"Паспорт" Георгия Данелии – как могла измениться история мирового кино
Последний советский фильм Георгия Данелии "Паспорт" мог изменить историю мирового кино. Однако череда совпадений и французские капризы не дали свершиться почти что чуду.
21 августа 1991 года состоялась премьера очередного фильма классика отечественного кино Георгия Данелии "Паспорт". Символическим выглядит выход на экраны истории, как советский паспорт стал причиной невероятных приключений, именно в день, когда СССР фактически перестал существовать. Хотя до официального развала страны в виде Беловежских соглашений и оставалось несколько месяцев.
Смех с грустинкой на фоне распада страныСюжет картины актуален для "эпохи поздней перестройки" – братья-грузины Папашвили приехали в аэропорт и захотели выпить шампанское. Повод имелся – один из братьев, хормейстер Яков, решил воспользоваться еврейским происхождением матери и перебраться в Израиль.
Однако шампанского на территории СССР его не продавали, поэтому второй из братьев, Мераб, пересёк границу и купил бутылку. А обратно его не пускают. Вот и улетел в Израиль улетел не Яков, а похожий на него таксист Мераб. О его мытарствах-приключениях и рассказывает эта трагикомедия.
Нужен грузин в кино? Зови КикабидзеЛюбопытно, что, несмотря на название фильма, "главную роль" в картине Данелии "исполнил" вовсе не паспорт гражданина Советского Союза. Мераб выбросил из чемодана брата, с чего и закрутилась цепочка злоключений, документ, который в СССР являлся выездной визой, необходимой при пересечении границы.
Но самое интересное, пожалуй, в создании "Паспорта" не эти юридически-бумажные тонкости, а трудный подбор исполнителя главной роли. Первым кандидатом на роли Якова/Мераба был Вахтанг Кикабидзе. Всё логично – если в фильм Данелии нужен грузин, кого же ещё приглашать, как не Кикабидзе?
Николас Кейдж чуть не изменил историю кинематографаОднако артист не смог участвовать в проекте и тогда режиссёр задумал парадоксальный ход – пригласить на роль "кавказского джигита" литовского актёра Регимантаса Адомайтиса. Видимо, отнюдь не грузинская внешность исполнителя призвана была подчеркнуть его происхождение по материнской линии.
Следующий вариант Данелии в наши дни и вовсе кажется фантастическим – на главную роль в "Паспорте" постановщик всерьёз рассматривал будущую легенду Голливуда Николаса Кейджа. В 1990 году актёр ещё был малоизвестен, ставший его первым настоящим успехом фильм "Дикие сердцем" только-только должен был увидеть свет. По словам Данелии, Кейджу был послан сценарий, после ознакомления с которым актёр даже согласился на работу в советском фильме.
Ох уж эти продюсеры…Однако тут вмешались французские продюсеры, у которых режиссёр и раздобыл денег на съёмки. Заказчикам нужен был их соотечественник в качестве главной звезды. Французские корни у Николаса Кейджа, выходца из итало-американского семейства Коппола, обнаружить не удалось. Поэтому Яковом и Мерабом Папашвили в итоге стал артист Жерар Дармон.
В итоге всё сложилось удачно – Дармон прекрасно воплотил непростой, да ещё и двойной, образ, от чего фильм только выиграл. А для самого актёра работа с Данелией стала одной из самых важных ролей в карьере. Другим фильмом, по которому широкая зрительская аудитория знает Жерара, стала киноверсия знаменитых комиксов – "Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра" (2002).
О легендарном фильме "Джентльмены удачи", к которому Георгий Данелия имел непосредственное отношение – читайте в рубрике Царьграда "Киномарафон".