Прокофьев и Шостакович в «Зарядье»: музыкальная хроника эпохи войны
В Большом зале Московского концертного зала «Зарядье» прозвучала программа, погружающая слушателей в трагические и героические страницы истории Великой Отечественной войны через музыку Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича.
Концерт исполнила Государственная академическая симфоническая капелла России под управлением народного артиста России Валерия Полянского. Программа вечера была не просто музыкальным событием, а глубоким эмоциональным актом памяти и размышления о судьбах людей, времени и страны.
Концерт открылся «Русской увертюрой» Прокофьева (соч. 72) — сочинением, которое композитор создал в 1936 году, вернувшись в СССР. В ней русские народные мелодии, взятые из сборника 1790 года, вплетены в типичный прокофьевский стиль: острая ритмика, неоклассическая ясность и драматическое развитие. Это произведение стало своеобразным музыкальным возвращением композитора к своим истокам.
Настоящей эмоциональной вершиной вечера стала кантата «Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным» (соч. 93), написанная в 1943 году. Прокофьев, вдохновленный стихами Павла Антокольского, рассказал историю ребенка, пережившего личную трагедию и вставшего на путь мести и мужества. Кантата стала одним из самых человечных музыкальных высказываний композитора о войне.
Второе отделение концерта было посвящено Симфонии №8 до минор (соч. 65) Дмитрия Шостаковича. Это произведение, созданное в 1943 году, стало философским размышлением о природе войны и боли, без прямых описаний сражений. Пять частей симфонии представляют духовный путь от ужаса и отчаяния к сдержанной надежде и внутреннему покою. Премьера симфонии в 1943 году под управлением Евгения Мравинского стала настоящим творческим и нравственным подвигом.
Проникновенное исполнение кантаты обеспечили: Юлия Томина (сопрано) и Максим Сажин (тенор).
А подготовку хора осуществили мастера хорового искусства: Сергей Вепринцев, Инна Каменская, Александр Хватов и Святослав Гончаров.