Добавить новость

В Петербурге строят трамвайную линию «Славянка». Районы на юге города станут привлекательнее для застройщиков? Повторитcя ли успех «Чижика»?

gor.press
2467
В Петербурге строят трамвайную линию «Славянка». Районы на юге города станут привлекательнее для застройщиков? Повторитcя ли успех «Чижика»?

В Петербурге строят трамвайную линию «Славянка», которая пройдет от станции метро «Купчино» в поселок Шушары и до жилых кварталов Славянки. Первый этап — от станции метро «Купчино» до поселка Шушары — обещают досрочно запустить к концу 2025 года. Собака.ru вместе с экспертами рассказывает о плюсах и минусах проекта и сможет ли он повторить успех «Чижика».

Что известно о проекте

В 2019 году власти Петербурга и ООО «БалтНедвижСервис» подписали концессионное соглашение на 30 лет на строительство трамвайной линии от станции метро «Купчино» в поселок Шушары и до жилых кварталов Славянки. Согласно документу, частная компания занимается строительством и эксплуатацией трамвайной линии до 2049 года, а после окончания срока договора передает ее в ведение города. Взамен власти позволяют зарабатывать на перевозках. Общий объем инвестиций превысил 51 млрд рублей, из которых 20 млрд — затраты бюджета, оставшаяся часть — деньги концессионера и банковское финансирование.

В 2021 году ООО «БалтНедвижСервис» приступило к разработке проекта, а через год начало строительство. Концессия предусматривает трамвайный вокзал в Купчине, три моста, четыре путепровода, автоматизированное трамвайное депо, остановочные павильоны. Компания закупит 22 низкопольных трамвая, оборудованных системами GPS, ГЛОНАСС и подсчета пассажиров; розетками для зарядки, беспроводным интернетом.

Первый участок — от станции метро «Купчино» до трамвайного депо в Шушарах — планируют сдать в 2025 году, а проложить второй участок — от поселка Шушары до микрорайона Славянка — в 2026-м. 

По задумке авторов, проект должен улучшить транспортную доступность Шушар, Пушкина, Славянки. Предполагается, что время в пути от станции метро «Купчино» до Славянки сократится в два раза, новая линия разгрузит дороги на 10%.

О плюсах и минусах «Славянки»

Среди преимуществ от запуска «Славянки» транспортные инженеры Дмитрий Баранов и Иван Вергазов выделяют транспортную доступность для территорий, где уже идет или запланирована новая застройка: Шушары, Пушкин, Славянка. Концессионер анонсируют возможность увязки проекта с планами города по открытию новых кампусов СПбГУ и ИТМО, возведение жилых районов вблизи Колпино и Пушкина. При этом руководитель проектов в компании «STEP. Транспортные решения» и автор телеграм-канала «Петербуржец без границ» Георгий Фролов обращает внимание, что это даст импульс застройке проблемных районов.

«Концессионный проект значительно увеличит привлекательность Шушар и Славянки для застройщиков и горожан, ускорит рост этих объективно проблемных районов, где даже с учетом появления трамвайной линии доступность все равно оставит желать лучшего. Как умеют расти районы, куда “пришел” транспорт, мы все хорошо знаем: примеры Парнаса и Мурина у нас перед глазами. Точно ли мы хотим, чтобы как на дрожжах выросли еще два района, оторванных от Петербурга, отрезанных КАД и железными дорогами, где город задним числом достраивает необходимую социальную и транспортную инфраструктуру?», — задается вопросом он.

Отдельно стоит отметить проектные решения трамвайной линии, считает Георгий Фролов. «На ней много довольно крутых криволинейных участков. Как в районе КАД, где это можно объяснить плотностью прилегающих объектов, так и за городом, где линия идет в поле. Все это — места, где трамвай потеряет в скорости. "Изюминка" линии — конечная у станции метро “Купчино”. Исторически остановки практически всех видов транспорта вблизи метро расположены неудобно, однако, судя по визуализациям, "Славянка" окажется чуть ли не дальше всех. То есть, вместо того чтобы с нуля построить комфортную пересадку, концессионер заведомо делает неудобную», — говорит он. С ним согласен транспортный инженер, автор телеграм-канала «Сказочный проектировщик» Иван Вергазов. Грубейшими ошибками он также считает отсутствие остановки над Московским шоссе и связи «Славянки» с действующей трамвайной линией на улице Ленсовета и по Московскому проспекту.

Транспортный инженер, автор телеграм-канала «Город в движении» Дмитрий Баранов из недостатков прежде всего отмечает, что маршрут «Славянки» заканчивается у станции метро «Купчино», а значит — весь пассажиропоток устремится туда. «В обычном режиме, возможно, это не столь критично, но когда на железнодорожную станцию Купчино прибывает электричка, там уже сейчас возникает скопление пассажиров. В такие моменты следует ожидать "эффект Выхино", когда на загруженной станции состав полностью заполняется, и дальше в него не зайти. В конце концов, это может быть травмоопасно из-за давки. Единственное, что выручит, — новые станции во Фрунзенском районе, которые могут взять на себя часть потока. Но это, скорее, относится к жителям Купчина, которые будут вынуждены избегать перегруженную станцию. Правда, перегруженной она быть не перестанет», — говорит он.

Иван Вергазов считает: при наличии железной дороги в участке до Славянки смысла нет: «Если бы трамвай заходил в "материковый" Пушкин, тогда еще можно было бы подумать [над этим решением]. У метро участок тоже весьма условный: вместо того, чтобы везти людей непосредственно ко входу, пассажирам нужно будет пройтись [от остановки]».

Георгий Фролов обращает внимание, что сам вход в трамвай будет осуществляться через турникетный павильон: «Такое решение когда-то в нулевых придумали для Бутовской линии метро в Москве и в итоге делать не стали. Из общественного транспорта в Петербурге убирают кондукторов. “Чижик” запускался сразу на выборочном контроле. Зато “Славянка” реализует российский опыт начала нулевых годов или худший опыт Стамбула».

Георгия Фролова также удивляет неспешность проекта: «Концессии реализуют на большие кредитные деньги, а потому бизнес должен делать все быстро, срочно и экономично. “Славянка” не про это: изобилие эстакад и искусственных сооружений, размеренная реализация (настолько, что иногда проект считали уже закрывающимся). На фоне “Чижика”, который внедрил ряд инноваций, чтобы оптимизировать количество подвижного состава и депо, ускоренно запускал отдельные фрагменты линии — все это выглядит необычно. Разве что коллеги уверены: город с лихвой переплатит за все их организационные моменты».

Как и у любой концессии, здесь есть риски, подчеркивает Иван Вергазов. «Люди не поедут, эксплуатация будет дороже, чем предполагалось, или стоимость строительства оценена неверно. Если о первых двух мы узнаем в будущем, то о последнем могу не без гордости сказать: моя предварительная оценка стоимости, как автора технической части предварительных проработок с оценкой стоимости строительно-монтажных работ, оказалась весьма точной. По моим данным, она почти не изменилась за время реализации проекта», — уточняет он.

Какие эффекты ожидать от запуска «Славянка» горожанам?

Опрошенные редакцией эксперты глобальных эффектов для Петербурга от концессии не видят — только локальные. «Для Шушар он будет. Для жителей Славянки в части подвоза до электрички станет пафоснее и слегка удобнее, чем сейчас на автобусе, но смысла запускать целый трамвай для такого маленького района я не вижу. Более того, ответвление в Славянку появилось исключительно для утихомиривания революционных настроений в этом микрорайоне лет 10 назад. При том, что вопрос транспортной доступности давно решен при помощи автобусов. На участке Шушары — Славянка предполагаю реализацию рисков недозагрузки трамвайной линии в полный рост», — уточняет Иван Вергазов.

Георгий Фролов считает: «Славянка» повторяет главную проблему «Чижика» — «отсутствие стыковки с городом». «Вместо того, чтобы вагоны “Славянки” ехали до проспекта Славы или в Московский район, создавая новые связи, город просто получил обособленный трамвай-маршрутку, который будет возить пассажиров до Купчина. Но если маршрутка не просила субсидий и не сильно разгоняла рост городской застройки, "Славянка" будет забирать у города немалую компенсацию “ожидаемого дохода”, а еще приведет к освоению все новых полей, над вывозом которых придется снова ломать голову», — говорит он.

Повторит ли эта концессия успех «Чижика»?

Иван Вергазов считает: успех «Чижика» неповторим. «"Чижик" использовал существующие трассы и наработанные десятилетиями маршруты. У него огромное тяготеющее население, единственная бесконечно массовая точка притяжения. Есть минимальный государственный доход, подвижной состав — уникальные для России, настоящие швейцарские вагоны Stadler. У проекта была всесторонняя политическая поддержка при реализации».

Дмитрий Баранов напротив говорит, что «Славянка» имеет большой потенциал для успеха. «Трамвай "Чижик" стал, скорее, имиджевых успехом, но с экономикой у него не так все хорошо. У “Славянки”, возможно, будет получше. Учитывая интересные проектные решения, например, эстакаду над развязкой КАД, и высокий уровень независимости, у проекта есть все шансы показать новый уровень сервиса. “Чижик” все-таки в значительной степени пришел на существующие маршруты, на сформированные потоки. У “Славянки” совершенно новая транспортная связь с большим отложенным спросом. Так что "Чижик" — это еще не предел, но без его славы, думаю, никто бы не решился вкладываться в подобный проект», — добавляет он.

«Для России “Славянка” — первый совершенно неполитический проект трамвайной концессии: с финансовой моделью, в чистом виде зависящей от качества услуги. Этот опыт будут пристально и вдумчиво изучать. Получится? Точно. Что получится? Увидим», — заключает Иван Вергазов.

Этот материал опубликован пользователем сайта через форму добавления новостей.
Ответственность за содержание материала несет автор публикации. Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Певец Колдун признался, что был бы готов к фиктивному роману ради пиара

Никакого сострадания. Успенская призвала заболевшего Киркорова покинуть сцену и оставить россиян в покое

Цискаридзе объяснил свое желание посвятить жизнь балету

В Новокуйбышевске открылась XV детская музыкальная академия Юрия Башмета

Новости тенниса


Дарья Касаткина

Мирра Андреева: После матча Касаткина кинула в меня напульсник, это было смешно



Все новости по теме на сегодня

gor.press в новостях



Хити The Beatles и ABBA прозвучат в концертном зале «Колизей – Арена»

Дочь Тимати дебютировала в театральной постановке «Мертвые души»

«А ты вообще петь умеешь?» — Сергей Бурунов провалил кастинг в мюзикл Басты

Купить Песню. Песни на продажу. Продажа песен. Продажа Авторских песен.


Музыкальные новости

PR

Весь PR

Рок

Поп

Рэп

Джаз

Классика

Музыка

Новости тенниса

Новости тенниса


Большой шлем

Главная русская звездочка в трех шагах от важнейшего титула! Ее пыталась остановись сбежавшая в Австралию Касаткина





Оркестр Хабаровской филармонии провел юбилейный тур по Сибири и Дальнему Востоку (ФОТО)

Концерт органа и флейты пройдёт в Пскове 7 июня

Наследники Летова отказались от идеи установки памятника музыканту

Калуга принимает проект «Классика для всей семьи»: яркий музыкальный вечер с лауреатами конкурсов



Poisk-Music.ru — тематический дочерний проект популярных новостных сайтов Life24.pro и BigPot.news о музыке, музыкантах, певцах, композиторах (слухи, сплетни, разговоры и дискуссии о музыке, культуре, жанрах, VIP-скандалы — в новостях и статьях). Тайны светской жизни звёзд — в кадре и за кадром шоу-бизнеса сегодня и сейчас. Новости о музыке, и не только...

Опубликовать свою новость по теме в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь


Rss.plus


Новости России


VIP

11 июня – четвертый финал «Много денег на Авторадио. Золотой сезон»



Все города России от А до Я

Moscow.media

Шоу-биз — сегодня и сейчас (ежесекундное обновление новостей) от более чем 20 000 независимых тематических источников информации онлайн! Мы собрали ВСЁ, что интересно по этому поводу — СЕГОДНЯ, а ещё больше новостей — здесь.



Новости России







Музыкальные новости