Мина просвещения. Даниил Крамер — о продавцах педагогических услуг
Повышать престиж профессии учителя депутаты хотят с помощью закона о предоставлении дополнительных гарантий защиты чести и достоинства педагогов. В документе ссылаются на результаты исследования НИУ ВШЭ: 76,2% опрошенных педагогов отметили ухудшение отношения к учителю в обществе.
Народный артист РФ, известный пианист Даниил Крамер, который 21 марта отмечает 65-летие, размышляет о том, чем педагог отличается от продавца педагогических услуг, и предлагает свой рецепт повышения престижа профессии.
Ольга Шаблинская, aif.ru: Даниил, в нашем прошлом интервью вы сказали: «Моцарт на IQ ребёнка влияет лучше, чем «Владимирский централ». Однако среди комментариев к статье были и те, кто с вами не согласен.
Даниил Крамер: Это утверждение вызывает сомнения как раз у тех, кто слушает «Владимирский централ». Ну а как вы думали? Те, на кого влияет блатота, уверены, что Моцарт — это плохо.
Понимаете, целые поколения, так сложилось, увы, на Дальнем Востоке и на севере Сибири, выросли в лагерной эстетике. Сначала их заставляли, потом кто-то продолжил жить с такими установками. Вот они и думают, что Моцарта слушать невозможно, что от него только тупеют.
— И что надо сделать, чтобы молодёжь слушала классику, а не «блатоту»?
— Здесь главную роль играет школа. Она имеет громадное значение. Ни в коем случае нельзя говорить, что школа не воспитывает. Да, при рождении человека формирует семья. Но сразу возникает вопрос: кто воспитал папу и маму? Не школа ли случайно? И не общество ли? А кто воспитал общество, тоже сразу встаёт вопрос. Не школа ли?
Утверждение, что школа не должна воспитывать, а воспитывает только семья, не просто глупость, а преступная глупость! Когда ребёнок идёт учиться, на какое-то время его авторитетом становятся не родители, а педагоги. «Мам, а мне так в школе сказали!» Я это знаю и по своей дочке, и по своему детству. Вот вы позвали меня на интервью. Почему? Очевидно, это означает, что моё мнение важно для вас. Так вот, думать меня в своё время научили мои учителя.
«Я ЕГЭ бы не сдал»
— Расскажите о ваших учителях.
— Например, Елена Владимировна. Она могла пройти мимо меня в коридоре, потрогать мой лобик, позвонить маме и сказать: «Данечка сегодня мне не нравится, он бледный. А ещё, по-моему, у него животик болел». А потом Елена Владимировна шла в буфет и давала взбучку поварам: «А чего это у детей болят животы? У вас всё тут в порядке?!» Потому что не было равнодушия...
Мой учитель по литературе Юрий Евгеньевич приводил нас к себе домой, поил чаем с вареньем и за этим чаем учил нас читать. Не буквы, не страницы, а мысль.
Я уверен, кстати, что сейчас ЕГЭ бы не сдал. Я — академик (Российской академии искусств. — Ред.) — не справился бы.
— Вот это утверждение!
— Правда. Потому что меня учили думать, а не отвечать на тесты. Понимаете, есть учителя, а есть продавцы педагогических услуг. Вторых, по моему глубокому убеждению, надо гнать, причём чем дальше, тем лучше. Потому что они гробят культуру, экономику, общество, оборону...
Лечить не прыщик
— У вас культура и экономика звучат через запятую. Но каким образом знание классических произведений влияет на человека труда?
— Культурный человек не будет брать молоток и абы как забивать болт в самолёт. Он понимает, чем это грозит: самолёт может рухнуть, погибнут люди. А у некультурного человека не хватает именно культуры представить себе это.
Так вот. Моё мнение — страна начинается не только и не столько с семьи, сколько с учителя. Так что, возвращаясь к вашему вопросу о культуре молодого поколения, отвечаю: нужно мотивировать именно учителей.
— И как их мотивировать, как повышать престиж профессии?
— Зарплатами и пенсиями. Чтобы человек, который только начинает свою карьеру, не думал: «Сколько бы я ни заработал, мне дадут такую пенсию, что даже на лекарства не хватит».
Профессия учителя должна быть престижной, а не менеджера нашего автопрома! При тех доходах, что есть у них, российские машины могли бы уже и к уровню БМВ приблизиться. Но нет. Наш рынок завоёвывают китайские автомобили, вместо того чтобы рынок Китая завоевали наши автомобили.
А ещё нам не мешало бы следить за отсутствием когнитивного диссонанса между реальностью и идеальностью, то есть за отсутствием вранья.
— А пример можете привести?
— Да я в нём вырос, в этом когнитивном диссонансе! Когда мне в Советском Союзе говорили, что жить стало лучше, жить стало веселей, а дефицит нарастал... Мне рассказывали, как у нас растёт экономика, как всё справедливо, а я наблюдал всё нарастающую коррупцию. Мне говорили, какая у нас свободная страна, а я своими глазами видел, как выбирали Ельцина. И я глубоко убеждён, что одной из главных причин развала СССР было враньё. И люди перестали верить вообще всему. Поэтому когда трое предателей в Беловежской пуще — по-другому этих людей не назову — решили развалить в угоду своим амбициям Союз, ни в одной из республик народ не встал в защиту референдума. И великая страна рухнула.
Я практик, поэтому исхожу только из результата. И, как сын врача, скажу: если у вас есть прыщик, то надо не его лечить, а найти корень проблемы. Иначе он превратится сначала в нарыв, а потом в гнойник.
Себя я считаю патриотом. Но я не отношусь к тому типу людей, которые кричат «ура!». Я отношусь к тому типу патриотов, которые видят болячку и рассказывают о ней. Зачем? В надежде, что услышат те, кто способен вылечить. Продолжение темы образования — здесь.