В Самаре состоялся Международный фестиваль искусств Дмитрия Шостаковича

- Учитывая важность для Дмитрия Дмитриевича Шостаковича разного рода связей - дружеских, творческих, было бы странно делать фестиваль монографическим, - пояснил Алексей Трифонов. - Я вижу фестиваль его музыки как большую полномасштабную историю. К тому же у нас огромное количество незаслуженно забытых композиторов середины ХХ века. Даже в Европе не часто исполняют, скажем, музыку Вайнберга или Франка Мартена. Программа фестиваля была построена так, чтобы выявить творческие параллели, связи, пересечения - музыкальные и биографические - Шостаковича с композиторами середины ХХ века.

На концертах рядом с сочинениями Шостаковича звучала музыка композиторов его круга - Уствольской, Вайнберга, Тищенко, современников - Мясковского, Рахманинова, Прокофьева, Мосолова, Бориса Чайковского, представителей европейского модернизма и авангарда - от Мартена, Хиндемита до Лигети, Петрасси и многих других. Внушительной была и театральная афиша: гастроли Большого театра с балетом "Укрощение строптивой" на музыку Шостаковича, спектакль-концерт "Шекспир. Шостакович. Гамлет" в исполнении Евгения Миронова и оркестра "Новая Россия" с Юрием Башметом: тончайшая рефлексия "гамлетовского вопроса" и экзистенциального музыкального сюжета "быть или не быть" (музыка к "Гамлету" Шостаковича в разные периоды его жизни - в 1932 году к спектаклю в Вахтанговском театре и в 1964 году - к фильму Козинцева).

Перчатки Аделаиды Ивановны

Театр оперы и балета Самары показал на фестивале три собственных спектакля на музыку Шостаковича: "Леди Макбет Мценского уезда" в постановке Георгия Исаакяна, "Ленинградскую симфонию" в хореографии Игоря Бельского (балет 1961 года вернулся на сцену в прошлом сезоне) и приуроченную к фестивалю премьеру неоконченной оперы Шостаковича, создававшейся по пьесе Гоголя "Игроки" в Куйбышеве (Самаре).

Этот известный спектакль Юрия Александрова, поставленный на сцене "Санктъ-Петербургъ Оперы" в 1996 году, будет идти теперь и в Самаре. Форма спектакля уникальна: незаконченная партитура, оборванная на полуфразе, обретает целостный объем благодаря специально созданному сценарию, впускающему в круг гоголевских персонажей - шулеров-игроков и лакеев, молодого Шостаковича, играющего на рояле, и фантасмагорического персонажа - колоду карт Аделаиду Ивановну в образе обольстительной дамы в алых перчатках, обвивающейся вокруг банкующих картежников. Действие этого спектакля развивается по сложной траектории: коллаж, соединяющий на сцене эксцентричных гоголевских персонажей с эпохой, современной Шостаковичу, где центральной фигурой оказывается он сам в узнаваемых круглых очках - у рояля, у телефона, с нотами, звучит его голос, а комментатор читает в микрофон его письма, на экране разворачивается хроника 30-40-х годов. Музыканты оркестра - "современники" Шостаковича, появляющиеся на сцене под звуки его "хита" - "Песни о встречном". Эти две реальности разделяются и сливаются в спектакле, Шостакович за роялем наблюдает за действием гоголевских игроков, обсуждающих карты, сыр и Аделаиду Ивановну, острый гротеск и сложнейшие партии блестяще разыгрываются солистам, балансирующим искусно на грани эксцентрики, гоголевского абсурда и драматизма того, что транслируется на экране. Оркестр в спектакле звучит точно, ярко по тембрам, поддерживая исступленную вокальную взвинченность персонажей (дирижер Евгений Хохлов) и обрываясь внезапно в тишину, в страшной пустоте которой, уже за пределами партитуры, разворачивается финальное соло персонажа Шостаковича на рояле - мрачная Вторая фортепианная соната, написанная здесь, в Самаре (Куйбышеве) в самый трагический период войны.

Дыхание 1948-го

Финалом же фестиваля стала мировая премьера сочинения Алексея Сюмака "1948" для смешанного хора и большого барабана, исполненного хором musicAeterna и дирижером Виталием Полонским. Само название сочинения отсылает к страшному для Шостаковича событию, когда постановлением Политбюро 1948 года он, Прокофьев, Мясковский, Хачатурян были заклеймены, как пресмыкатели перед Западом и буржуазные формалисты. Шостакович был изгнан из Московской и Ленинградской консерваторий, Прокофьев на годы затворился на даче на Николиной Горе. Ужас, нервный страх, от которого мутило Шостаковича и который он пытался изжить в себе, написав "Антиформалистический раек" с ерническим мотивом лезгинки и пародией на лексику вождей (на фестивале "Раек" был исполнен Симфоническим оркестром Тольяттинской филармонии с дирижером Андреем Даниловым), стал содержанием новой партитуры Алексея Сюмака, заказанной ему фестивалем. "1948" - это не ретроспекция, не смысловая или стилистическая игра и даже не радикальный прием, этот текст - звуковое поле ужаса, катастрофы, муки отверженности, в которое насильственно погружена душа человека.

В партитуре сочинения не прописано ни одной ноты, проставлены только динамика и ритм дыхания хора. Сложнейшую технику "мучительного" звука дирижер Полонский создает экспериментально: дыхание, рычание, терзающий стон под тихие мерные удары барабана. В темноте зала вдоль стен - призрачные фигуры хористов, из тьмы, как из глубины невидимого пространства наплывает жуткий колышащийся звук - подобный дыханию химеры, мучительно разрастающийся в абсолютной тишине, оборачивающийся спазматическим, сдавленным человеческим стоном. Девять минут зияющей пустоты, тишины, еле слышимых ударов барабана, клаустрофобического давления жуткого инфернального звука - это мир "1948", который в реальности не исчезает никуда. Об этом точно стоило напомнить, отмечая день рождения Шостаковича.

К 100-летию Окуджавы драмтеатр представит зрителям спектакль

«Бах vs Рахманинов» из цикла Битва Клавиров под величественными сводами Петрикирхе.

Социальная работа на предприятии: современные тенденции и интересные кейсы

«Вспыльчивый очень»: Лоза объяснил агрессивное поведение Лепса на концерте

Новости тенниса


WTA

WTA отреагировала на суперкамбэк Елены Рыбакиной



Все новости по теме на сегодня

Дмитрий Шостакович в новостях



«Накинулись на нас как голодные собаки на кусок мяса!» Участники шоу «Сокровища императора» обвинили Карину Кокс и Женю Искандарову в беспринципной игре ради победы

Лоза объяснил, почему Лепс выбил телефон из рук фанатки

«Накинулись на нас как голодные собаки на кусок мяса!» Участники шоу «Сокровища императора»обвинили Карину Кокс и Женю Искандарову в беспринципной игре ради победы

Актриса Лужина призналась, что у нее не было романа с Высоцким


Здоровье в России и мире

Классика

Вся классика

Рок

Поп

Рэп

Барды

Джаз

Музыка

PR

Новости тенниса

Новости тенниса


Уимблдон

Рыбакина призналась, что её жизнь сильно изменилась после победы на Уимблдоне





Тимати купил бронированный автомобиль, который занимает два места на парковке

Денис Мацуев представил музыкальный фестиваль в Ставрополе

Как добрый мим Михаил Плетнев открывает «Дверь в Тверь»

Два великих композитора - Моцарт и Шопен - и их бессмертные шедевры в исполнении органа и рояля



Poisk-Music.ru — тематический дочерний проект популярных новостных сайтов Life24.pro и BigPot.news о музыке, музыкантах, певцах, композиторах (слухи, сплетни, разговоры и дискуссии о музыке, культуре, жанрах, VIP-скандалы — в новостях и статьях). Тайны светской жизни звёзд — в кадре и за кадром шоу-бизнеса сегодня и сейчас. Новости о музыке, и не только...

Опубликовать свою новость по теме в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь


Rss.plus


Новости России


Здоровье

«Мифы и реальность: что нужно знать о донорстве»



Все города России от А до Я

Moscow.media

Шоу-биз — сегодня и сейчас (ежесекундное обновление новостей) от более чем 20 000 независимых тематических источников информации онлайн! Мы собрали ВСЁ, что интересно по этому поводу — СЕГОДНЯ, а ещё больше новостей — здесь.



Новости России







Музыкальные новости