Добавить новость

Игорь Чапурин — о том, как в нулевые покорял Большой театр, одевал Уитни Хьюстон и брил соболя

15

В спецпроекте «Сноба» о нулевых дизайнер Игорь Чапурин вспоминает эту «наглую» и «неадекватную» эпоху. Рассказывает, как открыл бутик в дефолт 1998-го, двое суток без сна шил наряд для Уитни Хьюстон, брил драгоценного соболя, пропитывал мех стеклом, оказался в Большом театре по приглашению Олега Меньшикова и как, танцуя до утра в «Дягилеве», успевал строить империю, даже не осознавая этого.

Игорь Чапурин

А что, Игорь, на старте карьеры вы были дерзким?

О, да! Вот уж точно!

Получается, сразу были и модным, и дерзким?

Я всегда был дерзким, никогда не был услужливым, удобным, ибо «карьеру» я не делал. В том смысле, в каком сейчас принято говорить. Я имел удовольствие заниматься любимым делом; хорошо его понимал, разбирался в вопросе, не чувствовал себя неопытным. И именно то время дало мне возможность быть собой и себя проявлять.

К началу нулевых, если я правильно понимаю, вы уже успели стать знаменитым?

Для меня всё началось раньше, да. Я выиграл в Париже конкурс молодых модельеров Nina Ricci, успел поработать на итальянский модный бренд Galitsin. В 60-е они одевали Жаклин Кеннеди, Одри Хепбёрн, Грету Гарбо, всю семью Ротшильдов. В 90-е, привлекая молодую кровь, пытались как-то себя реанимировать. И полтора года я проходил своеобразную школу жизни, параллельно делал собственную коллекцию и строил свой первый бутик. Открыл его в 1998 году. И, да, к началу нулевых уже был состоявшейся фигурой.

Но вы же помните, что случилось в преддверии нулевых? А именно в 1998 году? Этот год дефолта. Рубль стал равен нулю, жизнь людей тоже просто обнулилась. Многие из тех, кто преуспевал, зарабатывал, покупал себе красивые вещи, был готов и хотел одеваться в модную одежду, — оказались за бортом. Было нервно. Экономически — максимально жёстко.

Коллекция Игоря Чапурина, представленная на VII Неделе Высокой моды в Москве, 2000 год

Да, тяжёлый момент для бизнеса.

Пришлось справляться. Я могу сказать, что 2000-е ознаменовались для меня некой личной взрослостью. Кто выжил, многому научились. В первую очередь — принимать решения в экстренных ситуациях. И вот — нулевые! Появился уникальный, невиданный раньше мир фэшн-индустрии, появился российский глянец. Я был очень подходящим героем. И все первые журналы, которые тогда запускались, как правило, в первом–втором номере начинали писать обо мне как о дизайнере и о CHAPURIN как о неком уникальном бренде. Ну мы и правда очень ярко о себе заявляли.

А чем таким заявляли?

Если описать меня тогда, именно в 2000-х, то я был не просто, как вы сказали, дерзким. Я был наглым! А моя первая коллекция из соболя была даже не то что наглой — она была неадекватной!

(Смеётся).

Ну серьёзно, не смейтесь. Представьте: соболиный мех. В соболе ценится именно верхняя часть ворса, а я его побрил и сделал из него просто приятный бархатный велюр. Но это настолько помогало тому прекрасному итальянскому твиду, который мы использовали в коллекции, что наши давние клиенты до сих пор говорят, что хранят эти вещи и воспринимают их как произведение искусства.

Или — это опять же о дерзости — издательский дом Conde Nast делал проект с одной датской компанией, где дизайнерам дали возможность использовать в работе любой мех. Я взял шикарную чернобурку и сделал из меха корсеты, пропитанные стеклом, и они стали прозрачными, как витрины. И дальше это всё сопровождалось натуральным мехом, и появилась эффектная грань между искусственностью и уникальностью. И в то же время эта одежда была шиком. Я заявлял о себе, не боясь. Был как дизайнер бесшабашным. Это важно — ничего не бояться. Важно, когда у тебя нет никаких табу.

Слева: наряд из коллекции Дома моды СHAPURIN COUTURE, апрель 2001 года / наряд из коллекции Игоря Чапурина, представленной на VI Неделе Высокой моды в Москве, 1999 год

В это время главными столпами и инфлюенсерами русской моды в Европе были Вячеслав Зайцев и Валентин Юдашкин. И, в свою очередь, в России за ними закрепилась слава дизайнеров международного уровня. Как получилось, что вы все так мощно двигались? Что вы делали в 2000-е, чтобы, работая на одном поле, быть отдельным, заметным? Ведь социальных сетей, блогеров, интернет-изданий ещё не было?

Я сейчас, отвечая на этот вопрос, думаю, что тогда было время незашоренной любви ко всему красивому. Не было шаблонов, не было рамок. Потому что не было как раз-таки засилья интернета. Людям нравилось, что нравилось. Они выбирали сами. И ещё люди действительно хотели стать новыми, потому что наступила реально новая эпоха. Это было новое время, новая Россия.

Мой бутик работал чуть ли не круглосуточно, туда каждый мог прийти, что-то купить, что-то можно было заказать индивидуально. И это был период, когда люди жаждали этих перемен, собственных трансформаций. Нас принимали с открытым сердцем.

Что касается работы на одном поле — в принципе, и Валентин, и Слава, и я — мы свои бренды формировали и развивали по классической старой французской традиции: сначала есть безымянное ателье, потом это уже ателье с именем, потом оно перерастает в кутюр. Ведь кутюр — это вещь, которая делается специально с примерками для конкретного человека, хоть это белая блузка, хоть это чёрные брюки. Бутик давал удивительно красивую готовую одежду. Она действительно была индивидуальной. Кутюр тогда давал возможность проявлять себя ещё шире и свободнее — опять-таки, не было засилья информации. Никто не давил, не направлял и уж тем более не диктовал дизайнеру, что нужно делать.

В то время я создавал коллекцию prêt-à-porter и задумывался о том, чтобы человеку было комфортно носить и приемлемо по цене. Но когда я делал кутюр, я не думал вообще ни о чём — я просто творил. И было очень много звёзд, уникальных людей, которые могли себе позволить кутюр. И не в том смысле, что позволить по цене, а в смысле, что могли себе позволить выйти в том, что нравилось — диктата было меньше. И наряды на выходах были шедевральными. И это было то время, когда именно вот эту уникальность поддерживал глянец. И работало всё буквально так: люди читали о дизайнере, они его искали, находили, стремились что-то у него заказать, и это была очень большая, развитая сила.

Игорь Чапурин, Алёна Долецкая и Алексей Боков на открытии бутика Chapurin, 2006 год

Кто стал «вашей» звездой? Кого одел Игорь Чапурин, чтобы это стало знаковым моментом?

Очень крутой для меня момент был, когда в CHAPURIN оделась Уитни Хьюстон. Это было уже под конец нулевых, но всё же.

Как вам удалось это устроить?

Уитни Хьюстон пела свой первый сольный концерт в России, в Кремле. И задача перед её менеджером стояла такая: Уитни должна открыть концерт в чём-то шикарном, уникальном — от русского дизайнера.

Вы, ваша команда связались с PR-менеджером певицы или они на вас вышли?

Нет-нет, мы их не искали. Это было то время, когда большие личности сами искали возможность быть уникальными. Она была заинтересована больше, и это её команда вышла на нас. Мы согласились — ну конечно же! — и практически двое суток без сна работали над образом, в котором Уитни появилась на сцене Кремлёвского дворца.

Представьте: гаснет свет, на сцене открывается красный занавес, и в лучах софитов появляется Уитни Хьюстон. В белом шёлковом пальто очень сложной конструкции, в белых шёлковых брюках, внутри которых были чёрные лампасы. Цвет, крой — всё вместе смотрелось очень эффектно. Она сияла! Уитни была ослепительна в белом и своим появлением задавала тон выступлению. И вот этот её удивительный голос — он был столь же трепетным и сильным, как этот белый цвет.

Уитни Хьюстон в наряде от Игоря Чапурина

Вы рассказываете очень красиво. У меня в голове сразу родилась картинка.

Наверное, для нас, как для бренда, это было таким самым сильным пониманием того, что мы транслируем в дизайне — через этот образ звезды мировой величины, Уитни Хьюстон. Получается, она нас выбрала и показала наш масштаб и, в каком-то смысле, мне самому — кто я такой. Потом были и другие звёзды — в CHAPURIN появлялись и Шер, и Бейонсе, и Пинк. Я рад и горжусь, но это уж, как говорится, была совсем другая история. В случае с Уитни было красиво и сказочно.

Простите, немного собью этот сказочный флер: вы подарили этот наряд Уитни Хьюстон? Или тогда было принято звёздам покупать одежду у дизайнера?

Я, честно, не помню, чтобы в те годы было принято кому-то дарить наряды — не было такой традиции. Звёзды и дизайнеры работали и уважали труд друг друга. Но работа с Уитни стала для меня знаковым моментом, и было так приятно видеть результат, что мы с командой приняли решение подарить Уитни Хьюстон этот наряд.

Кстати, когда в Москве был концерт Пинк, её тоже привезли в бутик CHAPURIN. Я был в командировке, мы лично не встретились. Но была она в нашем бутике, осмотрелась, выбрала жакет от кутюр и купила его. Время было, когда звёзды-личности сами выбирали, что носить, — ни они, ни мы перед друг другом не заискивали. Просто делали красивые и смелые вещи, которые приятно было носить.

Игорь Чапурин во время торжественного гала-ужина в честь 10-летия Vogue Russia, 20 ноября 2008 года в Москве / Игорь Чапурин и Наоми Кэмпбелл на подиуме во время показа Chapurin Pret-a-porte в рамках Парижской недели женской моды, весна/лето 2010 года

В 2005 году вы становитесь художником по костюмам в спектакле Большого театра. Как случаются такие коллаборации?

Театр начинался для меня по-другому. Давайте я расскажу вам историю с начала. В то время ещё не было мобильных телефонов, однажды я вернулся домой, включил автоответчик, и очень знакомый голос произнёс фразу: «Игорь, меня зовут Олег Меньшиков, и я хотел бы поговорить с вами о моём первом спектакле. Давайте встретимся». Мы встретились, и я сделал вместе с Олегом его режиссёрский дебют — «Горе от ума». Это был 2000-й год. После этого я делал костюмы для его спектакля «Кухня», а потом мы работали над спектаклем «Демон». И это колоссальный опыт удивительного доверия. Олег доверял мне без вопросов, без лишних разговоров. Я делал спектакли именно так, как чувствовал. При этом в театре я — командный игрок, поэтому чувствовал, чего именно хотел Олег, что ему нужно. Мы делали очень красивые работы. И никто во мне не усомнился. И это было моё первое в жизни вообще соприкосновение с театром.

После этого совершенно случайно (но с удовольствием) я сделал балет в Лондоне с Ирмой Ниорадзе, в тот момент — примой-балериной Мариинского театра. И тот хореограф, который его ставил, предложил участвовать в проекте реинкарнации балета 1935 года знаменитейшего хореографа, бывшего танцовщика Дягилева, Леонида Мясина. Мне доверили декорации и костюмы. Декорации я до этого никогда не делал. Вот это опять к слову о моей наглости и дерзости: я не боялся вообще ничего! Мы полностью переделали спектакль 1935 года. У нас получились фантастически красивые костюмы, я сделал очень сложные декорации, и уже с этим я появился в Большом театре.

После, в Большом театре я сделал много чего. И до сих пор я — единственный русский фэшн-дизайнер, которому доверили работу со спектаклями этого великого театра. К настоящему моменту из фэшн-дизайнеров, кроме меня, там работали Ив Сен Лоран, Живанши и Пьер Карден. Я очень люблю этот театр, боготворю его, влюблён в его историю и в то, что я сам там сделал.

Получается, в нулевые освоили работу театрального художника.

Да, получается, освоил. Это огромные спектакли, очень важные для меня. Я счастлив, что после всех этих моих транзакций как художника по всему миру, я вернулся в Большой и буквально в прошлом году сделал костюмы к балету «Буря». Это, кстати, последняя пьеса, которую написал Шекспир. После «Бури» я снова начал много работать с театрами: «Снегурочка» в Пермском театре оперы и балета, два больших балета в Астане. И параллельно я имел счастье вернуться в драматический театр, в МХТ, в удивительную историю — в «Кабалу святош», недавно прошла премьера.

Сцена из спектакля «Кабала святош» в МХТ, Николай Цискаридзе в роли Людовика XIV
Сцена из спектакля «Кабала святош» в МХТ, Константин Хабенский в роли Мольера

Продолжим о нулевых. Получается, что параллельно с одеждой бренда CHAPURIN и работой для спектаклей Большого театра вы выпускаете линейку модной одежды для горнолыжного спорта. Если я не ошибаюсь, именно горные лыжи стали главным видом спорта российских модников в нулевые? А главной локацией для них стал, как мы знаем, Куршевель.

Лично для меня тут всё началось максимально банально: я сам начал кататься и влюбился в горнолыжный спорт. Меня в него насильно влюбили — втащили на гору. Я очень сопротивлялся, но после того как научился чувствовать своё тело, ощутил себя на склоне рыбой в воде, которая может делать любые движения и любые эмоции получать. Горы стали для меня счастьем.

И уже после пяти горнолыжных сезонов я понял, что научился, что великолепно справлюсь. И также понял, что вдохновлён настолько, что готов создавать и одежду для занятий этим видом спорта. Это было совершенно естественно и гармонично.

Более того, тогда же я начал делать мебель под брендом CHAPURINCASA (её производили во Флоренции). И в это же время принял участие в работе над прекрасной яхтой, которую создавали на итальянской судоверфи. Она называется VELVET 83, длина больше 24 метров — это считается суперъяхта.

О, да, настоящая роскошь! Но ещё вопрос о спорте: в 2004 году CHAPURIN делает форму для Олимпийской сборной по художественной гимнастике вместе с компанией Swarovski. Сборная тогда триумфально выступила.

Я сделал великолепнейшие костюмы спортсменкам сборной на Олимпиаду-2004. Очень красивые! И Алина Кабаева, и Ирина Чащина триумфально в них победили — взяли золото и серебро. Больше мне тут рассказать нечего.

Ирина Чащина (серебро), Алина Кабаева (золото) и Анна Бессонова (бронза) на церемонии вручения медалей по художественной гимнастике на летних Олимпийских играх 2004 года в Афинах, 29 августа 2004 года

Мы с вами сейчас обсуждаем, что вы делали в нулевые — захватывает дух: всё, везде и сразу! Помните себя в то время?

Да, я всегда чувствовал себя очень уверенно, верил прежде всего в себя. Меня сложно было сбить, я очень твёрдо стоял на ногах. Иначе в нашей профессии выжить невозможно. Но после показа у меня было всегда одно желание — услышать мнение только одного человека — фэшн-журналиста Сьюзи Менкес. Она по-настоящему великая женщина, фэшн-гуру, которая работала в Геральд Трибюн. Главный человек в моде! Вот ей я верю безусловно. И первое, что я делал, просыпаясь после показа, — бежал в киоск, покупал газету и читал либо смешную, либо едкую статью.

Я видела ваши фото с ней. Как вы познакомились?

Сьюзи Менкес приезжала в Москву (в Москву тогда приезжало много больших звёзд), я делал своё шоу «осень–зима», и она была гостем на этом шоу. Не знаю, как она туда попала, но после она пришла за кулисы — очень много мне сказала важных слов. И потом она была на каждом моём показе, и каждый раз её мнение для меня было важнее всех, потому что я знал её принципиальную честность.

Показ коллекции Игоря Чапурина во время Парижской недели моды, весна / лето 2007 года
Показ коллекции Игоря Чапурина во время Парижской недели моды, весна / лето 2007 года
Показ коллекции Игоря Чапурина во время Парижской недели моды, осень / зима 2008-2009 года

Скучаете по тем временам?

Я только недавно, разбираясь, как сейчас строят карьеры в фэшн-индустрии, понял, что я полный дурак! Потому что сам я об этом начал задумываться только недавно. А всё это время я был каким-то лёгким повесой, влюблённо и радостно делая то, что умею, — для тех людей, которые меня очаровывают. Я принимал успех как должное, не выстраивая никаких схем.

Но, с другой стороны, я ведь был самим собой. Если бы я что-то обдумывал-продумывал, возможности оставаться собой, наверное, у меня не было бы. Приспосабливаясь и хитря, был бы лживым, циничным, невыразительным. Я не так бы улыбался. Думаю, что люди ценят во мне максимальную искренность, честность в работе. Так что я смотрю на себя того времени с нежностью. Ни о чём не жалею.

Я просто реально только недавно, ну, может быть, лет пять назад, осознал, что если бы я был рациональным, если бы я, имея таких клиентов, каких имел, что-либо просил для себя, то, наверное, был бы уже на вершине мира.

А если не о сожалениях говорить, а об ошибках. Есть что-то, что вы бы хотели подправить в 2000-х?

Нет, тоже нет. Когда-то главный редактор русского L’Officiel Эвелина Хромченко в статье обо мне написала: «Этот Чапурин, как настоящий Овен, упирается головой в стену и не отступает, пока не сломает её, не отодвинет или не откроет ворота. Он открывает любые ворота, потому что он не видит другого пути». Мне нравится такая оценка.

И я очень долго был именно таким — самоотверженным. Для меня всегда было делом чести всё доводить до конца. Доводить до конца идеи в коллекциях, доводить до конца в определённых частях бизнеса, доводить всё до конца в отношениях.

Игорь Чапурин в рабочем кабинете
В бутике Chapurin
В бутике Chapurin
В бутике Chapurin

Мы всё время говорили о работе. А вы вспоминаете что-то вообще не связанное с работой? Кроме показов, театров, статей — что помните? Что делали, куда ходили, что вы любили?

У меня была бурная жизнь. Я иногда мог танцевать в ночном клубе до утра, а потом идти на работу. И задора моего хватало великолепно себя чувствовать. Очень любил клубы: «Шамбала», «Дягилев», «Лето» — их Синиша Лазаревич делал. Это было прекрасное сумасшествие. Там была вся Москва. Все приходили танцевать, общаться. Там действительно можно было встретить суперталантливых, гениальных людей и завязать дружбу на долгие годы.

Все тогда очень много работали. Если ты погружён в работу, то встретить новых людей тебе негде. А тут, в красивом клубе, эта возможность появилась. А ещё активная ночная жизнь влюбила меня в современную музыку. И если ворваться ко мне в кабинет, то в любую секунду там звучит только электронная музыка. Я всегда слушаю самую современную музыку, потому что она даёт мне дыхание. До сих пор все треки к показам я выбираю и готовлю сам. И я всё время живу с очень современной музыкой.

Ну что ж, получается, Игорь Чапурин в нулевые, о которых мы делаем проект, был дерзким, уверенным, успешным. А Игорь Чапурин был счастлив?

Да, очень! Я очень много раз влюблялся. Именно это как раз и говорит о том, что я умею быть счастливым. Чапурин был счастлив, да.

Беседовала Мария Маханова

Новости тенниса




Все новости по теме на сегодня

Уитни Хьюстон в новостях




Здоровье в России и мире

Поп

Весь поп

Рок

Рэп

Барды

Джаз

Классика

Музыка

PR

Новости тенниса

Новости тенниса








Poisk-Music.ru — тематический дочерний проект популярных новостных сайтов Life24.pro и BigPot.news о музыке, музыкантах, певцах, композиторах (слухи, сплетни, разговоры и дискуссии о музыке, культуре, жанрах, VIP-скандалы — в новостях и статьях). Тайны светской жизни звёзд — в кадре и за кадром шоу-бизнеса сегодня и сейчас. Новости о музыке, и не только...

Опубликовать свою новость по теме в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь


Rss.plus


Новости России




Все города России от А до Я

Moscow.media

Шоу-биз — сегодня и сейчас (ежесекундное обновление новостей) от более чем 20 000 независимых тематических источников информации онлайн! Мы собрали ВСЁ, что интересно по этому поводу — СЕГОДНЯ, а ещё больше новостей — здесь.