В Ростове Игорь Бутман рассказал не только про джаз
А помнишь, как все начиналось...
Логично – прослушивания молодых конкурсантов проходили в Ростовском колледже искусств. Номинации соответствовали всем инструментам, которые востребованы в джазе: саксофон, флейта, кларнет, труба, тромбон, фортепиано, клавишные, гитара, бас-гитара, контрабас и ударные.С тромбонами и трубами – ситуация не очень. На них джазовое сообщество во главе с Игорем Бутманом и намерено обратить особое внимание, то есть пропагандировать. Цель – несколько перенастроить интерес молодежи с саксофона на трубные, в которых очень нуждаются джазовые коллективы.
Фестиваль «Мир джаза» проходит в Ростове уже 30 лет и появился благодаря нашему земляку – первому профессору джаза Киму Назаретову. У нас же есть оркестр его имени – недели две назад, в осенний дождливый вечер, была в числе ростовчан, которые стояли на улице, чтобы попасть на концерт этого коллектива и московской джазовой исполнительницы Ирины Родилес. Как свидетель с 11-го ряда подтверждаю – зал был полон. Это к вопросу о популярности джаза.
Кадр вне конкурса и концерта
В конце 1970-х, когда начинал Игорь Бутман, джаз переставал быть под негласным запретом. Подросток-студент Петербургского музыкального училища имена М. Мусоргского Игорь Бутман был так очарован саксофоном, что оставил свой кларнет и ушел в занятия новым увлечением по 7-8 часов в день. Вот что значит влюбиться.
– Для нынешней молодежи ростовский фестиваль «Мир джаза» – отличное стартовое условие, чтобы быть приглашенным в ведущие оркестры и творческие коллективы страны. Так было в музыкальной карьере Олега Аккуратова, Евгения Побожия, Григора Паносяна и других. А как у вас получилось, еще будучи студентом, попасть в ансамбль Давида Голощекина, а потом и в оркестр Олега Лундстрема? – спрашиваю Игоря Бутмана.
Оказывается, сам ходил по джаз-клубам, представлял себя и свой первый созданный квартет. По тем временам 16-летний подросток в джазе, да еще талантливый, был своего рода феноменом. Естественно, обратил на себя внимание. И вообще, первым же выступлением квартет произвел впечатление на уровне сенсации.
Выступление Игоря Бутмана в Ростовском колледже искусств
Нынешние конкурсанты из числа победителей рассказали мне о своем разном видении дальнейшего пути. Барабанщик Иван сказал, что для него главное – быть в музыке. Саксофонист Артем учится на 3-м курсе колледжа искусств и на первом – в ДГТУ, на инженера. Так тоже бывает.
Джаз достоин смокинга
После закрытия конкурса «Мир джаза» и накануне гала-концерта в Ростовском музыкальном театре Игорь Бутман вышел на сцену актового зала колледжа искусств, чтобы пообщаться со студентами, будущими музыкантами.Сначала речь идет на основе понятных только им профессиональных терминов. Потом постепенно переходит в тему, как вести себя на сцене и преодолеть страх перед выступлением.
– Я до сих пор испытываю страх перед выходом, – признается маэстро Бутман, выступающий на сцене более сорока лет. – Со страхом не нужно бороться. Это адреналин, который и создает энергию. Чтоб меньше волноваться, нужно основательнее готовиться.
Как оказалось, Игорь Бутман очень боится непроданных билетов не в смысле денег, а вида пустого зала. Артисты – это особенные люди. Он это знает лучше всех нас в тысячу раз. Поэтому в своем оркестре, которому в следующем году исполняется четверть века, старается каждому музыканту дать соло. Артисту нужны овации.
Хотя мне понравилась рассказанная Игорем Бутманом история о том, что в начале работы его оркестра люди извне давали советы и говорили, что музыканты очень уж серьезные... Им нужно быть повеселее, улыбаться.
– Я тогда подумал: «А действительно, с чего им улыбаться? Жизнь непростая. И... прибавил зарплату», – рассказывает Игорь Бутман студентам и срывает аплодисменты. Современной молодежи смысл сразу ясен.
Но это, конечно, не конец истории, а подтверждение, насколько он понимает не только музыку, но и реальную жизнь: «Деньги деньгами, но музыканты в коллективе должны с интересом слушать друг друга, а не ждать, когда кто-то отыграет».
Музыканты на джазовом концерте, по его мнению, должны еще и выглядеть солидно.
– В прошлом году на концерт в Большом театре по случаю 100-летия джаза мы попросили всех участников надеть смокинги, – говорит Игорь Бутман. – Некоторые пытались сопротивляться, но я настоял. Джаз достоин смокинга.
Председатель жюри Игорь Бутман и худрук конкурса Адам Терацуян
Даже вне концерта, будучи членами жюри, Игорь Михайлович и его коллега – доцент кафедры эстрадно-джазовой музыки Ростовской госконсерватории имени С.В. Рахманинова Адам Мартынович Терацуян – размышляли над гардеробом и пришли к выводу, что нужно надеть пиджаки и вместо кроссовок – ботинки.
Талант – он виден
На ведущем джазовом конкурсе в Ростове всегда работает «пылесос» – лучших сразу берут на заметку. Игорь Бутман признается, тоже отметил пару-тройку музыкантов, которых готов был бы взять к себе в коллектив.И вообще, по его словам, джаз в России развивается. Появляются новые имена, например Варвара Убель, блеснувшая на ТВ-проекте «Все вместе». Она реально крутая.
Конечно, мир джаза не живет обособленной жизнью. Наметанный глаз видит таланты и в других жанрах. Например, на эстраде.
Игорь Бутман признает, что его в последнее время удивляет, что и как делает Дима Билан с точки зрения таланта и замечательного голоса. Нравится еще один певец, который поразил своим тембром, – Александр Панайотов, которому даже предлагал совместное творчество, приглашал в джазовый клуб. Но, видно, у каждого свой творческий путь.
Считает, что Диме Билану за победу на Евровидении нужно было сразу дать орден.
Своим талантом он смог показать, на что способна российская музыкальная культура, и заставил поставить высший балл даже страны, не очень дружественные к нам.
Это к вопросу о преодолении преград. Нужно делать качественное искусство, чтобы нас хотели смотреть и слушать независимо ни от чего. И еще совет от мэтра – любить музыку, зрителей, сцену и себя.
– Уровень конкурсантов ростовского «Мира джаза» тоже повышается. У них прослеживается яркий лоск. Совсем по-другому мыслят и играют. Некоторые поражают своими знаниями и мастерством импровизации, – отмечает Игорь Михайлович. – Например, тромбонист из Санкт-Петербурга, который играл на двух тромбонах. Если когда-то потребуется музыкант на бас-тромбоне, скорее всего, приглашу его. Но это уже традиция – у нас в оркестре работали или работают те, кто когда-то являлся победителем «Мира джаза».
С ростовскими журналистами после интересного общения