Блокада, потеря семьи, измены Данелии: женская доля Любови Соколовой
Любовь Соколова — одна из самых узнаваемых актрис советского кино. Она сыграла почти четыре сотни ролей верных жен, понимающих матерей и добрых женщин с трудной судьбой. Несмотря на то, что главных ролей в ее творческой биографии почти не было, Любовь Сергеевна не затерялась в тени звездных коллег и сама стала звездой — настоящим мастером эпизода.
За две-три минуты экранного времени актриса полностью проживала судьбу своих героинь. Коллеги вспоминали, что Соколова играла, как правило, с одного дубля, на площадке много и охотно импровизировала. Этот уникальный дар использовали многие режиссеры. Соколову даже считали своеобразным талисманом: если она участвует в картине, значит, будет успех.
О жизни и творчестве "всесоюзной киномамы", а также о непростой личной истории Любови Соколовой — в материале РЕН ТВ.
Детство и юность Любови Соколовой
То, что Люба талантлива, стало понятно еще в детстве. Уже в пять-шесть лет она наряжалась в мамины платья, закутывалась в ее шаль и устраивала представления перед родителями и соседями. Любовь Сергеевна родилась 31 июля 1921 года в Иванове в простой семье — ее отец был столяром-краснодеревщиком, а мама – продавщицей в универмаге.
После окончания школы она по совету учителя литературы отправилась в Ленинград и поступила на филологический факультет педагогического института, причем экзамены сдала блестяще. Участвовала в художественной самодеятельности.
В 1940 году, узнав, что режиссер Сергей Герасимов набирает учеников в актерскую школу при "Ленфильме", Любовь решила рискнуть. Она прочла отрывок из чеховской "Чайки" так, что в один миг влюбила в себя всю экзаменационную комиссию. Из 1200 претендентов отобрали всего 22 счастливчика, в том числе Соколову.
Ее дебют мог бы состояться в том же году в картине "Фронтовые подруги" на "Ленфильме". Но... сценарист фильма спел пошлую частушку, и скромница Соколова убежала со съемок.
Знакомство с первым мужем и эвакуация из блокадного Ленинграда
И если в кино дебют не состоялся, то в личной жизни он был очень счастливым. В актерской школе Любовь встретила своего первого мужа Георгия Араповского. Высокий (ростом почти два метра) и статный, он был старше Соколовой на десять лет и в буквальном смысле носил ее на руках.
"Он ухаживал за мной деликатно, красиво. Всегда провожал. Если шли к ним в гости, на руках нес на шестой этаж. Познакомил с мамой, братом. Они происходили из дворян, но никогда этого не показывали", — вспоминала Любовь Сергеевна.
Молодые расписались в мае 1941-го. Когда началась Великая Отечественная война, на фронт Араповского не призвали из-за очень слабого зрения. Во время блокады Любовь рыла противотанковые рвы, вместе с мужем и свекровью работала на заводе, вытачивая детали для военных самолетов и дверцы для печек-буржуек.
"В блокаду страшно было. Доходило до людоедства. Сама садилась на Фонтанке умирать. Не умерла, потащилась дальше..." — рассказывала Соколова.
Однажды после смены на заводе она возвращалась домой, от голода подкашивались ноги. И вдруг она увидела странную мужскую фигуру, незнакомое лицо и услышала слова: "Люба, есть ты будешь мало, но жить будешь!" А через несколько дней пошла в церковь и увидела икону. Ей сказали, что это Николай Угодник. Люба так и ахнула:
"Батюшки, это же он, тот мужичок, что мне привиделся!" — вспоминала Любовь Сергеевна.
Она выжила. Но муж и свекровь умерли от истощения. Денег на то, чтобы похоронить их, у Любови не было. Она не знала, что делать. Перевязала чемодан веревкой, закинула ключ от квартиры подальше, чтобы уже никогда туда не возвращаться, и ушла.
Какое-то время жила у подруг в общежитии: ломала рояли на дрова, из снега и блокадного "хлеба" делала подобие супа-затирухи… Позднее Любовь Сергеевна скажет:
"Слишком много я насмотрелась в блокаду и узнала, что человеческая жизнь не стоит даже кусочка хлеба...".
В феврале 1942 года Любовь попала во вторую волну эвакуации. В эвакуационном листе в графе "количество человек" значилось: "одна". Она несколько суток добиралась до родительского дома в Иванове. Впереди была полная неизвестность. Это состояние получило название "голодной апатии". Из него Любу вывела мать. Однажды она посадила дочь на грузовик, который вез в Москву ткани из Иванова, и отправила в столицу.
Благодаря льготам для блокадников, Любовь смогла поступить во ВГИК. Ее взяли на свой курс знаменитые педагоги Борис Бибиков и Ольга Пыжова.
Начало творческого пути
После окончания учебы Любовь Соколова пришла в Театр-студию киноактера и прослужила там почти всю жизнь. В кино ее дебют состоялся в 1948 году в роли медсестры-партизанки Варвары в картине "Повесть о настоящем человеке". По сюжету в ее дом приползает изувеченный Мересьев, которого сыграл Павел Кадочников. Но ни работа в Театре-студии киноактера, ни съемки не давали возможности снять даже угол — Соколовой приходилось жить в театральной гримерке.
В 1951 году Любовь оказалась в Германии, в Группе советских войск. Вместе с другими актерами она пять лет ездила по стране, играя в спектаклях для советских военных.
После возвращения в Москву предложения сниматься посыпались одно за другим. В итоге Соколова снялась в таких знаковых фильмах, как "Хождение по мукам", "Тихий Дон", "Ночной гость", "Фома Гордеев", "Тревожная ночь".
Она с головой ушла в работу, новые съемки и новые проекты. Об отношениях с мужчинами не помышляла целых шестнадцать лет, хотя за ней настойчиво ухаживали многочисленные поклонники. Так продолжалось до тех пор, пока ей не встретился еще один Георгий — Данелия.
Соколова и Данелия: непростой роман длиной в четверть века
Любовь Соколова познакомилась с Георгием Данелией в 1957 году на съемках картины Григория Рошаля "Хождение по мукам", где он был ассистентом режиссера. Ей в тот момент было 36 лет, ее пылкому поклоннику — 27.
Данелия начал ухаживать очень активно, буквально ходил за актрисой по пятам. Убедил Соколову, что они ровесники, узнав, что она не приемлет отношений с мужчиной младше ее. В какой-то момент Любовь все же поддалась чарам Данелии и ответила ему взаимностью.
Однако пара не стала заключать брак, даже когда в 1959 году у них родился сын Николай. Немногие из их окружения верили, что эти отношения продлятся долго, но Любовь и Георгий оставались вместе 26 лет.
Первое время было для обоих очень счастливым. Любовь Сергеевна переехала из своей маленькой квартирки на улице Черняховского в дом на Чистых прудах, познакомилась и подружилась с матерью режиссера — знаменитой Мэри Анджапаридзе.
Позже Любовь Сергеевна вспоминала, что для нее годы, проведенные с Данелией были непростыми.
"Он часто увлекался, я плакала, но считала: значит, судьба. А потом перестала обращать внимание", – цитировало слова актрисы издание "Аргументы и факты".
Режиссер увлекался не только женщинами и бурными вечеринками с друзьями. Когда он загорался каким-либо делом, отдавался ему сутками напролет без сна, отдыха и еды. О жене и ребенке в такие моменты он, конечно, забывал.
Поначалу это очень злило Соколову, но позже она поняла, что сам Георгий страдает от этой своей черты характера, но ничего поделать с ней не может.
О романе Данелии с писательницей Викторией Токаревой судачила вся Москва. Говорят, про свой любовный треугольник он снял фильм "Осенний марафон", а она написала две книги — сборник "Дерево на крыше" и "Лавину". Данелия и Токарева познакомился еще 1967-м. Он помогал ей писать сценарии. Она хохотала от его выдумок, глаза горели — это подстегивало режиссера. Их восхищало и забавляло одно и то же. Он влюбился. Она — тоже.
Любовь Сергеевна знала об этом романе, но ради сына терпела все. Нарыдается в подушку — и дальше живет.
А однажды режиссер пришел домой и сказал:
"Люба, прости, но я полюбил другую женщину и решил на ней жениться. Нам надо разъехаться".
В тот же день Любовь Сергеевна собрала вещи и ушла к старенькой маме. Вскоре она узнала, что режиссер официально женился на актрисе Галине Юрковой, которая была на 23 года моложе ее.
Трагическая смерть сына Соколовой и Данелии
Николай Данелия с детства проявлял способности к рисованию, много читал, писал стихи. Поступил на режиссерский факультет во ВГИК и успел снять две кинокартины. Женился он очень рано, в 17 лет, по банальной причине: его подруга забеременела от него. У Соколовой появились две внучки. При этом Любови Сергеевне часто казалось, что она понимает сына недостаточно, что у него какая-то своя напряженная внутренняя жизнь.
Путь Николая в профессии была непростым, его часто критиковали. Превратиться в крупного мастера и реализоваться в творчестве он не успел — умер в возрасте 26 лет при неясных обстоятельствах.
"Помню, тогда ко мне пришли его друзья: "Тетя Люба, мы должны были встретиться у Белорусского вокзала, а его нет..." Нашли Колю в доме Галины, жены Данелии. Ребята залезли в квартиру через балкон, а он там — мертвый. Установить причину смерти не удалось", — вспоминала Любовь Сергеевна.
Официальная причина смерти до сих пор неизвестна. Родители наверняка знали правду, но хранили молчание. Как и констатировавшие смерть врачи — говорили, их просил об этом Георгий Николаевич.
Тем не менее, у журналистов все же появилось несколько версий произошедшего — несчастный случай, самоубийство или убийство. Последнее предположение отпало, поскольку уголовное дело не возбуждалось. Доказательств в пользу добровольного ухода из жизни тоже не нашлось.
Зато позже кто-то из друзей молодого человека проговорился, что еще в годы учебы во ВГИКе Николай баловался наркотиками, которые и могли привести к его гибели. Косвенно эту версию подтверждает тот факт, что после смерти сына Любовь Сергеевна очень сблизилась с актрисой Нонной Мордюковой, хотя до этого подругами они не были. А как писали СМИ, у сына Мордюковой и Вячеслава Тихонова была такая же проблема.
Любовь Соколова — королева ролей второго плана
Любовь Сергеевна вынесла и этот удар судьбы. Но она не сломалась, не потеряла той внутренней теплоты, которая всегда отличает всех ее героинь. До конца своей жизни актриса продолжала сниматься в кино, в телепередачах, работать на радио, участвовала во всевозможных концертах, встречалась со зрителями. Она не боялась никакой творческой работы, ее интересовало все.
Народная артистка СССР Любовь Соколова скончалась в 2001 году, немного не дожив до своего 80-летия. Смерть наступила от сердечного приступа.
Среди самых известных работ Любови Сергеевны — роли в картинах "Я шагаю по Москве", "Доживем до понедельника", "Гори, гори, моя звезда", "Преступление и наказание", "Джентльмены удачи", "Печки-лавочки", "Два капитана", "Вам и не снилось", "Не стреляйте в белых лебедей", "Жизнь Клима Самгина" — список можно продолжать бесконечно.
Кстати, актриса принципиально отказывалась играть отрицательных персонажей — просто не принимала таких людей, хотела, чтобы зрители безоговорочно верили ей и ее героиням.
Если в титрах фильма зритель видит, что в картине снялась Любовь Соколова, — это определенный знак качества. В одном из последних своих интервью актриса сказала:
"Кого только не довелось мне играть — русских купчих и донских казачек — разные судьбы, характеры, но все они были в большинстве своем любящие матери и верные жены. Вот за их добрые дела и благодарят меня зрители".