ЦФА как решение проблемы с валютным контролем в условиях санкций
ЦФА как решение проблемы с валютным контролем в условиях санкций
После ввода санкций в отношении России сфера валютного контроля потерпела сильные изменения. Валютный контроль затрагивает расчеты между резидентами и нерезидентами в рублях и валюте и через них проходят поступления ценных бумаг и валюты в Россию. Кроме того, он позволяет государству контролировать отток денег из страны и пресекать нелегальные операции.
В 2022 году в области валютного контроля для физлиц произошло несколько важных изменений: во-первых, со счетов, открытых после 9 марта 2022 г., запрещено получение наличной валюты. Что касается снятия наличных валютных, со счетов, открытых до этого дня, общая сумма ограничено $10 тыс.
Любое получение переводов в иностранный валюте запрещено, так как выдача возможна только в рублях. В свою очередь, на свои счета в иностранном банке можно переводить не более $1 млн в месяц. Без открытия счета эта сумма ограничена $10 тыс. в месяц. При этом источник средств может быть любым, кроме дивидендов по акциям российских эмитентов или распределенной части прибыли непубличных российских компаний.
Либерализация контроля для бизнеса под санкциями
Однако в условиях санкций такой контроль может быть излишним, особенно для компаний-экспортеров, имеющих валютную выручку. Так, правительство в 2018 году вносило в Госдуму законопроект, который отменяет и смягчает штрафы к репатриации для экспортеров. На заседании думского комитета по финансовому рынку обсуждалось, что валютный контроль создает для экспортеров под санкциями дополнительную и избыточную регуляторную нагрузку. При этом компании и так находятся в затруднительном положении из-за санкционного давления.
Минфин в 2017 году уже выступал с инициативой либерализации валютного контроля, однако тогда правительство его не поддержало. За либерализацию валютного контроля помимо Минфина выступает Центр стратегических разработок (ЦСР), возглавляемый Алексеем Кудриным, в чьем совместном докладе совместно с РАНХиГС и Академией внешней торговли инструмент показан как анахронизм.
Риски точечного решения
Кроме того, без либерализации валютного контроля невозможно выполнение майских указов, в которых указаны объемы несырьерового и неэнергетического экспорта, так как он является одним из основных препятствий для роста экспортных объемов.
Для отдельных товаров и услуг существует дополнительная поддержка со стороны министерств. Например, Минцифры активно выступает за неприменение валютного контроля к экспорту IT-услуг. Однако в случае точечного решения вопроса освобождения от валютного контроля могут возникать риски. Компании могут манипулировать разработанными классификаторами товаров и услуг для того, чтобы избежать дополнительной нагрузки.
Усиление контроля
Между тем, в 2023 году экспортеры добровольно согласились увеличить продажи валютной выручки. Уже сейчас действует указ президента, подписанный 11 октября, о том, что компании из перечня должны продавать валютную выручку в течение шести месяцев, а также представлять в ЦБ и Росфинмониторинг планы по купле-продажи валюты.
По данным источников, знакомых с ходом переговоров бизнеса и регуляторов, на которых ссылается газета «Ведомости», обязательная продажа экспортной выручки может стать неизбежной, равно как и дополнительная налоговая нагрузка для экспортеров. В свою очередь, уже в 2024 году экспортеров могут обязать предоставлять отчетность об активах и обязательствах в валюте в Банк России.
Цель ужесточения валютного контроля – это поддержка курса рубля, отмечают эксперты. По мнению профессора кафедры экономики и финансов фирмы НИУ ВШЭ Ивана Родионова, валютный контроль наряду с другими мерами – это то, что государство обязано делать для укрепления нацвалюты. В зависимость от курса попадает в том числе и импорт продовольствия, поэтому скачки нацвалюты могут оказывать сильное влияние на граждан страны из-за роста цен на рынке, добавляет он.
Альтернативные решения
Одним из способов решения проблем с валютным контролем могут стать цифровые финансовые активы (ЦФА). Новый законопроект, который внесен на рассмотрение в ноябре 2023, разрешает их использование в качестве встречного предоставления во внешнеторговой деятельности. В документе прописано, что эмитенты смогут не публиковать сведения о бенефициарном собственнике ЦФА.
В пояснительной записке к документу отмечается, что цифровые права на сегодняшний день в расчетах запрещены, но санкционное давление затрудняет финансово-операционную деятельность экспортеров, а нынешние возможности дружественных валют ограничены. Закон может быть принят в силу с 1 января 2024 года.
«Введение цифрового актива направлено на то, чтобы усилить контроль за движением этого актива», - поясняет Иван Родионов. Он поясняет, что в дальнейшем стоит ожидать их более широкого внедрения ЦФА как для внешней торговли, так и для внутреннего рынка.