Если бы Клод Дебюсси знал, во что ввергнут его две грядущие женитьбы
История любви одного из самых знаменитых композиторов начала ХХ века Клода Дебюсси с легкостью могла бы лечь в основу романа или фильма. Всю жизнь Дебюсси преследовали болезни и безденежье. Он не был счастлив в своей семье, между отцом - не очень умным, притязательным и матерью - с идеями узкими и банальными. Его мать была швеей, а отец торговал фарфором и мечтал, чтобы сын стал моряком. Чтобы "выбить" из мальчишки дурь, отец собирался отослать сына в морское училище. Избежать этого помог случай: отец увидел, как маленький Клод деловито касается клавиш теткиного пианино, и вечером сказал жене: "Тянется к музыке - ну пусть играет. Найдем педагога, посмотрим что к чему!"го пианино, и вечером сказал жене: "Тянется к музыке - ну пусть играет. Найдем педагога, посмотрим что к чему!" В семье было еще четверо детей, так что одного можно попробовать сделать музыкантом - авось что-нибудь да выйдет... Талант у Клода действительно был. Не зря же его, десятилетнего, не окончившего начальной школы, приняли в Парижскую консерваторию. В 1872 году юный Дебюсси робко вошел под своды Парижской консерватории - и его жизнь поменялась раз и навсегда. Он был неуклюжим, пухлым, робким домашним мальчиком. Любая шутка одноклассников, любое замечание повергало его в смущение. После семи лет обучения преподаватели развели руками: виртуоза из него не выйдет. К семнадцати годам Клод преобразился - он вытянулся. вырос в упрямого юношу, знавшего толк и в одежде, и в веселом времяпровождении. Вот только откуда взять деньги? Ему были нужны наличные - на книги, модное пальто и посиделки в кафе. Все его однокашники подрабатывали и Клод не без участия преподавателей тоже нашел подработку. Целое лето он провел в замке Шенонсо, играя на рояле для одной богатой дамы. Затем его познакомили с русской благотворительницей по имени Надежда Филаретовна фон Мекк. О ней ходили легенды: говорили, что Чайковский живет исключительно на ее пожертвования. Предложение фон Мекк он принял с благодарностью: летом состоять при ней личным пианистом, давать уроки ее детям, аккомпанировать на домашних концертах и играть дуэтом с самой мадам фон Мекк, когда ей это заблагорассудится. Грех было жаловаться: три лета подряд он играл для фон Мекк, жил за ее счет, побывал в Москве, Санкт-Петербурге, Павловске, Риме, Неаполе, Вене. Это в Париже он казался неотесанным грубияном - госпожа фон Мекк расписывала друзьям его иные стороны: истинный парижанин от мозга костей до кончиков пальцев, остроумный, элегантный, смешно пародирующий своих учителей и душа любой компании. Дебюсси начал карьеру композитора и выиграл большую Римскую премию, конкурс учрежденный еще Наполеоном для студентов консерватории. Клод обращать внимание на свою ученицу Соню фон Мекк. Лукавая Соня раззадоривала молодого француза, назначала ему тайные свидания, писала записочки. Вскоре его симпатия к Соне выросла в серьезное, сильное увлечение. Клод был со скандалом выставлен за дверь самой баронессой фон Мекк после того, как имел дерзость попросить руки ее дочери Сони. Мать с ужасом отвергла предложение бедного музыканта, которого не считала достойным руки девицы из богатого аристократического семейства. Дебюсси, глубоко погруженный в свое творчество, сравнительно легко пережил эту неприятную ситуацию. Теперь он, казалось, легко фланировал из одних объятий в другие, оставляя за собой разбитые сердца. Сонечка фон Мекк потом дважды выходила замуж по выбору маменьки, а любила Клода Дебюсси, также, как и он обожал свою первую любовь и посвятил ей много произведений. После отповеди фон Мекк молодой композитор вернулся в Париж, полагая себя опозоренным. И вскоре нашлась другая прелестница, с которой Клода свел случай. Если положить руку на сердце, то своей музыкой в этот период он обязан зеленым глазам Мари-Бланш Васне. Она была замужем за адвокатом старше ее на одиннадцать лет и обладала неплохим сопрано. Еще до отъезда в Рим Клод стал ее аккомпаниатором и влюбился без памяти. Денег Клоду катастрофически не хватало. Ежемесячнаяя стипендия, которую на два года начислили ему как победителю конкурса в Риме, равнялась 167 франкам, заканчивалась. Он жил с родителями, чтобы не снимать жилье, а обедал у мадам Васне и регулярно у нее одалживался. Мадам тактично называла это "материальной помощью таланту". Их связь стала скандальной из-за разницы в возрасте: ему было восемнадцать, ей тридцать два. И из-за того, что он посвятил ей цикл песен на фривольные стихи Бодлера. И потому, что она - замужняя дама, а ее муж принимал Дебюсси у себя дома и делал вид, что ничего не происходит, хотя об их отношениях шептался весь Париж. Клод писал Мари на нотных листках посвящения: "Той, которая пробуждает желание творить (и иные желания)". "Той, без которой этой музыки не существовало бы". Возмущению мужа Мари не было предела, ведь он даже нанял этого наглеца, чтобы он учил музыке их с Мари дочь. Что делать - Клод был влюбчив. Дебюсси некоторое время порхал от одной влюбленности к другой, пока не поселился у симпатичной блондинки по имени Габриэль Дюпон. Она была на четыре года моложе и души в нем не чаяла. В течение нескольких лет Габриэль работала, чтобы материально поддерживать своего гениального мужчину. "Композитор не может не увлекаться, увлечения - это топливо моей жизни! Но если кто-нибудь изобретет ластик, чтобы стирать с тела следы мимолетных романов, то я буду первым покупателем..." - говорил он Габи. Дебюсси и впрямь творил гениальные вещи, но при этом изменял своей Габриэль направо и налево. Та все прощала, украдкой плакала в подушку и продолжала жить с Дебюсси. Вступать в брак с Габи он не желал - с ней было удобно и страшно скучно. Он вообще не понимал - зачем ему нужно жениться? Несчастная Габриэль продолжала отношения с Дебюсси даже после того, как тот объявил о помолвке с певицей Терезой Роже. Когда Роже разорвала помолвку - композитор снова вернулся к Габриэль. Любовная записка, адресованная Клоду очередной возлюбленной, случайно обнаруженная Габриэль, переполнила чашу терпения бедной женщины. Она пыталась покончить с собой... Вскоре Дебюсси стал встречаться с Розали (Лили) Тексье, хорошенькой темноволосой двадцатипятилетней манекенщицей, которая демонстрировала наряды в парижском доме моды, и увлекся ею. Лили была лучшей подругой Габриэль. Требования общества и уговоры друзей, что пора остепениться, сделали свое дело. Свадьба состоялась 19 октября 1899 года. Молодожены были так бедны, что даже в этот день Дебюсси пришлось давать урок, чтобы на полученные двадцать франков накормить гостей. Да и в день премьеры "Пеллеаса" они с женой имели только 16 франков в кармане. Лили превратила их дом в маленький салон, где друзья встречались и горячо обсуждали новинки в музыке. Постепенно карьера Дебюсси пошла вверх, он выезжал со своими произведениями то в Англию, то в Голландию. Пошли заказы на его музыку к балетам, ноктюрны, симфонии, оратории. Он снова съездил в Россию. Обратите внимание: Настя Хабенская. После женитьбы на ней дела актера пошли на лад. Уход женщины как цена за рождение сына. . Лили оказалась на редкость терпеливой дамой. У него были романы - и она знала об этом. Но новый роман оказался серьезнее прочих настолько, что в один прекрасный день муж собрал ее вещи и отправил жену подальше, в Руан. Тогда же он написал ей холодное и жесткое письмо, полное ясных намеков - он должен побыть один, он застрял, его жизнь превратилась в накатанную колею. Лили поняла: ее бросили, оставили на обочине, как старый чемодан, после пяти лет брака. Она больше не нужна мужу. Подруги рассказали ей, на кого ее променял Дебюсси, - ее звали Эмма Бардак, она была матерью ее ученика Рауля. Он встретил Эмму, когда пришел на встречу с ее мужем, чтобы договориться об уроках музыки для их сына. Когда он вернулся домой, его ждала корзина с розами и записка: "Клоду Дебюсси с нежностью". Так началась их история любви и страстный тайный роман. Эмма была изящной, утонченной, образованной женщиной и разительно отличалась от миленькой, но простоватой Лили. Будучи супругой финансиста, она привыкла жить в роскоши. Как жить без Клода, Лили не понимала. Его музыка, его трубка, его сюртук - для нее самое важное на свете. Ничего своего у нее не успело появиться. Она пыталась отравиться, а потом взялась за пистолет. 13 октября 1904 года жена композитора Лили Тексье пыталась застрелиться на площади. В больнице врачи развели руками: мадам, похоже, вам уготована долгая жизнь. Пуля прошло под грудью и вышла наружу, не задев жизненно важных органов. Лили лежала в кровати и безучастно смотрела, как ее навещают друзья Дебюсси: Малларме, Равель... Все ей сочувствовали, все были на ее стороне. Газеты писали, что такой жестокости нельзя было ожидать от автора столь романтических произведений. Равель учредил фонд помощи Лили, и пожертвования шли со всей страны. А Клод и беременная Эмма вынуждены были бежать в Шотландию, в отдаленный городок на море - пока все не уляжется и не наступит официальный развод с Лили. Эмма развелась со своим мужем еще до скандала. Она отлично усвоила урок. Дебюсси сетовал: "Лили тревожила мою музу! Она слишком часто стала жаловаться... слишком громко рыдать... устраивала шумные скандалы.. хлопала дверьми... А я этого не выношу!" Поэтому Эмма была рядом с ним - и на расстоянии. Она родила в 1905 году единственного ребенка Дебюсси - дочь Клод-Эмму, по-домашнему - Шушу. И Дебюсси был на седьмом небе от счастья, даже написал в честь дочери несколько произведений. Шушу была его главной радостью. На момент ее рождения ему было уже сорок три года и он уже свыкся с мыслью, что детей у него не может быть. Эмма делала так, что новоиспеченный отец никогда не видел плачущего, недовольного ребенка. Шушу приводили к нему в лучшем виде - отдохнувшую, веселую, выспавшуюся. Когда муж желал побыть в одиночестве, Эмма все понимала без слов - немедленно отправлялась за город, к многочисленным друзьям. Дебюсси должен был поддерживать тот уровень жизни, к которому привыкла Эмма и это стоило ему больших усилий. Шушу также ни в чем не знала отказа. 5 июля 1908 года Дебюсси подписал с нью-йоркской "Метрополитен Опера" контракт на право постановки двух своих будущих опер - "Падение дома Эшеров" и "Черт на колокольне". Зловещие сюжеты Эдгара По всегда привлекли внимание композитора, и он уже тогда сказал, что театр заключает дурную сделку, и добавил, что, наверное, никогда не закончит ни одного из этих произведений. Дебюсси был мастером спецэффектов и пользовался своим даром с размахом. Он верил, что сыграть на фортепьяно можно все, что угодно: плач ребенка, звон капели, стук коляски, хлопанье створки окна на ветру... Он занимался этой звукописью с утра до ночи и достиг впечатляющих успехов. Критики знали, что никто лучше Дебюсси не может изобразить плеск волн. Вода была его любимой темой. Он мог выразить шум водопада, шелест озера, горный поток и стоячее болотце. Звуки колыхались, наплывали на слушателя, наталкивались друг на друга и внезапно отступали. "Я вышел, словно мокрый, - писал один из критиков после премьеры симфонических эскизов "Море", одного из главных достижений Клода Дебюсси. - Он искупал нас в волнах - самых настоящих и неподдельных". Для этого надо было по-особенному рассадить оркестр, настроить скрипки и заставить их играть не так, как их учили, - чтобы каждая нота плыла и дрожала отдельно. Играть надо было тихо, словно рисуя акварельными красками. Особенно на фортепьяно: звонком, нежном, таинственном инструменте. Когда Дебюсси выступал сам, он играл так нежно, так бережно, будто трогал пальцами бабочек. Именно так, нежными бабочками, он и представлял звуки, спрятавшиеся за клавишами. Их нужно было разбудить, заставить взлететь, но не разлететься, а кружить над слушателями... В 1915 году Дебюсси тяжело заболел: доктора нашли у его колоректальный рак, который свел его в могилу два с половиной года спустя, несмотря на проведенную уникальную операцию. "Болезнь - эта старая служанка смерти - выбрала меня полем для опытов. Бог знает почему?" Практически до последнего Дебюсси гастролировал, преодолевая ужасные боли. Незадолго до смерти, в 1917 году, Дебюсси написал: "Эта жизнь, в которой надо бороться ради куска сахара, ради нотной бумаги, не говоря уже о хлебе насущном, требует более закаленных нервов, чем мои". 25 марта 1918 года 55-летнего Клода Дебюсси не стало. Похороны были тихими, без музыки. Дебюсси был уверен, что после смерти звучит другая, идеальная музыка - и не хотел, чтобы трубачи из похоронного оркестра помешали ему ее расслышать... Дочь Дебюсси ненадолго пережила своего отца - она умерла 16 июля 1919 года в 14-летнем возрасте от дифтерии и была похоронена в могиле отца. #клод дебюсси #история #искусство #знаменитости #биографии знаменитостей #любовь и брак #музыка Делитесь комментариями и ♥ следите за публикациями! Если понравилось, подписывайтесь на канал! Больше интересных статей здесь: Новости. Источник статьи: Если бы Клод Дебюсси знал, во что ввергнут его две грядущие женитьбы.