«Выпускник Гнесинки не остаётся без работы»: ректор академии — об истории вуза и его влиянии на мировую культуру

15 февраля 1895 года музыкальное училище Е. и М. Гнесиных открыло двери для первых учеников. Сегодня «Гнесинский дом» объединяет самый большой музыкальный вуз страны, школу для детей, два училища и лицей. В преддверии его 130-летия RT побеседовал с ректором РАМ имени Гнесиных Александром Рыжинским о том, как учебное заведение оставалось флагманом образования в разные периоды российской истории, о секретах успеха отечественной академической школы и о том, почему музыкой лучше заниматься с раннего возраста.

— 130 лет назад была основана музыкальная школа сестёр Гнесиных —  одна из первых в Российской империи. Как Елена, Евгения и Мария пришли к тому, чтобы создать школу?

— В какой-то степени идею открыть училище сёстрам подсказал один из их педагогов, профессор консерватории Николай Кашкин. Большую поддержку оказал директор консерватории Василий Ильич Сафонов. У сестёр заметили предрасположенность к педагогике. Московская консерватория даже предоставляла площадку для выступлений их учеников. Это говорит о том, что их труд был интересен и важен.

— Можно ли назвать задумку революционной?

— Она была и революционной, и соответствовала духу эпохи. В 1860-е годы начали работать две консерватории — Петербургская и Московская. Их открытие совпало с подъёмом как в российской культуре в целом, так и в музыке — в Петербурге возникла «Могучая кучка», в Москве — Беляевский кружок. А в 1985 году появилась Гнесинка — будущий флагман музыкальной педагогики. Главная заслуга сестёр в том, что они определили важные начальные ступени музыкального образования и последовательное формирование музыканта.

— Почему именно Гнесиным впоследствии удалось создать «музыкальный комбинат», как его называли в советское время?

— Здесь роль сыграло их тяготение к системному мышлению по отношению к этой профессии. Их умение методически оснастить будущее отечественное музыкальное образование совпало с объёмным заказом молодого советского государства. Первый выпуск училища пришёлся уже на революционные годы. Решение национализировать учебное заведение приняли сами сёстры.

Нарком просвещения Анатолий Луначарский был близким другом Елены Фабиановны Гнесиной. Он понимал, что главное — дать кадры, которые будут формировать будущее поколение не только музыкантов, но и слушателей. Луначарский очень тепло отнёсся к идеям Елены Фабиановны, он во многом следовал модели, которую предложила семья Гнесиных.

Композитор Арам Хачатурян дирижирует симфоническим оркестром Го­сударственного музыкально-педагогическо­го института имени Гнесиных, 1972г.РИА Новости Юрий Абрамочкин

— Как менялось учебное заведение в ответ на трансформации в жизни общества?

— Именно здесь зарождались новые специальности, которые позже становились общепринятыми в других музыкальных учреждениях: например, дирижёры народного хора и музыкальные звукорежиссёры. Гнесинка многое сделала для джазового образования. Есть программы подготовки, которые со временем ушли в другие ВУЗы, например, «актёр музыкального театра» (одним из её выпускников стал Филипп Киркоров). Первый состав профессиональных актёров для театра кукол Образцова также готовился именно в Гнесинке.

Новые программы открываются и сегодня. Одна из последних — медиакомпозция, ей два года. Она создана по поручению Администрации Президента, потому что существует спрос на «прикладную» композицию для кино, театра и даже гейм-индустрии. Такой поход подразумевает работу с технологиями, точное понимание тайминга и запросов продюсера или режиссёра. Первый выпуск по программе состоится в этом учебном году.

— Что привлекает сегодняшних абитуриентов: фундаментальное академическое образование или перспективы заняться шоу-бизнесом, вслед за такими знаменитыми выпускниками, как упомянутый вами Филипп Киркоров или Дима Билан?

— Они оба получили фундаментальное образование: Филипп Киркоров как актёр музыкального театра, а Дима Билан — как академический вокалист. Академические специальности сегодня так же востребованы, как и те, которые связаны с миром шоу-бизнеса. Три года назад мы открыли направление мюзикла, оно очень популярно.

— Есть ли разница между подготовкой артистов эстрады и музыкантов, которые нацелены на академическую музыку?

— Важнее, что их объединяет — общая система музыкальной подготовки. Она включает сольфеджио, гармонию, анализ форм, полифонию. Гнесинке всегда было важно дать музыканту настоящую базу.

Исторически Елена Фабиановна предлагала уделять больше внимания теоретическим предметам. У неё даже был такой маркетинговый ход: для тех, кто соглашался изучать только свой сольный инструмент, вводилась более высокая плата, чем для тех, кто осваивал и инструмент, и сольфеджио. Тем самым она популяризировала эти универсальные дисциплины. Они и сегодня играют значимую роль в наших учебных планах.

— Одной из основных задач ГМПИ в 1940-х была подготовка педагогов, сохраняется ли она сейчас? Музыкантов—педагогов из России высоко ценят за рубежом — в чём секрет?

— Гнесинка остаётся главным разработчиком федеральных стандартов в области музыки, поэтому для нас важно, чтобы квалификация наших выпускников объединяла в себе педагогическую деятельность с исполнительской или научной.

Я знаком с европейскими образовательными системами, и мне не очень близок путь, когда делят исполнителей и педагогов. Нашу систему внимательно изучают в восточных странах, в том числе в Китае, откуда к нам приезжает много студентов. Возвращаясь, они внедряют эти принципы у себя. Сейчас в академической музыкальной культуре Китая наблюдается большой рост, и это во многом заслуга российской музыкально-педагогической школы.

Я бы сказал, что музыкальные вузы — один из главных экспортёров российского образования за рубеж. В Гнесинке сейчас обучаются представители 50 государств, четверть наших студентов — иностранцы. На сегодняшний день Гнесинка — самый большой музыкальный вуз, где на разных ступенях обучается свыше 3,2 тыс. человек.

— В чём уникальность отечественной академической школы?

— Первое — это индивидуальный подход: не только процент персональных занятий, но и индивидуальное отношение к каждому студенту. Педагоги со стажем в 20—30 лет продолжают делать поурочные планы для студентов, учитывая особенности каждого из них. Это даёт результат. Как правило, человек с дипломом Гнесинки не остаётся без работы. Это бренд и показатель качества.

Солист Евгений Кисин, учащийся средней специальной музыкальной школы имени Гнесиных. Выступает Государственный академический симфонический оркестр СССР. Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 1989г.РИА Новости Борис Бабанов

— Существует ли мода на определённые инструменты или направления подготовки?

— Традиционно высокий конкурс на фортепианное направление, потому что этот инструмент известен максимально широкому кругу людей. На эстрадное направление всегда высокий конкурс, игре на эстрадных инструментах обучается довольно много студентов-платников.

Благодаря моде люди вовлекаются в музыкальное искусство. Но плохо, что необходимые специальности заполняются несистемно. На уровне федерального Министерства культуры этим активно занимаются. Но в отсутствие педагогов некоторые инструменты просто исчезают из регионов, потом из набора в училища, а потом цепная реакция доходит до вуза. Например, по данным этого года только в 28 из 89 субъектов Российской Федерации реализуются программы исполнительства на фаготе. Так что должен быть единый подход в стране к соразмерному распределению учеников и студентов на все основные музыкальные специальности.

 — Как можно сбалансировать запросы учеников и их родителей с одной стороны и государства, профессионального сообщества — с другой?

— Когда в музыкальной школе заполнены места пианистов, саксофонистов, флейтистов, гитаристов — можно продолжать набор за плату. Те, кто хочет заниматься бесплатно, могут выбрать другие инструменты. Когда я учился, благодаря такой практике почти в каждой школе был ансамбль народных или духовых инструментов. Сегодня в сотнях школ есть всего одна—две специальности. Это неправильно. Сейчас благодаря проекту «Культура» во многих школах появился хороший инструментарий. Но не хватает кадров.

— В шоу-бизнесе некоторые музыканты заявляют, что не получали образования.  Не подрывает ли их пример авторитет академии, консерваторий, училищ?

— Совсем не подрывает. Такие «звёзды» периодически появляются в жанре поп-музыки, это специалисты узкой направленности. Вы вряд ли найдёте самоучку — концертного пианиста, концертмейстера, артиста оркестра. Сомневаюсь, что без образования кто-то сможет написать хорошую академическую музыку с достойной оркестровкой. Фундаментальное музыкальное образование делает исполнителя универсальным музыкантом.

— Немало выпускников Гнесинки прославили отечественную музыкальную культуру: Тихон Хренников, Людмила Зыкина, Любовь Казарновская, Евгений Кисин. Наверняка училище и академия не только дают знания, но и воспитывают качества, важные для достижения успеха?

— Сама атмосфера конкуренции в Гнесинском доме выковывает характер: приходится преодолевать себя, много заниматься, читать, изучать, смотреть, посещать мастер-классы.

У нас практико-ориентированное, контактное обучение. С первого семестра у студентов есть концерты. Конкурентная среда и практико-ориентированность делают наших исполнителей лучшими в мире.

Любовь Казарновская и Тихон ХренниковРИА Новости Максим Блинов / Лев Иванов

— Бытует мнение, что в некоторые виды спорта нужно обязательно прийти к трём годам, не позже. В музыке есть какие-то возрастные ограничения?

— Есть, конечно. В детстве у музыкантов-инструменталистов постепенно формируется рука, позволяя выполнять все более виртуозные задачи. Это не означает, что позже все пути закрыты. Например, Гектор Берлиоз уже был молодым человеком, когда стал заниматься музыкой. Как исполнитель в оркестре он бы не состоялся, но стал замечательным композитором и дирижёром. Если есть слух, талант, интерес к технике, можно состояться, даже если начал заниматься поздно.

— С чего стоит начать взрослым, которые не учились с детства, но хотели бы приобщиться к миру музыки?

— У нас с прошлого года активно работает Центр развития творческих компетенций, куда мы на коммерческой основе принимаем в том числе взрослых. Как сказал наш президент, одна из главных стратегических задач в стране — развитие творческого потенциала граждан.

— И академия, и училище уверенно шагают в будущее, при этом с вами остаётся 130-летняя история. Какие традиции сохранились в Гнесинке?

— Традиций много. В честь юбилея на сцену выйдут лучшие гнесинцы: от учеников музыкальной школы до взрослых, которые будут заканчивать вуз.

Одну из традиций я помню от своих преподавателей, которые учились и работали вместе с Еленой Фабиановной Гнесиной: обсуждения после экзаменов и зачётов проходили за чайным столом. Преподавали направляли нас с родительской лаской, отмечая: даже если что-то не получается, мы верим, что у тебя это получится после.

Не случайно мы называем наше учебное заведение «Гнесинский дом». Мне кажется, в какой-то степени успех заложен в этой домашней обстановке, которой он всегда отличался.

«Выпускник Гнесинки не остаётся без работы»: ректор академии — об истории вуза и его влиянии на мировую культуру

8 марта на льду столичной «ЦСКА Арены» состоится премьера юбилейного шоу «Игорь Крутой. Рапсодия льда – 2»

В Театре Дениса Матросова пройдет премьера спектакля «Комедианты. Осколки шоу-бизнеса»

«Будет по-королевски»: Волочкова оплатит свадьбу единственной дочери

Новости тенниса


ATP

Делрей-Бич (ATP). 1/4 финала. Кецманович играет с Гироном, Фриц встретится с Давидовичем-Фокина



Все новости по теме на сегодня

Гнесинка в новостях



«Я могу сказать одно»: как Ольга Бузова отреагировала на новость, что Давид Манукян станет отцом

Волочкова набросилась с критикой на жену Вдовина — скандал из-за свадьбы

Охрана Блогеров. Охрана Певцов. Охрана Концертов. Охрана концертов мероприятий.

Алсу раскрыла секрет: В планах дуэт с Джиганом!


Здоровье в России и мире

Классика

Вся классика

Рок

Поп

Рэп

Джаз

Музыка

PR

Новости тенниса

Новости тенниса


Янник Синнер

Депутат Журова объяснила политикой разницу дел Синнера и Валиевой





Воронежцы услышат хиты Челентано, Кутуньо и Риккардо Фольи

Фото: Баста растянул флаг «СКА-Ростов» в Антарктиде

Певица Вика Цыганова ждет вхождения Эстонии в состав России из-за слов президента Литвы

Радио Популярной Песни.



Poisk-Music.ru — тематический дочерний проект популярных новостных сайтов Life24.pro и BigPot.news о музыке, музыкантах, певцах, композиторах (слухи, сплетни, разговоры и дискуссии о музыке, культуре, жанрах, VIP-скандалы — в новостях и статьях). Тайны светской жизни звёзд — в кадре и за кадром шоу-бизнеса сегодня и сейчас. Новости о музыке, и не только...

Опубликовать свою новость по теме в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь


Rss.plus


Новости России


Мир

Свадьба вашей мечты в ресторане Cinema



Все города России от А до Я

Moscow.media

Шоу-биз — сегодня и сейчас (ежесекундное обновление новостей) от более чем 20 000 независимых тематических источников информации онлайн! Мы собрали ВСЁ, что интересно по этому поводу — СЕГОДНЯ, а ещё больше новостей — здесь.



Новости России







Музыкальные новости