Добавить новость

Символы сказки русской: в Театре балета «Щелкунчик» показали оригинальное прочтение «Жар-птицы» Стравинского

353

Детский театр балета по-хорошему дерзок в своих амбициях, потому что в очередной раз — после недавней премьеры «Петрушки» — отважился на собственное прочтение легендарного хореографического опуса. Между прочим, именно с «Жар-птицы» 115 лет назад, в 1910-м, начался триумф дягилевских «Русских сезонов» в Европе.

Для зрителей — новая любопытная постановка. Для самого театра — нечто большее. Подобно тому, как «Жар-птица» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Михаила Фокина оказалась в «Русских сезонах» Дягилева предвестником мирового триумфа русского балета, «Жар-птица» в «Щелкунчике» стала точкой отсчета некой новой эпохи детского театра балета, существующего в системе дополнительного образования. Помимо культурной, досуговой миссии, именно с «Жар-птицы» в театре усилилась другая — образовательная, знакомство юных танцовщиков с русским театром. Занятые в спектакле, они изучают историю балета не в классе, по учебникам, а…прямо на сцене.

Фото: Полина Зиновьева, «Областная газета»

Балетоманы, пристально следящие за хореографическими постановками в уральской столице, не исключено, удивятся — «Жар-птица»? Но она ведь уже была в «Щелкунчике». Была. Балет «Жар-птица» в хореографии балетмейстера-постановщика Петра Базарона и драматургии, режиссуре Юрия Герцмана (Санкт-Петербург) впервые был показан в 2017-м, стал победителем в номинации «Лучший спектакль для детей» Свердловского конкурса-фестиваля театральных работ «Браво!». И многим памятен до сих пор. Но сейчас балет полностью реконструирован, обрел новое содержание и драматургию, а актерский состав подобран по принципу преемственности: в главных партиях — Ивана и Жар-птицы — заняты как солисты молодежной труппы, ныне уже педагоги, так и подрастающее поколение артистов.

Сюжет прост и эпичен, как в любой русской сказке. Но! Что ни поворот — то метафора. Действие начинается в лесу, где живут в гармонии и радости мирные русские люди. Но безмятежное счастье рушится в одночасье. Коварный Кощей околдовал Русь, превратил статных богатырей в беспамятных воинов, пленил дочерей матушки-природы — Жар-птиц. Замолчал вещий колокол. В мире поселились ненависть и вражда. Кто одолеет темные силы, спасет красоту и веру?

Фото: Полина Зиновьева, «Областная газета»

Балетмейстер Петр Базарон вернулся к «Жар-птице» Стравинского, потому что тема русской сказки, актуальная семь лет назад, не отпускает его и сегодня.

— Меня увлекла тема сказки.И сам жанр. Вместе с режиссером начали изучать — что есть русская сказка, какие коды в ней, зашифрованные смыслы. Например, узнали: если в сказке появляется животное, его характеристику рано или поздно приобретет герой.

Во второй сцене нашей «Жар-птицы» главного героя окружает много животных. Олени встречаются — это косвенный намек на благородство духа. Заяц — это плодородие. Лис — хитрость. И какой же он, Иван? А Жар-птица — вообще, символ возрождения. Вот эти образы-метафоры и начали адаптировать под музыку Стравинского…

Фото: Полина Зиновьева, «Областная газета»

«Жар-птица» Стравинского-Фокина, создание 1910 года, — из плеяды «большого балета»: для взрослой публики, тем более — международной, знающей-насмотренной. «Жар-птица» в уральской постановке — для юного зрителя, и танцуют в ней юные, поэтому музыка Стравинского претерпела купюры, в некоторых местах и по темпам была адаптирована под молодых исполнителей. А хореография? Взаимоотношения хореографии нашего современника с первоисточником Фокина? Какие-то элементы были заимствованы или — табу?

— Возможно, кто-то будет сравнивать, — отвечает «ОГ» балетмейстер Петр Базарон. — Но амбиций в этом смысле не было. Мы не старались «сделать лучше» (улыбается). Решили сделать абсолютно другую историю. По-другому разобрать музыку. Для этого мы с режиссером сели, отсмотрели балет Фокина в разных редакциях (Лиепы, Большого и Мариинского театров и много других версий). Посмотрели, изучили, как эту музыку воплощали разные хореографы, и — забыли. Начали создавать свой спектакль. С другим взглядом на музыку (запись оркестра Московской филармонии). Хоть это и молодой Стравинский, музыка очень сложная. Тем более детям, подросткам. Углубились в партитуру, искали там символы и знаки, адаптировали ее для наших артистов и нашего юного зрителя. Делали новую сказку. Как будто первый раз услышали музыку. Хотя Фокина я очень люблю, его балетами вдохновляюсь. И у нас в балете есть дань «Жар-птице» Фокина, несколько отсылок к его лексике. Например, известная, знаменитая позировка самой Жар-птицы…

Фото: Полина Зиновьева, «Областная газета»

Историки балета знают: фокинская «Жар-птица» была, образно говоря, как красивая открытка, с лубочными декорациями. Здесь — другое режиссерское решение, но визуально и уральский балет впечатляет (сценография и костюмы — художник-постановщик Ольга Меньщикова). Он сохраняет волшебный колорит русского былинного сказа в контрастном делении героев на добрых и заколдованных Кощеем (красные и черные жар-птицы), в необычном, приближенном к реальности, существовании на сцене животных, в присутствии гигантского вечевого колокола, который символизирует веру, надежду, любовь к земле своей. И ее, родную землю, невозможно предать, надо защищать. А защита, борение светлых и темных сил, представлена в танце — половецких плясках и танце русских богатырей. Кульминация же истории — отчаянное преодоление себя ради победы — это полет Ивана и Жар-птицы над сценой, над закатными облаками. Действительно, полет! Постановщики решили, что Жар-птица должна летать. И балерины… научились летать на специальных подвесах.

Фото: Полина Зиновьева, «Областная газета»

Ранее «Областная газета» писала о том, что в Екатеринбурге представили спектакль «Мифы и легенды Древней Руси».

Опубликовано в №59 (10166) от 21 марта 2025 года.

Добрые дела на высоте 10000 метров: Леонид Агутин и звёзды устроили благотворительный концерт над облаками

Игорь Матвиенко представит Россию в жюри международного конкурса «Интервидение-2025»

В Санкт-Петербурге начнутся показы анимационного сериала «Голоса Ленинграда»

Продвижение песен ВКонтакте. Продвижение музыки ВКонтакте.

Новости тенниса


Уимблдон

Шнайдер проиграла Парри во втором круге Уимблдона



Все новости по теме на сегодня

Игорь Стравинский в новостях



Обложка песни. Обложки альбомов песен.

Впервые за почти 50 лет: Александр Розенбаум решился на серьёзный шаг в своём творчестве

Музыка на высоте: Леонид Агутин и Socrat & Lera устроили благотворительный концерт на борту самолета по пути в Сочи

Елена Николаева раскрыла секрет дочери Волочковой


Музыкальные новости

Классика

Вся классика

Рок

Поп

Рэп

Барды

Джаз

Музыка

PR

Новости тенниса

Новости тенниса


Уимблдон

Алькарас пробился во второй раунд Уимблдона





Нашел себе прислугу: названа причина развода Шнурова с дочерью миллионера

Продвижение песен ВКонтакте. Продвижение музыки ВКонтакте.

"Выводки щенков". Снуп Догг высказался о 106 детях Павла Дурова и посоветовал ему "притормозить"

Главный молчун едет из США в Россию. Валерий Леонтьев. Сколько стоит "патриотизм"?



Poisk-Music.ru — тематический дочерний проект популярных новостных сайтов Life24.pro и BigPot.news о музыке, музыкантах, певцах, композиторах (слухи, сплетни, разговоры и дискуссии о музыке, культуре, жанрах, VIP-скандалы — в новостях и статьях). Тайны светской жизни звёзд — в кадре и за кадром шоу-бизнеса сегодня и сейчас. Новости о музыке, и не только...

Опубликовать свою новость по теме в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь


Rss.plus


Новости России


VIP

Продвижение песен ВКонтакте. Продвижение музыки ВКонтакте.



Все города России от А до Я

Moscow.media

Шоу-биз — сегодня и сейчас (ежесекундное обновление новостей) от более чем 20 000 независимых тематических источников информации онлайн! Мы собрали ВСЁ, что интересно по этому поводу — СЕГОДНЯ, а ещё больше новостей — здесь.



Новости России







Музыкальные новости