Скандальное искусство: «Вырезано кухонным ножом» Ханны Хёх
Фотомонтаж или, говоря современным языком, коллаж немецкой художницы вызвал скандал на первой выставке в 1920 году. Со временем в нем увидели образ всего ХХ века с мировыми войнами, глобальными проблемами, массовой культурой и другими уникальными явлениями и событиями.
История
Ханна Хёх родилась в маленьком немецком городе Готе в 1889 году. Она училась в Школе прикладного искусства в Берлине. В 1914 году познакомилась с работами современных немецких художников на выставке в Кельне. В это время у нее начался роман с одним из основоположников дадаизма Раулем Хаусманом. Она вошла в круг берлинских дадаистов, среди которых была единственной женщиной. В 1920 году Хёх участвовала в Первой международной дада-выставке. Там она представила «Вырезано кухонным ножом».
В 1916-1926 годах Хёх работала в издательстве с журналами для женщин. Это помогло ей понять разницу между образами женщин, изображенных в СМИ, и реальностью. Кроме того, на рабочем месте она получала материал для коллажей.
С падением Веймарской республики и приходом к власти НСДАП в 1933 году Хёх запретили заниматься искусством. Запрет просуществовал до падения Третьего рейха в 1945 году. В эти годы ее творчество отнесли к дегенеративному искусству, которое нацистская пропаганда считала опасным. Художница прятала свои и чужие работы. После войны ее работы не получили такого признания, как в годы существование дада. Однако она продолжила делать коллажи вплоть до смерти в 1979 году.
«Вырезано кухонным ножом»
Один из самых известных коллажей немецкой художницы полностью называется «Разрез последней веймарской культурной эпохи пивных животов Германии, сделанный кухонным ножом Дада». На нем изображены политики, военные, атлеты, танцовщицы, актрисы, художницы, спортсменки, а также город, искусственные объекты и текст. Слово «дада» встречается трижды.
Современники не приняли коллаж. На выставке в 1920 году он вызвал скандал. Позже «Вырезано кухонным ножом» стал символом всего ХХ века с его многочисленными бурными событиями. Исследователи считают, что работа критикует неудачную попытку установления демократии в Веймарской республике. По их мнению, она сочетает в себе три ключевые темы в искусстве Хёх — идею «Новой женщины», андрогинность и политический дискурс. Другие искусствоведы отмечают, что в этой работе ярко продемонстрирован подход художницы, которую не интересовало целое — она была сосредоточена на препарировании реальных и вымышленных явлений.
Специалисты считают Ханну Хёх новатором не только в области создания фотомонтажа, но и в темах, которые она поднимала. Она обратилась к проблемам пола, места женщины в современном обществе, сексуальности и расовой дискриминации. Хёх собирала свои произведения из популярных средств массовой информации, придавая им достоверность. Она намеренно расчленяла и воссоздавала образы, что считалось революционной техникой.