Добавить новость

Антиквар и художник Кирилл Данелия: «Москва — евро-азиатский город, и я никогда не понимал, почему мы открещиваемся от наших азиатских корней»

— Как в вас сочетаются художник, коллекционер и галерист?

— Однажды я спросил у Айдан Салаховой, как ей удается совмещать все эти роли, и она ответила: «Я встаю утром, выключаю телефон и сразу иду в мастерскую. И до двух часов дня до меня невозможно дозвониться. А потом включаю телефон и становлюсь галеристом, куратором и так далее».

Вообще, коллекционирование — своего рода болезнь, как шопоголизм. Но, с другой стороны, это часть галерейной работы. Я могу купить две китайские лошади, одну оставить себе, а вторую продать.

— Какую именно продадите?

— Ту, которую дороже купил. Вообще, в коллекцию идут более редкие вещи, менее коммерческие и менее интересные с точки зрения декора. Многие я даже не показываю в галерее и не даю на выставки: они хранятся дома, в банковском сейфе. Какие-то подарены бывшей жене или детям и тоже не продаются. В общем, галерист и коллекционер во мне уживаются легко. Самое сложное — совместить художника с галеристом. Раньше моя галерея Fusion Culture Gallery специализировалась только на антикварных вещах. Но последние три года я начал выставлять современных художников, и ситуация усложнилась, поскольку мы с ними работаем на одном поле. А себя выставлять труднее всего. Так что после долгого перерыва в выставочной деятельности — ненавижу это слово! — я вновь начал искать галереи, которые могли бы мной заниматься. Я легко рассказываю о других художниках, а о себе не получается. Вроде бы это врожденная скромность.

— У вас недавно была персональная выставка «Пять» во Всероссийском музее декоративного искусства: вы показывали свои работы рядом с древними артефактами. И даже использовали винтажные вещи в собственных ассамбляжах.

— Это условный винтаж. Для человека, занимающегося древностями, вещь XIX века — все-таки совсем не старая. Например, в ассамбляже я использовал скрипку, купленную в Нью-Йорке. Когда заглянул внутрь, увидел наклейку «Страдивари». Конечно, у Страдивари не было никаких наклеек, но я показал скрипку друзьям-антикварам. Они успокоили: «Не парься, она сделана по лекалам Страдивари на немецкой фабрике музыкальных инструментов в конце XIX — начале XX века. Можешь смело пустить ее в расход». В итоге использовал ее для создания ассамбляжа. Она была вся в потертостях, мне такие нравятся: чем хуже, тем лучше.

— Вы долгое время жили в Нью-Йорке. Как там оказались?

— Как художник. На рубеже 80-90-х на волне любви Запада к России многие художники рванули за границу — в Нью-Йорк, Париж. Поехал и я. В Нью-Йорке у меня было много друзей, в том числе с Фурманного.

— Как вас изменил этот город?

— Он меня сформировал, научил пахать и быстро думать: я до сих пор живу нью-йоркскими мозгами. На самом деле Нью-Йорк с Москвой похожи по ритму, общему безумию. Гонконг и Бангкок такие же: туда съезжаются амбициозные молодые люди, чтобы отвоевать свое место в бесконечной гонке.

— Но Москва — ваш родной город, вы здесь выросли, и вдруг — абсолютно чужой Нью-Йорк. Не тяжело было?

— На самом деле я был окружен там близкими людьми, которых помнил с детства. Многие уехали накануне Олимпиады, когда их поставили перед выбором: или вы эмигрируете, или окажетесь за решеткой. Так что Нью-Йорк рубежа 80–90-х оказался потрясающим заповедником близких людей. Многие давно жили в этом Вавилоне и все равно оставались московскими художниками, обитателями московских кухонь. Я помнил их еще молодыми, спорящими, как лучше обжарить кофе: был момент, в 1978–1979 годах, когда кофейные зерна продавались необжаренными. Интересных личностей было много. Например, знакомый моих родителей, которого я обожал с детства, — Виталий Длугий: он был моим учителем с большой буквы — и в живописи, и по жизни. Или Дмитрий Плавинский: можно было часами слушать, как он рассказывает об Анатолии Звереве. Жалею, что не записал эти разговоры, — тогда еще не было мобильных телефонов, а ведь из расшифровок могла бы получиться книга. В целом, по духу это были не нью-йоркские мастерские, а совершенно московские. И я легко влился туда. Вообще, это хорошая школа: ты приезжаешь мальчишкой в чужую страну, где совсем другой язык, другие ценности, отношение к жизни. И постепенно ты меняешь свои ценности, адаптируешься.

— Вам удалось ассимилироваться?

— Если спросить, какой город я считаю родным, я отвечу «Нью-Йорк». При всей любви к Москве и другим столицам — Вене, Париже, Бангкоку. Пару лет назад я был в Нью-Йорке вместе с сыном. Все эти родные запахи, помойки, обшарпанный ужас Нью-Йорка: не Таймс-сквер или Уолл-стрит, а родные Виллидж, Алфабет-Сити, потертое метро, мусор, крысы, пар, поднимающийся от земли, вскрытые гидранты, из которых хлещет вода. Я возвращаюсь туда как в родной город. О той поездке я написал сентиментальные строки — что за каждым поворотом меня ожидали памяти. Однако Штаты научили меня тому, что от родных могил ты уезжаешь туда, где можешь заработать. Многие знакомые, обожавшие Нью-Йорк, перебрались в Сиэтл, потому что там появился контракт, или в Калифорнию. В Москве же во второй половине 90-х жизнь бурлила: выставки открывались одна за другой, рынок был свободен, можно было занять любую нишу. Я думал, например, о тату, но все-таки решил остаться в живописи. В какой-то момент выставок стало так много, что мне пришлось жить в самолете. Мы с женой поняли, что семья так существовать не может, я совсем не вижу детей. Надо было выбрать либо Москву, либо Нью-Йорк. Москва нас кормила, поэтому мы переехали сюда.

— Когда это случилось?

— После 11 сентября. Мы видели взрывы башен с крыши и вообще могли оказаться рядом — к счастью, дети в тот день проспали, — однако наш отъезд не был связан с терактом. Просто жизнь переместилась в Москву. И в 2002 году мы окончательно перебрались сюда.

— Ваша коллекция начала складываться в Нью-Йорке?

— На самом деле еще раньше. Однажды отец (Георгий Данелия. — «Культуромания») подарил мне маленькую голову Венеры, которую ему, в свою очередь, подарил Тонино Гуэрра. Кроме того, когда мне было 15 лет, меня отправили на пасеки под Ленинградом, и там оказалось много ребят-буддистов: они уходили в пчеловоды, чтобы не связываться с советской властью. Какие-то вещи появились у меня благодаря этим знакомствам. А потом оказалось, что в Нью-Йорке подобных вещей море. Как любой советский человек, я считал, что древние артефакты хранятся в музеях, и вдруг с удивлением обнаружил, что их продают в мелких галереях по 100–200 долларов. Даже Гандхара до 11 сентября почти не была востребована.

— У вас была какая-то система или делали покупки спонтанно?

— Определенная система возникла сразу. Все началось с Гандхары. Я часто рассказываю эту байку. Однажды я увидел античную скульптуру на торгах Индии и Юго-Восточной Азии и решил, что в Sotheby’s работают идиоты. Как она могла туда попасть? Потом разобрался и понял, что это Гандхара — смешение эллинского стиля с индийской тематикой, буддизмом. Интернет тогда еще находился в зачаточном состоянии, пришлось побегать по библиотекам. С этого и началось мое увлечение. Сегодня оно выглядит вполне логичным: Москва — евро-азиатский город, и я никогда не понимал, почему мы открещиваемся от наших азиатских корней.

В общем, евро-азиатская линия моей коллекции выстроилась сразу. Кроме того, я обращался к культурам, которые на тот момент почти не были востребованы на рынке. Например, покупать тайскую бронзу смысла не было — она стоила дорого. А Бирму, которая мне нравилась больше, можно было купить за смешные деньги: это сейчас цены на нее взлетели. В своем собирательстве я следовал по Шелковому пути — от греков в Японию. Как известно, по нему распространялись не только товары, но и знания: так появились греко-буддийские вещи Гандхары. Потом меня заинтересовало влияние буддизма на китайскую культуру. Правда, я редко обращался к Тибету, потому что к нему в то время уже было не подступиться — слишком востребовано. И еще я плохо чувствую бронзу: больше люблю керамику, терракоты, дерево, иногда камень. Очень жалею, что в свое время упустил китайский нефрит. Сначала он был мне неинтересен, а потом цены на него взлетели.

— У вас в галерее есть и египетские вещи…

— Египет все-таки — основа западной цивилизации. Помню, как в первый раз приобрел египетскую вещь и просто обалдел: с детства привык считать, что это что-то академическое, музейное. А оказалось, такой артефакт может быть не только в Метрополитен, но и у меня дома. Тем более я не боюсь предметов из захоронений и не верю в проклятие фараона. Затем, следуя своему интересу к буддизму, я начал присматриваться к Японии и собрал большую коллекцию японской гравюры. Я часто показываю эти вещи на выставках. Например, в том же Всероссийском музее декоративного искусства была выставка, посвященная эротической гравюре — сюнга, а в Музее Востока показали выставку, посвященную легенде о сорока семи ронинах. В моей галерее обычно проходит пара японских выставок в год. Пока не знаю, какой будет следующий проект. Давно хочу сделать выставку японских котиков.

— Пополняете свою коллекцию в России или за границей?

— У нас в стране в этом смысле бедно, поэтому рассматриваю только западные коллекции — американские, латиноамериканские, новозеландские. Тем более интернет сокращает расстояния. Например, приходилось общаться с новозеландским коллекционером, обладателем одних из лучших китайских терракот, он прекрасно в них разбирается, даже опубликовал книгу. В итоге из ста его вещей только одна вызвала у меня сомнения.

— А на восточном рынке можно купить что-то ценное?

— Нет, там строго запрещен вывоз подобных вещей, они тщательно охраняются. Туристы, которые решили вывезти из Луксора маленький египетский амулет, могут угодить в тюрьму. То же самое с Таиландом, Бирмой: ничего нельзя вывозить. Конечно, контрабандисты никуда не делись, но в последние десятилетия появилось много запретов, касающихся вывоза археологических ценностей. Я сторонник англосаксонской системы, в рамках которой передвижение артефактов искусства не облагается налогом. Плюс их можно свободно перевозить — если они не украдены или не вывезены нелегально из страны происхождения. Например, если в Великобританию из Франции придет контейнер с камбоджийской скульптурой, «добытой» в конце XIX — начале XX века, то все нормально, проблем не будет.

— Как возникла идея открыть галерею Fusion Culture Gallery?

— В какой-то момент коллекция разрослась, появились дубли, которые оказались востребованы. Помещение у меня было — так почему бы не открыть? Это мой принцип. Например, в 1994 году подумал: почему бы не организовать тату-конвенцию? В 1995-м мы провели ее в первый раз, а на днях уже отметили 30-летие.

Вообще, я всегда вращался в галерейной среде: моя мама галерист. У меня были учителя и наставники в этом бизнесе. В частности, меня взял под крыло Эд Вилкинсон, глава аукциона Sotheby’s Юго-Восточной Азии. Он многому меня научил, объяснил, как все работает. Тем более после первой тату-конвенции я стал неплохим менеджером. Это такой образ жизни: заниматься одновременно разными вещами. В моем доме православная икона висит рядом с фрагментом древнеегипетского саркофага, а по соседству стоят Будда и фигурка китайского коня. Идея с галереей оказалась успешной: в то время были популярны альбомы лаунж-музыки Клода Шаля Buddha-Bar, развивалась лаунжевая культура, и декораторы буквально сметали у меня будд — еле успевал отгружать.

— Что бы вы посоветовали начинающему коллекционеру, желающему разобраться в буддийском искусстве?

— Много информации есть в сети, но, во-первых, ее нужно делить на двадцать пять, а, во-вторых, куда важнее — поездки, посещение музеев, у нас достаточно бедные коллекции, поэтому — по всему миру. Что касается покупок, я бы посоветовал приобретать предметы интересной вам культуры по низовой планке цены. Но нужно понимать, что со временем они потеряют для вас ценность — кроме сентиментальной, как первые покупки. Много интересного можно найти не только на крупных аукционах, но и на «блошках», хотя нужно быть очень внимательными. Недавно я был в Париже, ходил там по «блошкам», и вещи XVIII–XIX века, которые мне предлагали, оказались неплохими. Но когда мне начали втюхивать яшму и агат вместо нефрита, пришлось посмеяться.

В общем, нужны знания и опыт. Конечно, и у меня случались ошибки. Однажды я открыл eBay и увидел огромное количество бронзы династии Мин. На радостях скупил все и притащил Эдварду Вилкинсу в Sotheby’s. Он погладил меня по голове и сказал: «Мальчик, вот эти бирманские вещи хороши, а китайские сдай на вес как цветной металл». Теперь я сам делюсь опытом и знаниями. Есть несколько молодых ребят, которые начинали с мелочей, а сейчас покупают серьезные вещи. Иногда мы участвуем в одних и тех же аукционах и конкурируем за лоты. Однажды я бился на аукционе за пять шикарных гандхарских голов, но в какой-то момент отступил. Ровно через пять дней мне пришло предложение: те же гандхарские головы, но уже в два раза дороже. Так я узнал, кто их увел, — посмеялись с этим человеком и разошлись.

— Я знаю, что у вас есть еще одно необычное увлечение — «заброшки». Чем они вас привлекают?

— Я всегда любил руинированность — «колизейность», как я ее называю. Сначала мне нравились заброшенные производственные здания — следы развала большой державы, такая «Кин-дза-дза!». Но по-настоящему я полюбил «заброшки» в карантин, когда закрылись границы. Ведь как было раньше? Лет 15 назад мы решили показать детям Суздаль. Позвонили в отель: нас было пять человек плюс няня. Нам назвали безумную цену, после чего мы связались с тревел-агентом и за половину этой суммы улетели в Вену. В общем, желание увидеть Францию, Италию, Юго-Восточную Азию долгое время побеждало. А когда выезды прекратились, мы стали путешествовать по России и увидели, что здесь много интересного. Возможно, это возраст, но мне начала нравиться русская хтонь. В каком-нибудь Бежецке удивительные храмы, хотя на трассе нет интернета, а в самом городе одна-единственная столовая. Прошлым летом мы ездили в Каргополь. У меня были координаты места, в котором находилась покосившаяся часовня, оказалось, что за это время часовня сложилась, как карточный домик. Эту уходящую натуру нужно успеть показать своим детям, потому что скоро ее не станет — либо рухнет, либо закрасят, как небеса в старых храмах. Вообще, Каргополь потрясающий город, настоящее место силы, хотя там две столовки, одна гостиница, и поезда туда не ходят. Я всегда любил руины и показывал в своих ассамбляжах красоту деструкции, поэтому с удовольствием езжу по таким местам. Ты меняешь машину на джип, ставишь лебедку, камера телефона становится все лучше, а потом покупаешь большую камеру — правда, быстро понимаешь, что она тебе не нужна, и сдаешь на «Авито». Мы вместе с моим близким другом Севой вместе ездим по труднопроходимым местам, потому что одному из грязи не выбраться. Застрянешь и будешь топать 20 километров за трактором. А так мы вытащили машину и поехали дальше. Никогда не знаешь, оправдает ли заброс твои ожидания, зато в памяти останется, как воевал со слепнями или ехал по болоту, хотя рядом была нормальная дорога. В общем, такие мальчишеские игры: джипинг, лебедка, извечные банки тушенки и шпрот, ну и, конечно, интересные забросы. Правда, в районе 250–300 километров от Москвы я уже все осмотрел, на один день не получится выбраться — надо с ночевкой, а то и в экспедицию на полнедели. А это уже другой настрой.

Ксения Воротынцева

Фото из архива Кирилла Данелии

Творческие коллективы из Рыбинска получили уникальные подарки для развития карьеры от организаторов фестиваля «Большая сцена»

Финальный аккорд фестиваля «Большая сцена»: победители получили авторские релизы песен, видео и фотосессии

Ансамбль «Мы команда» из Рязани получил уникальный подарок для развития карьеры от организаторов фестиваля «Большая сцена»

Оксана Самойлова и Джиган «работают» над пополнением в семье

Новости тенниса


Донна Векич

Диана Шнайдер уступила Векич в матче второго круга турнира в Бад-Хомбурге



Все новости по теме на сегодня

Георгий Данелия в новостях



«Не всем везет сразу»: Анастасия Решетова о разрыве с Тимати

Юные таланты из Краснодара получили уникальный подарок для развития карьеры от организаторов фестиваля «Большая сцена»

Автобиография под песни Синатры. FRANK Данилы Козловского и Саввы Савельева

Виктор Цой и группа «Кино» 35 лет назад дали свой последний концерт


Спорт в России и мире

Музыка

Вся музыка

Рок

Поп

Рэп

Барды

Джаз

Классика

PR

Новости тенниса

Новости тенниса


WTA

Маркета Вондроушова завоевала титул на турнире WTA-500 в Берлине





Дали джазу. На фестивале культуры ПМЭФ Бутман отыграл сейшн с детьми

Хореограф Чистякова: ИИ придумал для Угожаева вариант костюма на музыку Linkin Park

Дима Билан стал послом "Интервидения‑2025": Россия выстраивает собственную культурную ось

Дирижер Павел Васьковский удостоен высокой награды



Poisk-Music.ru — тематический дочерний проект популярных новостных сайтов Life24.pro и BigPot.news о музыке, музыкантах, певцах, композиторах (слухи, сплетни, разговоры и дискуссии о музыке, культуре, жанрах, VIP-скандалы — в новостях и статьях). Тайны светской жизни звёзд — в кадре и за кадром шоу-бизнеса сегодня и сейчас. Новости о музыке, и не только...

Опубликовать свою новость по теме в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь


Rss.plus


Новости России


VIP

В ГМИИ им. Пушкина откроется выставка нидерландской гравюры XVI века



Все города России от А до Я

Moscow.media

Шоу-биз — сегодня и сейчас (ежесекундное обновление новостей) от более чем 20 000 независимых тематических источников информации онлайн! Мы собрали ВСЁ, что интересно по этому поводу — СЕГОДНЯ, а ещё больше новостей — здесь.



Новости России







Музыкальные новости