премьера оперы про Шаляпина в театре имени Джалиля намечена на февраль 2026-го?

– Пока да. Работу над клавиром я уже почти закончил. Моя самая главная цель, чтобы эта музыка оказалась органична личности самого Федора Ивановича. Времени, в котором он жил, слому эпох, который тогда случился. Либретто, созданное Константином Рубинским, не выстроено в биографической хронологии. Это будут, скорее, сцены из жизни Шаляпина, причем в разном времени. Либретто замечательное, очень острые конфликты заложены в сюжете, все это очень вдохновляло. Но при написании вдохновлялся и записями Шаляпина, его мощным голосом, другой музыкой того времени.

– Уже есть понимание, кто будет петь главную партию?

– Все нас постоянно спрашивают об этом. Понимания пока нет. Сначала все-таки я думаю завершить оперу, а потом начать искать голос главного героя.

«Чайковский – не просто композитор, это целая вселенная, для которой в числе прочего свойственна чрезвычайная простота высказывания»

Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

– И последнее. 7 мая весь мир отметил 185-летие Чайковского. Мы с вами и в прошлом интервью много о нем говорили, вы рассказывали, насколько он вам близок и дорог. И все же – почему он оказался живее всех живых?

– Чайковский – не просто композитор, это целая вселенная, для которой в числе прочего свойственна чрезвычайная простота высказывания. Не у всех композиторов такое качество бывает.

Вы знаете, я историю развития музыки воспринимаю следующим образом. Вот случилось время Великих географических открытий. Люди жили на какой-то обособленной территории, но потом раз – и начали исследовать мир, открывать и осваивать новые континенты. Примерно в то же самое время композиторы начали расширять музыкальный язык, осваивать новые возможности в гармонии, оркестровках, формах, жанрах. Почти три века – с конца XVII до начала XX – заняла эта эпоха музыкальных открытий.

А что потом? Человечество, освоив все, что было под ногами, устремилось в космос. А потому и все художники тоже начали уходить в своем творчестве в условный космос. Делать то, что не для всех. Такая музыка – это как выход в открытый космос.

Так вот, Чайковский жил в то время, когда в музыке еще не были открыты очень многие вещи. И он в том числе много чего открыл. Мне кажется, музыка Чайковского просто возникла в тот момент, когда музыкальное искусство оказалось максимально близко к человеку. Даже Малер – это уже, условно говоря, про тот самый выход в космические пространства. А Чайковский – он про людей, про нашу душу. И поэтому он настолько всем близок, настолько понятен и настолько до сих пор актуален.

Жена Гайдая и Григорович из Большого. Кого мы потеряли в мае 2025 года

Купить Песню. Песни на продажу. Продажа песен. Продажа Авторских песен.

Игорь Бутман, Московский джазовый оркестр и Фантине представят Россию на «Akra Jazz Festival» в Турции

Певец Эдуард Шарлот отправлен в колонию-поселение в Тольятти

Новости тенниса


Томми Пол

Пол прокомментировал победу над Хачановым



Все новости по теме на сегодня

Композитор в новостях



Shaman готовит премьеру песни для Интервидения-2025 в Москве

J-Hope из BTS выпустит совместный трек с двоюродной сестрой Карди Би

В Пензе Султан Лагучев исполнил хит певицы Славы

Люси Пылаева и гигантский Labubu: новый уровень модной иронии на RU.TV 2025


Rss.plus

Музыка

Вся музыка

Рок

Поп

Рэп

Барды

Джаз

Классика

PR

Новости тенниса

Новости тенниса


Юлия Путинцева

Мирра Андреева раскрыла необычный секрет разгромной победы над Юлией Путинцевой





В Чите прозвучит голос единства: благотворительный концерт «Культура в помощь Донбассу»

Штрихи к портрету: посвящённая Шуберту выставка открылась в Полибино

Игорь Бутман представит Россию на международном джазовом фестивале в Анталье

"Очень тяжелые осложнения": Киркорову грозит ампутация — комментарии врачей повергли всю страну в шок



Poisk-Music.ru — тематический дочерний проект популярных новостных сайтов Life24.pro и BigPot.news о музыке, музыкантах, певцах, композиторах (слухи, сплетни, разговоры и дискуссии о музыке, культуре, жанрах, VIP-скандалы — в новостях и статьях). Тайны светской жизни звёзд — в кадре и за кадром шоу-бизнеса сегодня и сейчас. Новости о музыке, и не только...

Опубликовать свою новость по теме в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь


Rss.plus


Новости России


Мир

Парки рядом с Marins Park Hotel Москва Пражская



Все города России от А до Я

Moscow.media

Шоу-биз — сегодня и сейчас (ежесекундное обновление новостей) от более чем 20 000 независимых тематических источников информации онлайн! Мы собрали ВСЁ, что интересно по этому поводу — СЕГОДНЯ, а ещё больше новостей — здесь.



Новости России







Музыкальные новости