Фортепиано без двоек
«Дорогу осилит идущий» – любимая фраза преподавателя фортепиано Троицкой ДШИ Галины Петраковской. Она часто повторяет её своим ученикам, а их было столько – не сосчитать… «Посмотришь на старые дома, в каждом жили те, кто у меня занимался!» Недавно Галина Павловна отметила юбилей – 80 лет, из них больше 50 она работает в нашей музыкальной школе.
Выбор профессии у Галины Петраковской предопределил отчим –
известный композитор Фёдор Веселков. Отец пропал без вести под Псковом в первые дни войны, ещё до того, как ГАлина родилась, и она всегда звала отчима папой. Он тоже воевал – пошёл добровольцем прямо с первого курса Свердловской консерватории, закончил войну под Прагой, привёз оттуда трофей – нотные сборники Бетховена… Потом преподавал в Красноярском музыкальном училище, там же училась и Галина, а на третьем курсе она уже работала в одной из музыкальных школ города педагогом по фортепиано, и сразу было понятно, что это её призвание.
После института распределилась в Ангарск. «Поехала за романтикой, – вспоминает Петраковская. – Город в тайге, где сливаются с небом дома, сосны, ели… Мы ходили на плотах, на байдарках. Гитары, костры и друзья, которые остались навсегда».
После аспирантуры муж, который создавал приборы для самолётов, стал работать в НИИ в Шишкином Лесу. А Галина в 1967 году устроилась в вечернюю музыкальную школу, семья получила квартиру в Троицке.
Об учениках можно говорить долго… Одной из первых была Татьяна Исаева, нынешний директор библиотеки №2. Преподавателями музыкальных школ стали Марина Носова и Ирина Кузнецова. Из недавних выпускниц – Этель Иошпа, которая когда-то победила на творческом конкурсе по сказкам Пушкина: нарисовала Шамаханскую царицу, прочитала романс, саккомпанировав на фортепиано, и создала костюм той эпохи. Потом поступила в ГИТИС, стала художником-декоратором, её работы побеждали в фестивале «Золотая маска». Необязательно, чтобы ученик выбрал музыку: можно стать физиком, математиком, но играть «Лунную сонату» для души. Главное – понимать, зачем учишься.
«Девиз любого дела, которому обучаешься, – «Дорогу осилит идущий». Когда есть цель, человек её видит и, всё преодолевая, к ней идёт. И такой человек всегда достойно проведёт свою жизнь». Роль педагога – сделать так, чтобы ученик двигался вперёд, а не по кругу, чтобы он осознавал и исправлял свои ошибки.
«Если будешь свою проблему держать в голове, то и усилий потратишь меньше, и к цели придёшь быстрее, – продолжает она. –
Голова – прежде всего. Музыка – произведение архитектурное, в ней надо всё правильно собрать, как пазл, и всё будет понятно, как в математике». Но одной «математики» недостаточно, как и беглости исполнения. «Музыка – не физкультура, – добавляет Петраковская. – Это удивительный вид искусства, который заставляет чувствовать. В ней заложено всё: глубокая печаль, радость, ликование, нежность – абсолютно все эмоции, которыми обладает не один человек, а человечество».
Как передать это понимание? «Различными путями. Все дети разные. Иногда приходится и Бабой-Ягой полетать, помахать помелом! – улыбается она. – Учёба –
в любом случае дисциплина, но надо иметь чувство меры. Не люблю двойки и вообще оценки. Может, два урока было за всю жизнь, когда я двойки ставила».
Одна из учениц Галины Павловны – с инвалидностью, у неё проблемы с мышечной тканью, а девочка играет! Бывает трудно, особенно в начале учебного года. «Ругаться и ставить ей двойки бессмысленно, охать и ахать –
тоже, – признаётся педагог. – Тут нужна и строгость, и береж-
ность – всё переплетено вместе…» И врачи говорят, что занятия музыкой приносят девочке большую пользу для развития пальцев.
А весной на экзамене она получила заслуженную пятёрку.
«Уже больше 20 лет я не выбираю учеников, – говорит Галина Петраковская. – Это было сознательное решение. Говорю: «Кого Бог даст». Вот кого Бог пошлёт ко мне, значит, это мой ученик. И совсем необязательно, чтобы он был успешным, выступал на конкурсах… Родители любят детей всех, просто потому, что он твой. Вот приходит человечек к тебе, неуклюжий такой, и если он музыку полюбит, если ему удастся что-то красивое исполнить – значит, он и дальше пойдёт. И когда «гадкий утёночек» вырастает в прекрасного лебедя, когда видишь, что смогла с ним что-то сделать, – вот это для меня главная радость».
Владимир МИЛОВИДОВ,
фото автора