Дирижер Клеман Нонсьё: «В России я нашел свое место»
Ваша известность в России началась с премии на Первом международном конкурсе пианистов, дирижеров и композиторов имени Рахманинова. Почему вы приехали в Россию на конкурс, что вас привело сюда?
Я тогда получал степень магистра оркестрового дирижирования в Берлинском университете искусств, и одна моя однокурсница, русская, рассказала мне об этом конкурсе. Я решил участвовать, и в итоге, как видите, вс` сложилось очень хорошо. Начинать дирижерскую карьеру непросто. Но здесь, в России, мне удалось найти свое место и, как говорят, своих людей.
Насколько часто вы слушали русских исполнителей до приезда сюда, и что на ваш взгляд отличает наших музыкантов?
Конечно, я и раньше слушал исполнителей из России. Я родился во Франции в городе Тур, где, в том числе, проходит фестиваль, основанный Святославом Рихтером (с 1964 года – прим. ред.). И там часто выступают русские музыканты, например, пианист Борис Березовский или скрипач Вадим Репин. К тому же в Туре я учился как пианист, а, как вы понимаете, русская музыка – часть репертуара любого исполнителя. Главное, что отличает русских исполнителей – глубокий звук. И я очень хорошо это слышу, работая уже здесь.
Сейчас вы активно сотрудничаете с Новой Оперой в Москве. Вы представили публике неизвестную оперу Адольфа Адана «Почтальон из Лонжюмо», до этого дирижировали спектаклем из репертуара театра «Кармен». Вы ощущаете себя «посланником» французской музыки здесь?
Скорее публика меня считает таким «посланником». Я, конечно, рад, когда у меня есть возможность дирижировать французской музыкой, но беру с удовольствием в работу любые произведения.
«Почтальон из Лонжюмо» – комическая опера, это легкая для восприятия музыка, но одновременно сложная для исполнения. Я хотел создать такую атмосферу, чтобы музыканты играли с радостью – тогда и произведение звучит иначе, и эту радость ощущает публика. Мне нравится исполнять музыку для всех, которую поймет и ребенок.
В мае на этой же сцене вы будете дирижировать Военным реквиемом Бенджамина Бриттена – чего вы хотите добиться в звучании и исполнении в этом произведении?
Для меня важно в первую очередь понять структуру произведения. Во время репетиций ты проучиваешь с музыкантами и четко фиксируешь какие-то моменты, но нужно оставить и возможность для спонтанности, которая приходит уже во время концерта. Ведь каждый раз произведение должно звучать немного иначе. В музыке Бриттена много контрастов, есть моменты очень личные и в тоже время очень драматичные. Но главное, чтобы эта партитура была близка и понятна публике в зале.
Какие у вас впечатления о работе с этой труппой?
Прежде всего, здесь ставят очень редко исполняемые произведения. Что касается работы в целом, то и со всеми музыкантами, и с администрацией у нас сложились очень теплые отношения. В Новой Опере я ощущаю себя как дома, с семьей. Это прекрасно, когда на работе складываются такие человеческие отношения. Благодаря этому ты получаешь и прекрасный профессиональный результат!
Фактически за год вы выучили русский и очень бегло говорите! Вы говорите на пяти языках. У вас есть какая-то своя методика? Как вам это удается?
Обычно я начинаю с того, что смотрю разные видео на языке и, конечно, занимаюсь с педагогом, чтобы структурировать знания. Но главное, когда есть возможность, я стараюсь общаться. А в России такая возможность есть. У меня был прекрасный опыт!
Год назад после гастролей с Аидой Гарифуллиной по России, у меня было две свободных недели, и я решил, что это хорошая возможность попрактиковаться. До этого во время конкурса имени Рахманинова я познакомился с одним русским дедушкой, который пригласил меня пожить к себе. Как выяснилось позже, живет он в Балашихе. Так что эти свободные две недели я провел у него в гостях, и это была настоящая русская жизнь! Мы общались только по-русски!
Для меня всегда очень важен контакт с людьми – и в жизни, и в работе. Ведь между залом и сценой на концерте тоже должен быть контакт, не должно быть никакой условной стены между публикой и музыкантами.
Какие ваши ближайшие планы? Какими спектаклями и концертами вы будете дирижировать?
В декабре в Новой Опере я буду дирижировать «Ромео и Джульеттой» Шарля Гуно, это старая постановка театра, но ее не играли два года, так что мы ее возобновим. В феврале будет симфонический концерт, на котором мы будем исполнять музыку Шуберта. Если говорить о других площадках, то в ноябре в Перми я дирижирую «Золушкой» Жюля Массне, в марте будут работать с Российским национальным молодежным симфоническим оркестром, наш концерт будет посвящен 150-летию со дня рождения Равеля, которое будет отмечаться в следующем году. В марте запланирован концерт в Калининграде, в апреле – в Казани. Я также часто работаю с Российским национальным оркестром, с которым у меня тоже есть планы, но пока не определены точные даты выступлений.