От Георгия Свиридова до Агафьи Лыковой. Киноработы года

«Русская планета» и радио «Радонеж» продолжают цикл материалов о православном взгляде на события в стране и мире. В центре внимания - традиционный кинофестиваль «Радонеж» и его работы.

Не знаю, в ковиде дело, или нет, и нужно ли пенять на него за то, что по прошествии нескольких дней после закрытия фестиваля «Радонеж», все увиденные фильмы в моей голове слились в единую картину с множеством различных эпизодов.

Но я все же попытаюсь выбрать из плотно спаявшихся наиболее интересные. Порадовало меня то, что, невзирая на ковидные ограничения и запреты, режиссеры и сценаристы продолжают успешно работать.

На фестиваль 2021 года было прислано две с половиной сотни работ с широчайшим охватом тем и проблем, начиная с Рождества Христова и до сегодняшнего дня. Хороших фильмов было очень много, и у жюри возникли серьезные трудности в их оценке.

Слава Богу, в этом году отметилось поразительное единомыслие, и жарких споров, как на прежних фестивалях, не происходило. Но, все же, выделить лучшие было нелегко. Да и какими критериями пользоваться, и кому отдать предпочтение, когда выбираешь между сделанными на высоком профессиональном уровне фильмами о великом русском композиторе Георгии Свиридове и о старообрядке Агафье Лыковой, живущей в глухой сибирской тайге? Судьбы героев исполнены глубочайшего трагизма, и они при полярной несхожести, глубоко и образно повествуют о великой трагедии России в ХХ веке. Отметили и наградили оба фильма.

Широко была представлена военная тематика. И если о подвиге блокадного Ленинграда рассказано довольно традиционно, то в фильме «Отец солдата» тема войны открылась для многих неожиданно в христианском осмыслении. Это фильм о фильме. Голливудские ленты этого жанра, рассказывали, в основном, в комическом ключе о том, как создавалась та или иная картина. Фильм «Отец солдата» знакомит нас с трудностями прохождения через советскую цензуру и открывает глубокий евангельский смысл всего фильма и отдельных эпизодов, ставших хрестоматийными, но до сих пор до конца не понятыми. Оказывается, в эпизоде, когда старый солдат находит своего сына Годерти во время штурма огромного здания, перед самой гибелью сын поет песню о виноградной лозе. Оказывается, это не просто красивая грузинская песня, а молитва. И тема виноградной лозы, как символа Христа, проходит через весь фильм. Когда наш танкист сминает своим танком лозу в «фашистском» винограднике, старый солдат бросается под танк и ударяет вылезшего из него командира. Этот и многие другие эпизоды показались начальникам Госкино криминальными. До режиссера Чхеидзе ТАК никто не показывал войну. Картину отправили на суд военных.

В Министерстве Обороны собрались генералы и полковники – участники войны. То, что испугало чиновников от кино, военными было встречено восторженно. Многие плакали и благодарили режиссера за то, что тот показал войну без идеологических шаблонов очень человечно и трогательно. Фильм был принят, а потом началось его поистине триумфальное шествие по СССР и всему миру. Даже американская киноакадемия признала его лучшим фильмом года. А на Родине происходили невероятные вещи. На стадионе футбольные болельщики, узнав, что на трибуне сидит Серго Закариадзе, сыгравший роль отца солдата, встали и долго аплодировали ему.

Дочь режиссера Чхеидзе рассказала о том, как уголовник-рецидивист, находившийся долгие годы в розыске, пришел в милицию с повинной и заявил, что после фильма «Отец солдата» почувствовал, что больше не может продолжать преступную жизнь. В обезбоженном СССР в шестидесятые годы прошлого века Резо Чхеидзе и Серго Закариадзе своим фильмом, без преувеличения, пробудили души у многих людей. Не поминая ни разу Имя Господне, они сумели создать христианнейший фильм. Мы же, имея возможность не прятаться за эвфемизмы и иносказания, можем открыто говорить о Боге. Только нам не всегда хватает таланта и веры для того, чтобы говорить о Нем убедительно, помогая неверующим обрести веру, а верующим построить свою жизнь на основе Христовой Правды. Но в некоторых фильмах авторам все же удалось тронуть сердца и показать красоту жизни благочестивых людей, «возлюбивших ближнего, яко самого себя». Только смотреть эти фильмы нужно зрителям отдельно, а не в коллекции сотни работ высокого художественного достоинства.

Трогательная история рассказана в фильме Ирины Минигалеевой «Парикмахер духа». Героиня, оказавшаяся в трудном положении, решила служить тем, кому еще хуже, чем ей. При храме, где раздают одежду и еду, она открыла парикмахерскую. Ее клиенты после того, как она вымывает им головы и делает стрижку, с удивлением рассматривают свои отражения в зеркале. Мы видим, как женщины с опухшими лицами, с глазами, опущенными долу, буквально преображаются: из жалких замухрышек становятся нормальными и даже симпатичными. «Неужели это я?» - читается в их удивленных взглядах. Один мужчина, долго рассматривая себя «зело похорошевшего» после стрижки, весело заявляет: «Пойду искать работу. Теперь примут».

Этот фильм – история о том, как простая женщина своим нехитрым искусством дает надежду бездомным опустившимся людям и позволяет им и нам увидеть в них образ Божий.

В фильме Татьяны Маловой «Что там видно с колокольни?» героиня – поэтесса Мария Теплякова, уехавшая из Петербурга в Суздаль, стала звонарем и очень поэтично рассуждает о преимуществах жизни в маленьком городе, где сохранились прекрасные монастыри и церкви. Она говорит о том, что с колокольни видно все, если смотришь глазами любви. В этом сохранившемся уголке дореволюционной России остро переживается красота и поэзия жизни. На вершине колокольни она чувствует себя небожителем. Здесь по-особенному переживается время Великого Поста, когда над городом слышен только благовест. На колокольне ни с чем несравнимая жизнь. Здесь и в сильный мороз чувствуешь, что жизнь прекрасна. Несколько ударов в большой колокол – и стихает сильный ветер. Одним словом, колокольня – это ее Небесный Иерусалим.

В фильме Елены Мироненко «Единая вера, единый язык» поднята очень актуальная проблема. Славянские народы, получившие азбуку от Кирилла, Мефодия и их Охридских учеников Наума и Климента, а вместе с письменностью и главную Книгу всех времен и народов – Евангелие, были объединены единой Верой. Во всех славянских странах, принявших кириллицу, богослужение велось на церковно-славянском языке. Но, как только стала угасать в народах Вера, стало распадаться и единство. Некоторые безо всякой реальной нужды перешли с кириллицы на латиницу. Дело дошло до того, что народы, освобожденные Россией от турецкого ига, оказались в стане наших врагов и позволили разместить на своих землях натовские базы. Но, к счастью, это дело рук не народа, а правителей, а в церквах по-прежнему ведутся службы на церковно-славянском языке. Это дает надежду на то, что православные народы одумаются и по милости Божией вновь объединятся и покажут миру силу единения во Христе.

Особого упоминания заслуживает фильм Ирмы Комладзе «Дирижер духа» о Валерии Халилове. Он погиб в авиакатастрофе на пути в Сирию вместе с оркестром и артистами хора имени Александрова.

Валерий Халилов был главным военным дирижером Российской армии в чине генерал-лейтенанта. Он был прекрасным композитором - продолжателем традиции русской классической музыки. Его марши – это величественный гимн исторической России, свидетельствующий о ее великом прошлом и героической работе по восстановлению духовных, культурных и воинских связей с тем, что наработано за нашу тысячелетнюю историю.

Генерал Халилов – это воин Суворовского образца (слуга царю, отец солдатам). Он даже внешне похож на Суворова. Выпускник московского суворовского музыкального училища он навсегда остался кадетом: верным Родине и воинскому братству. Валерий до конца дней проявлял отеческую заботу о будущих военных дирижерах. В нем не было и намека на начальственную спесь. Никакого чванства. Всегда внимателен ко всем, не взирая на чины и звания, предупредителен и заботлив. В гастрольных поездках иногда спал на полу вместе с оркестрантами. Друзья, коллеги, родственники, подчиненные вспоминают о нем, как о глубоком, цельном человеке широкой души, большого таланта, невероятного усердия в работе, верного друга, а комендант кремля, с которым они проводили фестиваль «Спасская башня» характеризуя его сказал: «Уникальный, великолепный, бесподобный». Не о многих генералах можно сказать такое. Фильм «Дирижер духа» замечателен тем, что показал новую армию – армию, в которой офицеры и суворовцы молятся и поют на панихиде, исполняют увертюру к опере «Война 1812 года», в которой звучит молитва «Спаси Господи люди Твоя…».

Меня это потрясло, потому что я помню армию, в которой за нательный крестик солдата били всем взводом. А в этом фильме мы видим настоящих воинов Христовых. Коллеги Валерия Халилова говорят красиво, образно и даже афористично. Говорят о тайне музыки, о том, что она проникает в душу, словно весточка из горнего мира, соединяя земное и небесное. Через музыку и молитву люди объединяются в народ. Духовой оркестр способен стать духоподъемной силой, воодушевляющей и настраивающей на достижение победы. И такую музыку дарил людям военный дирижер Валерий Халилов. На парадах и во время фестиваля «Спасская башня» он управлял тысячами оркестрантов из многих стран мира. И если труд музыканта духового оркестра сравнивают с трудом шахтера, то трудно представить, с чем можно сравнить труд дирижера, буквально, держащего в своих руках это музыкальное воинство.

Мы благодарны создателям фильма «Дирижер духа» за возможность увидеть человека, исполнившего заповеди Господни: возлюбившего ближнего своего, положившего жизнь за други своя, всегда радостного и ничего не боявшегося. Это был воистину герой нашего времени. Фильм о нем – это памятник. И да будет память о рабе Божием Валерии в род и род! Вечная память!

А фестивалю «Радонеж» пожелаем продолжаться до скончания века, не взирая ни на какие эпидемии и кризисы, радуя зрителей и восхваляющих Господа Бога!

"Патриаршие": рэпер Тимати купил бронированный автомобиль за 60 млн рублей

8 раз, когда Чонгук из BTS появился на школьной курсовой работе

Леонардо Ди Каприо сыграет Фрэнка Синатру в новом фильме

Экс-девушка Тимати Шишкова завела новый роман

Новости тенниса


Елена Рыбакина

Прямая трансляция первого матча Елены Рыбакиной на турнире в Штутгарте



Все новости по теме на сегодня

Георгий Свиридов в новостях



Концерт "Орган. TOP 10. Величайшие сочинения" в Петрикирхе

Акция «Песни наших отцов» пройдет в Химках ко Дню Победы

Элтон Джон, Баста, Райан Рейнольдс, Натали Портман — собственники футбольных клубов

Филиалы АО "Желдорреммаш" приняли участие в региональном этапе второй Всероссийской ярмарки трудоустройства «Работа России. Время возможностей»


Музыкальные новости

Классика

Вся классика

Рок

Поп

Рэп

Барды

Джаз

Музыка

PR

Новости тенниса

Новости тенниса


Елена Рыбакина

Появилось «закулисное» видео Елены Рыбакиной





Тимати купил бронированный автомобиль, который занимает два места на парковке

Анастасию Ивлееву обвиняют в дискредитации армии России

Мацуев и симфонический оркестр Башкортостана выступят в Москве

Элтон Джон, Баста, Райан Рейнольдс, Натали Портман — собственники футбольных клубов



Poisk-Music.ru — тематический дочерний проект популярных новостных сайтов Life24.pro и BigPot.news о музыке, музыкантах, певцах, композиторах (слухи, сплетни, разговоры и дискуссии о музыке, культуре, жанрах, VIP-скандалы — в новостях и статьях). Тайны светской жизни звёзд — в кадре и за кадром шоу-бизнеса сегодня и сейчас. Новости о музыке, и не только...

Опубликовать свою новость по теме в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь


Rss.plus


Новости России


Жизнь

РМОУ презентовал издательский проект «Притяжение Сочи» на форуме «Мы вместе. Спорт»



Все города России от А до Я

Moscow.media

Шоу-биз — сегодня и сейчас (ежесекундное обновление новостей) от более чем 20 000 независимых тематических источников информации онлайн! Мы собрали ВСЁ, что интересно по этому поводу — СЕГОДНЯ, а ещё больше новостей — здесь.



Новости России







Музыкальные новости