Революционерки, русский авангард и японская боль: зачем идти на выставку «Танец XX века»
В Еврейском музее и центре толерантности открылась экспозиция «Танец XX века. Матисс, Малевич, Дягилев, Кандинский и другие». За сложным названием скрывается масштабное исследование истории танца и его связи с иными видами искусства. Наталья Сысоева побывала на открытии и делится своими самыми неожиданными впечатлениями от увиденного.
Посетителей Еврейского музея встречает «Балерина» Анри Матисса. Как и знаменитый «Танец», который почти невозможно заполучить для временных выставок, это один из шедевров Эрмитажа, только менее известный. Написанная в середине 1920-х «Балерина» попала в число советских трофеев, вывезенных из Германии после Второй мировой. Долгие годы искусствоведы за пределами СССР считали картину утраченной, хотя она благополучно «отдыхала» в запасниках. «Балерина» увидела свет только в 1990-е, а место в постоянной экспозиции Эрмитажа обрела лишь в начале 2000-х, так что одно ее появление в Москве — аргумент для того, чтобы заглянуть в Еврейский музей. «Балерина» и экспонируемые по соседству пуанты Галины Улановой скорее обманывают зрителя, ведь выставка не только и не столько про балет. Конечно, кураторы не забыли и дягилевские «Русские сезоны» с работами Бакста, Ларионова и Гончаровой — так же, как и сценические костюмы, в том числе той же Улановой. Тем не менее «Танец XX века» — это скорее истор… читать далее.