«Танец — не только дело молодых». В Частной филармонии «Триумф» покажут фильм-перформанс с отменённого фестиваля «РемПуть»
Что случилось: 24 января в 20:00 в Частной филармонии «Триумф» покажут фильм-перформанс «Время танцевать». Этот фильм — видеодокументация спектакля, который планировалось показать на дважды отменённом фестивале «РемПуть».
Во «Времени танцевать» участвуют танцовщики, работавшие или продолжающие работать в «Пермском театре оперы и балета» и «Балете Панфилова». Собственно, этим, как принято говорить, «ветеранам сцены» и посвящён перформанс.
«Тело балетного танцора формируется десятилетиями упорного труда, приобретает виртуозность, запечатлевает в себе двигательные паттерны, накапливает и хранит их в мышцах, формируя целый архив. Наследие и опыт взрослых тел — это законсервированная в мышцах история общества. Но артистическое время в этой профессии истекает быстро, и пенсия наступает с 38 лет. Поскольку молодость — это общее ожидание от танцоров балета, мы хотим нарушить эту установку и показать всю красоту и ценность взрослого тела и пригласить зрителя поставить под сомнение высказывание, что танец — это дело молодых», — сообщается в анонсе перформанса.
Кто поставил этот перформанс, и как удалось организовать его запись: «Время танцевать» — это проект хореографического дуэта «Что-то в воздухе» хореографов Татьяны Чижиковой и Анны Семёновой-Ганц. Проект был специально задуман для фестиваля — театральной биржи «РемПуть», который должен был пройти ещё в 2020 году, но был перенесён на 2021-й из-за эпидемиологической обстановки. В 2021 году фестиваль был отменён формально по тем же причинам, но уже с большим скандалом.
«В 2020 году репетиции нашего с Татьяной Чижиковой перформанса „Время танцевать“ были прерваны из-за положительного теста у одного из танцовщиков, — рассказывает о проекте Анна Семёнова-Ганц. — В 2021 году мы приехали на „РемПуть“ заранее, чтобы провести репетиции, и так получилось, что на момент отмены фестиваля мы уже были в Перми».
Мы сказали, что будем делать работу любимым доступными способом, хоть в лесу на айфон снимем. Мы работаем с бывшими артистами балета, с их памятью и телесным архивом, поэтому будем архивировать это в любом случае. Но если «Завод Шпагина» позволит нам продолжить работу в их пространстве, чтобы мы могли сделать документацию без зрителей, то это было бы вообще чудесно. Они позволили. Отчасти благодаря общению Владимира Гурфинкеля (арт-директор театральной биржи «РемПуть» — Прим. ред.) с ними, отчасти — не знаю почему.
Также на каких-то личных договорённостях у нас появились свет, звук и съёмочная команда. Во многом, вероятно, это связано с тем, что среди наших участников был заслуженный артист РСФСР, бывший директор Пермского театра оперы и балета, а до этого выдающийся исполнитель Спартака — Шморгонер Кирилл Александрович. Руководителя съёмочной команды он, например, 40 лет назад учил, как снимать спектакли. То есть во многом, как мне кажется, нам пошли на встречу именно из-за того, что он был в составе участников. В любом случае мы сделали премьеру без зрителей, сняли её на пять камер и планируем сделать независимую онлайн-премьеру после показа в Перми».
После показа в Частной филармонии «Триумф» видеодокументацию перформанса «Время танцевать» можно будет увидеть онлайн с 25 января по 1 февраля.
***
Читайте также: два интервью с певицей и музыкантом, участницей фестиваля «РемПуть» Натальей Пшеничниковой: первое — о работе на этом фестивале в 2020 году — и второе — о его странной и резкой отмене в 2021-м.