Рецензия на фильм «Тор: Любовь и гром»: настолько плохо, что даже великая музыка Guns N’ Roses не спасла.
Открывающая сцена: герой схуднувшего Кристиана Бэйла с дочерью идет по пустыне из ниоткуда в никуда. Страдающая от голода и жажды девочка произносит «Я устала» и умирает. Отец недолго погорюет о почившей дочери, разочаруется в жизни, найдет проклятый меч и пойдет крошить богов. Все моральные витиеватости на этом закончатся, как бы нам не хотелось иного. Начнется типичный фильм киновселенной, который можно пересказать не смотря.
Сложно вообразить, насколько последние слова умирающей девочки коррелируют с чувствами зрителей, которым киноэпопея Marvel изрядно надоела. Как в фильме гибнут боги, так гаснет интерес к этому нескончаемому потоку кинокомиксов с большими бюджетами, сомнительной графикой и скучным экшеном. Интересно, осознавал ли Тайка Вайтити, что его новая картина будет вынуждена отвоевывать с каждой сценой рассеянное внимание и угасшую любовь публики?
Нет ничего удивительного в том, что большинству последний «Тор» просто-напросто «не зашел». Начнем с драматургии: главный герой мало что из себя представляет. Его становление случилось давным-давно, экзистенциальные кризисы тоже пройдены. Да и его компаньоны недалеко ушли от амеб. Разве что героиня вернувшейся в сериал Натали Портман ведет внутреннюю борьбу. Увы, бенефис актрисы не случился – мы видали драмы и получше. Мир и вовсе работает без какой-либо логики: это настоящий рай для «Ностальгирующего критика» или «Плохбастеров». А раз авторы дружно прогуляли уроки сценаристики, то перейдем к тому, что им раньше, вроде бы, неплохо удавалось – к комедии.
Четвертая часть все так же старательно прикидывается комедией, шутки льются рекой, и, в общем-то, не так уж это и плохо. В предыдущий раз это сработало, должно и в этот. Но баланс не получился: драма, боевик и комедия никак не могут состыковаться в единое целое. Сюжет задуман меланхолично грустным, а события – уморительно смешными. В итоге мы словно имеем новую серию «Футурамы», достаточно бунтарскую в отдельных аспектах, но растянутую на два часа и напичканную кучей ненужной мишуры, без которой господа продюсеры не одобрили бы результат.
На продюсеров вообще тут можно злиться бесконечно. Когда Кристиану Бейлу накладывают чудесный грим, но не дают сбросить еще десяток килограммов (виноват гнет страховых компаний?), чтобы выглядеть гораздо более зловещим (а он мог бы, мы знаем). Неумирающие герои – что-то уже очень привычное и препятствующее хоть какой-то ассоциации с происходящим. Хотели увидеть в героине Портман символ борьбы с неизбежным злом, которому все равно проиграешь и умрешь? Ну нет, в комиксах это так не работает, а потому песня ABBA в саундтреке кажется какой-то насмешкой над чувствами простых смертных, то есть нас с вами.
И финальным аккордом предстает, кажется, совершенно презрительное отношение Тайки Вайтити к происходящему. Посмеяться над его героями легко, но проникнуться любовью ¬– почти невозможно. Ведь существует простая истина: великая музыка и смешные шутки не являются залогом хорошей истории. Оттого даже блеклое появление Стражей галактики в картине становится поразительно ностальгическим. Ведь они напоминают, что все то же, но в правильных пропорциях уже делал Джеймс Ганн в «Стражах Галактики», и большинству вроде бы понравилось. А «Тор: Любовь и гром» – это так, бледная копия и очередное фиаско новой фазы сериала Marvel.