Русский гений на чужбине: как сегодня выглядит могила выдающегося композитора Стравинского в Венеции
Рядом со Стравинским погребена его вторая супруга, художница Вера Боссе. Их брак продлился более 30 лет.
Игорь Стравинский по достоинству занимает место в плеяде выдающихся русских композиторов. За неповторимость и техническое совершенство сочиненной музыки Стравинского стали именовать Великим Игорем наподобие знатных особ. Композитор творил бок о бок с величайшими художниками Николаем Рерихом и Александром Бенуа, которые придумывали декорации к балетным постановкам. Симбиоз музыки и живописного искусства рождал выдающиеся произведения, навсегда вошедшие в анналы мировой культуры, в частности театра.
Вспоминая детство и юность, Стравинский отмечал, что его уникальный дар начал проявляться при прослушивании пения крестьян в деревеньке Льзи под Петербургом, куда его привозили родители. Юный гимназист мог наслаждаться фольклорными произведениям часами, а вот учеба давалась ему тяжело: мальчик очень часто оказывался на волоске от отчисления из-за неуспеваемости и прогулов.
«Возвращаясь вечером с полей, крестьянки в Льзи пели приятную спокойную песню, в течение всей жизни всплывающую в моей памяти в ранние вечерние часы досуга. Они пели в октаву — конечно, без гармонизации, — и их высокие, резкие голоса напоминали жужжание миллиарда пчел. Ребенком я никогда не отличался особенно развитой памятью, но эта песня запечатлелась в моем сознании с первого же раза», — писал Стравинский в своих дневниках.
Ни мать, ни отец не воспринимали всерьез увлечение сына, желая для него карьеры юриста. Однако юноша продолжал упорно заниматься, брать уроки гармонии у Федора Акименко. Также большую роль в становлении гения сыграл еще один педагог Василий Калафати. Он учил Стравинского прибегать к слуху как к первому и последнему критерию при сочинении и исполнении музыки.
Учась на юридическом факультете в Петербурге, Стравинский продолжал постигать азы музыкального мастерства, посещал выступления Николая Римского-Корсакова. С ним он практиковал музыкальную композицию, а с 1902 года пробовал сочинять собственные произведения. Шестью годами позднее Стравинский посвятил его памяти «Погребальную песнь».
Настоящий прорыв Стравинского состоялся после премьеры балета «Жар-птица», написанного специально для «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Но конечный результат не устроил композитора: он считал, что музыка работает «в рассинхрон» с хореографическим рисунком. День первого показа балета — 25 июня 1910 года — тем не менее стал знаковым в биографии Стравинского. За «Жар-птицей» последовали и другие балеты: «Петрушка», «Весна священная», а также опера «Соловей», опера-балет «История солдата», балет по мотивам русских сказок «Байка про лису, петуха, кота да барана».
После триумфа Коммунистической революции Игорь Стравинский принял решение покинуть Родину навсегда. До 1917 года он имел опыт работы за границей, путешествовал по Европе. Однако возвращаться в действительность разрушенного императорского уклада композитор не стал. Слом эпох он называл судьбоносным испытанием вкупе с личными неудачами.
«Этот период, конец 1917 года, был одним из самых тяжелых в моей жизни. Коммунистическая революция восторжествовала в России, и я был лишен последних средств к существованию. Я остался попросту ни с чем, на чужбине, в самый разгар войны», — вспоминал Стравинский много лет спустя.
Жизнь во Франции, куда композитор в итоге перебрался, оказалась не менее насыщенной по части творческих открытий, нежели период в России. После 1919 года на свет появились произведения «Пульчинелла», «Мавры», «Аполлон Мусагет», «Поцелуй феи», «Царь Эдип», «Персефона» и другие оперы и балеты, а также произведения на стыке двух видов искусства.
Музыковеды и биографы отмечали, что Стравинскому не чужд русский стиль, который, как им казалось, в поздние годы постепенно стал отходить на второй план. В ответ на упреки и колкие замечания о нейтральной атмосфере творчества Стравинский парировал:
«Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это — в ее скрытой природе».
В 1967 году Игорь Стравинский планировал посетить СССР, однако незадолго до знаменательной поездки тяжело заболел. В этот период он приступил к обработке духовных песен Хуго Вольфа. Спустя четыре года композитора не стало на 89-м году жизни. Похоронили его на кладбище Сан-Микеле в Венеции, неподалеку от могилы единомышленника Сергея Дягилева.
Вот как надгробие музыкального гения выглядит сегодня.
На том же кладбище в последний путь проводили советского поэта Иосифа Бродского. Как сегодня выглядит надгробие нобелевского лауреата, показал корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ.