Трагедия Губина, бегство Лики Стар. Куда пропали кумиры 1990-х
Вспоминая музыкальные хиты 1990-х, многие задаются вопросом: куда же пропали их кумиры, чьи песни звучали из каждого «бумбокса»? У кого-то возникли проблемы со здоровьем, а кто-то просто вышел в тираж. Подробности — в материале aif.ru.
Драма «Мальчика-бродяги»
Судьба Андрея Губина, автора шлягеров «Мальчик-бродяга» и «Ночь», пожалуй, самая драматичная. Певец, чей голос сводил с ума поклонниц, в 2010-х был вынужден полностью уйти со сцены из-за тяжёлого заболевания. Ему был поставлен диагноз — левосторонняя прозопалгия лица, а по последним данным, речь идёт уже о двусторонней патологии. Это болезнь нервной системы, вызывающая изматывающие боли, проблемы с дыханием, мимикой и даже дикцией.
Как сообщалось в апреле 2025 года, артист ведёт крайне закрытый образ жизни, старается не рассказывать о здоровье и просит не беспокоить его.
В отличие от Губина, судьба других культовых фигур той эпохи складывалась по-разному, однако общим фактом для многих стало постепенное исчезновение из медийного поля.
Влад Сташевский — обладатель романтичного имиджа и исполнитель хитов о любви. Его продюсировал Юрий Айзеншпис, после пика популярности музыкант перестал светиться на эстраде. Он по-прежнему появляется на концертах и телепередачах, посвящённых ностальгии по 1990-м, но уже не занимает мест в хит-парадах.
Бизнес Лики Стар
Певица, запомнившаяся мегахитом «Би-би, такси» в 1990-х сияла недолго, но относительно ярко, подражая зарубежной звезде Мадонне. Но в 2000-х артистка перебралась в Италию, занялась бизнесом. А когда спустя десятилетия она решила вернуться в Россию, особого успеха не сыскала.
В разговоре с aif.ru продюсер Евгений Морозов объяснил, что большинство звезд 1990-х канули в Лету.
«После успешного проекта "Ласковый май", который гастролировал в 14 составах одновременно, публика требовала "ребят с нашего двора". "Дайте нам Татьяну Овсиенко!", "Дайте нам ребят из детдома!", "Дайте нам тех, кто понятен и близок". Вот их и выводили на сцену»,— пояснил aif.ru Морозов.
По словам продюсера, зачастую у этих артистов были спонсоры — криминальные лица, которые вкладывали в них деньги, по тем временам — огромные, тысяч по 30-50 долларов. Ко всему этому добавлялось узкое медиапространство: пара радиостанций и кабельное телевидение.
«А ещё можно было напечатать миллион кассет и раздать на вокзалах бесплатно — это уже было событием. Отсюда и нехитрый рецепт создания артистов», — добавляет Морозов.
Карабас попсы
А заправлял попсой 1990-х Юрий Айзеншпис. Продюсер ушёл из жизни 20 лет назад, но когда-то именно он был чуть ли не главным персонажем в шоу-бизнесе.
«Это был тот самый человек с криминальным прошлым, который отсидел в тюрьме. Я лично, чтобы вы знали, отвозил ему передачи в мордовские лагеря в 1980-х. Когда он вышел, вокруг было полно авторитетов, не знавших, куда деть деньги. А Юра был "своим" — своим в той среде. И они давали деньги ему. Так появились многие музыкальные проекты. И, например, даже группа "Кино" не могла сравниться по популярности в те дни с Андреем Разиным, не то, что с Юрием Шатуновым. Со мной могут поспорить только те, кто помнит 1991-й год, когда у "Ласкового мая" были аншлаги, а на "Кино" не могли продать и 300 билетов. Есть такой парадокс: артиста могут слушать все, но на его концерт не идёт никто», — подчеркивает Морозов.
Так в чём же феномен тех артистов? Как объясняет продюсер, феномен в том, что это был простой способ «освоить» бюджеты криминальных авторитетов. А случай просто выкидывал героев на сцену.
«Юрий не стремился заниматься шоу-бизнесом. Это цепь случайностей. Он хотел заниматься обменниками валюты, но пока он сидел, выстрелил "Ласковый май", из-за рубежа также хлынул поток музыки хэви-метала. Поэтому Юра подумал и начал продвигать Цоя, сделав его культовой фигурой с копеечным бюджетом. А кого ещё могли позвать люди с таким прошлым? Певиц из оперных театров? Нет. Брали первых попавшихся: "Иди сюда, будешь звездой, под тебя деньги дают". Нанимали того же Тиграна Кеосаяна, Фёдора Бондарчука, Филиппа Янковского — они были пионерами в создании клипов и делали их быстро», — отметил Морозов.
Однако конкуренция с приходом интернета в Россию возрастала. Народ увидел зарубежные видео, стало ясно, насколько российская музыкальная индустрия того времени погрязла в подражательстве.
«И всё это рухнуло в один день. Ушли случайные люди, которые попали в ухо своими голосами и простыми мелодиями. Те, кто был профессионалом, они остались. А те, кого сделали на криминальные деньги, исчезли», — подчеркнул Морозов.