Иван Бессонов: «Классическая музыка требует остановки времени»

«Застываю над клавиатурой, как коршун над добычей»

Иван, ваш концерт в Казани прошел на ура, вы даже сыграли два биса. Но не обошлось и без пресловутых звуков мобильных телефонов. Вам такие помехи сильно мешают?

Сам концерт и правда прошел хорошо, казанская публика очень тепло принимала мое исполнение – я это чувствовал. Самое главное для меня – зал слушал музыку. Конечно, без звонков телефонов тоже не обошлось… Но мелодии из мобильников, кашель в зале, какие-то другие обычные для живых выступлений звуки – я это уже все воспринимаю как обязательный фон, как некий побочный эффект. Чем больше в зале собирается людей, тем выше вероятность того, что кто-нибудь обязательно закашляется или у кого-то зазвонит телефон, – это нормально.

В то же время убежден и в том, что лишние звуки могут помешать публике получить те впечатления, испытать те эмоции, за которыми она и пришла на концерт. Обычно же все случается не вовремя. Звучит музыка, вдруг в ней возникает тихое, проникновенное место, этакий сгусток энергии, обострение всех чувств до предела, когда нужно просто застыть. И я как исполнитель в этот момент застываю над клавиатурой, как коршун над добычей. И публика должна тоже затаить дыхание. И вот в такой, самый важный и ответственный момент тишину обязательно разрежет какая-нибудь развеселая мелодия из зала. Это, конечно, всегда меня расстраивает. Поэтому прошу, вежливо, но настойчиво, чтобы люди отключали звук на телефонах. Но, повторюсь, помешать мне исполнять музыку, сбить и тому подобное это не может – это уже давно норма для всех артистов.

Вы много ездите по стране и с сольными выступлениями, и играть с оркестрами. Публика в разных городах сильно отличается?

Не могу сказать, что люди везде одинаковые, так как есть очевидные различия в менталитете, в традициях. Но эмоции, как мне кажется, все испытывают схожие. Я вижу, например, что на мои концерты чаще ходят женщины, поскольку они больше склонны именно к эмоциональному восприятию и, соответственно, больше открыты к воздействию музыки. Если говорить про возраст, то, конечно, это более старшее поколение. Я это себе объясняю тем, что классическая музыка требует некой остановки времени. А молодежь так устроена, что жизнь у нас должна постоянно лететь вперед, в ней все время должно происходить движение. Конечно, и мои ровесники бывают разные. Но вся та беготня, что свойственна студенческой жизни, она не совсем совместима именно с классической музыкой. Конечно, у меня нет точной статистики, но воспринимаю я ситуацию именно так.

«Не могу сказать, что люди везде одинаковые, так как есть очевидные различия в менталитете, в традициях. Но эмоции, как мне кажется, все испытывают схожие»

Фото: предоставлено Татарской государственной филармонией им. Тукая

«На сцене с оркестром важно партнерство, единение»

Иван, а какие выступления вам больше нравятся – сольные или с оркестром?

Выступление с оркестром – это всегда в хорошем смысле слова представление, в ходе которого можно себе позволить большее с точки зрения эмоций. Не могу сказать, что когда играешь сольно, то это выходит менее эмоционально, но при выступлении в тандеме с оркестром у меня как солиста появляется задача в какой-то мере заряжать своей энергетикой не только слушателей в зале, но еще и музыкантов на сцене. Ведь и они, и дирижер должны отталкиваться от того, как то или иное произведение хочет играть сам солист. Поэтому при выступлениях с оркестром приходится тратить намного больше энергии. И не только физически, хотя звука давать нужно тоже больше (на сцене еще сто музыкантов, а ты один), прежде всего психологически.

Григорий Соколов, один из самых моих любимых пианистов, в какой-то момент вообще перестал играть с оркестрами. И объяснял это тем, что когда он играет сольно, то может сделать все, что захочет. А в игре с оркестром солисту постоянно приходится идти на компромиссы – и в интересах ансамбля, и в интересах дирижера, который может гнуть свою линию. Поэтому это не всегда бывает удобно. Но мне в последнее время везет, и я в основном играю с дирижерами, с которыми мне комфортно взаимодействовать. Это очень важно, потому что в противном случае могут возникать недопонимания. Даже если с виду, для публики, они будут и не заметны, то для меня будет очевидно, что ансамбль звучит не хорошо.

Я знаю, что само слово «концерт» вообще-то означает «соревнование». Но ничего общего с прямым переводом оно давно не имеет. В любом случае на сцене важно партнерство, единение, потому что если каждый начнет тянуть одеяло на себя, ничего хорошего из этого не выйдет, как в басне Крылова про лебедя, рака и щуку. На сцене всегда должен быть лидер, и в случае игры с оркестром этот лидер – солист.

«Именно на бисах солист может раскрываться по-другому»

С оркестрами вам также чаще приходиться играть бессмертную классику – Первый концерт Чайковского, Второй Рахманинова и т.п. Как вы каждый раз настраиваетесь на по факту для вас уже заезженную музыку?

Конечно, момент новизны окрыляет, вдохновляет и настраивает на творческие полеты и свершение. В то же время, когда ты выходишь в сотый раз играть концерты Рахманинова или Чайковского, самые исполняемые в мире в принципе, я их тоже уже около ста раз играл, с одной стороны, накапливается уверенность и появляется некое ощущение того, как все в итоге прозвучит, хотя, естественно, каждый раз все происходит по-разному. С другой стороны, безусловно, люди в зал приходят за откровением. Поэтому всегда настраиваю себя на то, чтобы музыка прозвучала словно и как в первый, и как в последний раз.

Ваш старший коллега – пианист Денис Мацуев как-то сказал, что у него в запасе больше двухсот бисов. А у вас уже сколько? И как, кстати, вы решаете, что вот сейчас под занавес будете играть именно такую музыку?

Бисы – это то, что звучит обычно после основной части концерта, но это та же самая музыка, это части тех же самых произведений, которые мы и так играем. Возможно, более эффектные, короткие по времени звучания, но это не что-то специально для таких случаев созданное. Например, сегодня в Казани я сыграл Прелюдию соль минор №5 из опуса №23 Рахманинова. Но этот опус целиком я тоже часто играю, то есть все отделение. Просто эта часть, сама прелюдия, для многих слушателей ценна, и поэтому она хорошо вписывается в формат бисов.

Если же считать, сколько у меня таких заготовок… Наверное, около двух десятков. Я всегда стараюсь заранее, перед концертом, их отобрать и подготовить, так как считаю, что это часть всего концерта. Для многих людей бисы – одна из важнейших частей концерта вообще. Потому что именно на бисах солист может раскрываться по-другому. После аплодисментов, на подъеме.

«Для многих людей бисы – одна из важнейших частей концерта вообще. Потому что именно на бисах солист может раскрываться по-другому. После аплодисментов, на подъеме»

Фото: предоставлено Татарской государственной филармонией им. Тукая

Какие произведения – сольные или с оркестром – у вас сейчас стоят в плане? Какие вы хотели бы сыграть?

Из того, что у меня уже стоит в графике и в афишах, это Третий концерт для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова, уже в феврале я должен буду его сыграть. Также в ближайших планах «Петрушка» Игоря Стравинского. Планов, на самом деле, очень много, но я не очень люблю про них рассказывать. Произведения же выбираю обычно только с точки зрения того, что мне больше всего нравится на данный момент времени. У меня так в жизни сложилось, что только два или три раза мне пришлось учить то, что не хотелось…

И что же это было?

Ну вот один раз это был Первый концерт для фортепиано с оркестром того же Рахманинова, который меня попросил выучить маэстро Валерий Абисалович Гергиев. Мне тогда очень этого не хотелось, но в процессе я всем сердцем полюбил эту музыку. Часто так случается, что произведение нужно прожить, тогда оно становится родным.

А технически сколько времени уходит на выучивание?

Трудно сказать. Конечно, есть произведения вроде «Мазурок» Шопена, которые можно выучить за час или даже быстрее. Они и короткие – минуты на две, и относительно простые – нот всего пару страниц. Полноценный концерт для фортепиано с оркестром, где 70 страниц нот только для солиста, приходится учить в среднем месяц.

Но, на самом деле, техническая сторона вопроса в данном случае не так важна, дело не в объемах нотного материала. Те же «Мазурки» Шопена или большой фортепианный концерт учить нужно всю жизнь. Я бы даже сказал, что такие вещи, как «Мазурки», сыграть сложнее, потому что это настолько тонкая, настолько необъяснимая словами музыка, что просто выучить нотный текст – недостаточно. Безусловно, это относится к любой музыке. Бывает, конечно, что в больших произведениях, особенно оркестровых, которые часто нацелены на эффект, как-то понятнее, что нужно делать. Понятно, что от тебя требует музыка. Но что-нибудь вроде миниатюр Скрябина или Рахманинова – это учить надо всю жизнь. И это не про тексты или технику. Надо с ними просто жить.

И последнее: как вы составляете программу сольного концерта?

Знаете, в России очень хорошие условия для артистов именно в плане формирования программ. В Европе, например, программу требовали чуть ли не за два года, и это очень мучительно для исполнителей. Всегда хочется играть, делиться со зрителями тем, к чему у самого душа лежит именно в конкретный момент времени. Как я могу угадать, какие у меня будут интересы через два года?

К счастью, в России филармонии хотя и тоже просят программу заранее, позволяют оставлять строчки в списке «под звездочкой». То есть дают возможность вносить в него изменения. Бывают такие моменты, когда приходится играть то, что сейчас в руках. За недостатком времени, чтобы выучить новое или вспоминать старое. Есть пианисты, которые могут сесть за рояль и часов десять просто играть без остановок. У меня, наверное, если с ходу, наберется музыки часа на три. А если дать мне день-два на подготовку, то часов на пять-шесть.

Фото на анонсе: страница Ивана Бессонова во «ВКонтакте»

Как Киркоров и Дорохов породнились: комедия «Братья» выходит при поддержке «Авторадио»

Рэпер Элджей заработал около тысячи штрафов за нарушение ПДД

Концерт в музее имени П.И. Чайковского

Жанна Бичевская: Я была и осталась Жанкой-хулиганкой!

Новости тенниса


WTA

«Испанцы никогда не умирают». Циципас о том, что Бадоса победила в номинации WTA «Возвращение года»



Все новости по теме на сегодня

Иван Бессонов в новостях



Рилсмейкер. Услуги Рилсмейкера.

«Больше никогда не буду чьей-то половиной»: мать Тимати рассказала о жизни после измены мужа

41-летний Тимати дал понять, что женился: поступок вечного холостяка, который не ждали

Гассеев предложил губернаторам развивать в регионах медицинский туризм


Спорт в России и мире

Классика

Вся классика

Рок

Поп

Рэп

Барды

Джаз

Музыка

PR

Новости тенниса

Новости тенниса


Australian Open

Лучший теннисист Эстонии чудом прошел на турнир первого Большого шлема





Владимир Пресняков удостоился ордена Почета

Певица МакSим и юные вокалисты из Школы искусств исполнили новогодний трек вместе с главным героем мультсериала «Детектив Финник»

Одно интервью русским. И в Италии форменный скандал: Певец Аль Бано сделал всех

Мать Тимати поведала, как пережала измену и развод: “Я больше никогда не буду чьей-то половиной”



Poisk-Music.ru — тематический дочерний проект популярных новостных сайтов Life24.pro и BigPot.news о музыке, музыкантах, певцах, композиторах (слухи, сплетни, разговоры и дискуссии о музыке, культуре, жанрах, VIP-скандалы — в новостях и статьях). Тайны светской жизни звёзд — в кадре и за кадром шоу-бизнеса сегодня и сейчас. Новости о музыке, и не только...

Опубликовать свою новость по теме в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь


Rss.plus


Новости России


Жизнь

Трагедия карабахцев: Ашот Бегларян. Колонна длиною в жизнь



Все города России от А до Я

Moscow.media

Шоу-биз — сегодня и сейчас (ежесекундное обновление новостей) от более чем 20 000 независимых тематических источников информации онлайн! Мы собрали ВСЁ, что интересно по этому поводу — СЕГОДНЯ, а ещё больше новостей — здесь.



Новости России







Музыкальные новости