Жизнеутверждающая меланхолия: 85 лет со дня рождения Джо Дассена

Песни этого исполнителя не приедаются, а для восприятия его творчества не обязательно знать французский. Пятого ноября одному из самых любимых на постсоветском пространстве западных эстрадных артистов исполнилось бы 85.

У французского певца американского происхождения (Джозеф Айра Дассен родился в Бруклине, штат Нью-Йорк) довольно парадоксальная судьба. Вернее будет сказать, что эта самая судьба распорядилась с музыкантом очень несправедливо, отведя ему в пантеоне великих мастеров эстрады довольно скромное место. Например, в самой известной французской энциклопедии «Ларусс» (своего рода аналог нашей «БСЭ»), равно как и в других аналогичных словарях, упоминание о Джо Дассене отсутствует. Это недоразумение представляется еще более вопиющим, учитывая заметный след и обширный репертуар, оставленные Дассеном в истории популярной культуры.

Если подавляющему большинству наших соотечественников имя этого человека прекрасно известно, то среднестатистический француз (прежде всего молодого поколения) на наводящий вопрос, с большой долей вероятности, недоуменно пожмет плечами. Не потому даже, что слабо знаком с творчеством Джо, а просто по той причине, что вообще плохо представляет себе, кто это такой.

У известного французского поэта Клода Лемеля, близкого друга музыканта, написавшего слова ко многим знаменитым песням из его репертуара (среди которых Et si tu n'existais pas, Salut, Le Jardin du Luxembourg, A toi, Salut les amoureux, La fleur aux dents, Et l'amour s'en va, Ca va pas changer le monde и многие другие), есть свое мнение относительно подобного упущения.

В своих воспоминаниях о Дассене Puisque tu veux tout savoir («Раз уж ты хочешь все знать») Лемель, в частности, отмечает: «Джо не обладал хваткой, необходимой в мире шоу-бизнеса, не любил рекламной шумихи. Он терпеть не мог все, что хоть отдаленно напоминало идолопоклонство. Он придавал большее значение своей профессии популярного певца, чем собственной персоне, много раз говорил: «Когда я умру, вышвырните мои кости в мусорный бак»... Вокруг Джо не было никакого ажиотажа. Он мог спокойно выйти из шикарных отелей, не вызывая (у окружающих. — «Культура») ни малейшей истерии, ни малейшего возбуждения, ни малейшего волнения. Нормальный человек, каким он всегда хотел оставаться. Спокойно садился в свой автомобиль и отправлялся заниматься своим ремеслом «развлекателя публики», как он любил себя называть»...

Просто «развлекатель публики» — это много или мало? На данный вопрос каждый ответит себе сам, неоспоримо лишь одно — развлекать можно по-разному. Джо делал это ненавязчиво, неброско, а, проще говоря, — спокойно. Именно спокойствие — одно из ценнейших, пусть и не столь заметных, на первый взгляд, качеств, свойственных всей артистической манере этого щуплого, кучерявого, с едва заметным косоглазием, певца...

Здесь уместно сделать небольшое лирическое отступление. Знаете, почему во Франции практически нет тяжелого рока — в классическом, общепринятом понимании этого термина? Причина не только в том, что в отношениях между англоговорящими (как известно, отцами-основателями рок-музыки) и франкоговорящими людьми веками сформировался некий синдром любви-ненависти, изначально подразумевающий подозрительное отношение к тому, что делает «сосед». А то и вовсе его нововведения порой отвергающий. Но и в том, что рок по определению предполагает форсированную, напористую вокальную подачу. К тому же, английский язык располагает определенными фонетическими особенностями, гладко и естественно укладывающимися в эстетику рок-н-ролла. Так уж исторически сложилось.

Французский же таких особенностей лишен. В самом деле, довольно странно, а порой и вовсе нелепо бывает слышать пропеваемые французские слова, исполненные с неистовым надрывом, под брутальное сопровождение «перегруженных» гитар и громогласных барабанов. Поэтому во Франции музыкальные приоритеты несколько иные. Да, эта страна подарила миру несколько зычных артистов, прежде всего, прекрасного пола — Эдит Пиаф, Мирей Матье, Патрисия Каас, — но, в основном, там более в чести спокойные, «ненапряжные» композиции, по обыкновению именуемые шансоном (не путать с тем, что подразумевают под данным термином в современной России).

И именно классические шансонье — Жорж Брассенс, Шарль Трене, Жак Брель, Шарль Азнавур, Серж Генсбур, Энрико Масиас — традиционно находятся во Франции в наибольшем почете. Но Джо Дассен из этого условного ряда несколько выпадает. Его трудно назвать стопроцентным шансонье — он самый что ни на есть классический эстрадный певец. А для непритязательного французского меломана это выглядит несколько «попсово» (именно такое определение применительно к нашему герою автор этих строк слышал из уст носителей французского языка). К тому же, не последнюю роль здесь играет и то обстоятельство, что, возможно, во Франции Дассена так и не научились принимать за «своего»: повторимся, родным языком для Джо всегда был английский. «Американец по национальности, француз в душе», — так он любил говорить о себе.

Но все это не столь важно: в конце концов, со своими вкусовыми пристрастиями жители Франции разберутся сами. Нам же куда ценнее другое: не будучи щедро обласкан лаврами, титулами и паблисити «там» (даже наиболее успешные с коммерческой точки зрения альбомы Джо максимум добирались до середины национального Top 10), в Советском Союзе Дассен был однозначно самым любимым французским певцом.

Две его долгоиграющие пластинки и несколько «миньонов» официально выпускались (и впоследствии неоднократно переиздавались) фирмой «Мелодия»; его концерт (к сожалению, единственный в России) был «изюминкой» открытия гостиницы «Космос» в 1979 году; фрагменты его выступлений демонстрировались на советском телевидении; песни из репертуара певца «Если бы не было тебя», «Привет», «Бабье лето», «Елисейские поля» брались на вооружение отечественными ВИА и перепевались с русским текстом (пусть не всегда повествующем о том, о чем велась речь в оригинале)...

Словом, популярность Джо Дассена была в СССР запредельной. Думается, в поисках ответа на вопрос, почему этот симпатичный артист особенно полюбился именно нашему слушателю, долго ломать голову не придется. Трепетная любовь российских людей к запоминающимся мотивам известна испокон веков: за красивую, внятную, запоминающуюся мелодию отечественный любитель музыки готов простить многое — и не самый обширный вокальный диапазон, и некую «слащавость» подачи, и собственное незнание языка. А у Дассена, успевшего за пятнадцатилетнюю карьеру выпустить 17 студийных альбомов, нет ни одной немелодичной песни. Гениальные, выдающиеся, хорошие, посредственные, проходные — всякие были в карьере артиста, но не было такой, которая не оседала бы в памяти.

И здесь мы возвращаемся к тому, что делало Дассена Дассеном, а именно к его обезоруживающе спокойной, доверительной манере исполнения. Ибо важно не только то, что человек поет, но и то, как он это делает. У Джо был отличный голос и тончайший слух (по воспоминаниям современников, любая фальшь, будь то вокальная или инструментальная, доставляла артисту чуть ли не физическую боль), и он прекрасно знал, как ими пользоваться. В его богатом репертуаре были и такие песни, где он, что называется, «брал ноты», но музыкант всегда отдавал себе отчет, в чем именно состоит его певческое «форте».

Будучи уравновешенным, добродушным и даже меланхоличным человеком, Дассен и песни сочинял и исполнял под стать своему внутреннему «я». Но то была меланхолия особого свойства — лишенная уныния, жизнеутверждающая. Джо полагал главной задачей своей профессии создание таких песен, которые помогали бы жить. «У меня хватило бы мозгов написать политико-экономическую диссертацию по проблемам додекафонии, но вот сочинить популярную песню — тут уж надо попотеть!» — говорил он.

Упоминавшийся выше Клод Лемель вспоминал: «Джо считал миссию и профессию исполнителя популярной песни прекрасной и благородной. Таково было его глубокое убеждение, таково было его философское осмысление профессии, призванной развлекать людей. Именно поэтому он много требовал и от всех своих сотрудников, без различий: от авторов текстов, композиторов, музыкантов до звукооператоров и осветителей. Он много спрашивал с других, чтобы как можно больше получил слушатель, зритель. Вот в этом и заключалась его настоящая проблема: он никогда не чувствовал себя на высоте, никогда не был доволен собой».

Возможно, подобное искреннее саморефлексирование, перфекционизм, граничащий с отчаянным самокопанием, вкупе с проблемами сугубо личного характера (последние месяцы жизни музыканта были омрачены перенесенным инфарктом, а также судебными тяжбами с супругой, с которой разводился, и с которой не мог поделить детей), сыграли свою трагическую роль в том, что жизнь музыканта оборвалась так рано. Шумы в сердце, обнаруженные у Джо еще при рождении, вырвались наружу за два месяца до 42-летия музыканта, в августе 1980-го: певец мгновенно умер от сердечного приступа во время обеда в ресторане «У Мишеля и Элианы», на Таити...

Учитывая тот высочайший КПД, которым отмечен творческий путь Дассена, можно с большой долей уверенности предположить, что новые работы музыканта, как минимум, не разочаровали бы. Тем более, что многие, знавшие певца лично, сходились во мнении, что он ушел как раз в тот момент, когда должен был возродиться к жизни — как личной, так и творческой. Однако, и без сослагательных наклонений и предположений, наследие, оставленное «трубадуром Елисейских полей», рисует нам целостный и исчерпывающий портрет незаурядного мастера. 

Фотографии: Amid/ABACA/PHOTO/ТАСС.             

Певица Акула тайно вышла замуж за композитора Бабаева

Блогер Николай Соболев сделал пересадку волос

В российском посёлке назвали улицу в честь Курта Кобейна

Самодиагностика по языку: доктор Кутушов назвал неочевидные признаки болезней

Новости тенниса


Даниил Медведев

Теннисист Даниил Медведев победил Касидита Самрея ценой ракетки



Все новости по теме на сегодня

Джо Дассен в новостях



«Жена»: Волочкова заговорила о тайной свадьбе с молодым любовником

«Башка у тебя дырявая, Андрюш», — Шура обратился к Губину на фоне отказа работать из-за болезни

Певица Акула тайно вышла замуж за композитора Бабаева

Блогер Николай Соболев сделал пересадку волос


Музыкальные новости

Поп

Весь поп

Рок

Рэп

Классика

Музыка

PR

Новости тенниса

Новости тенниса


Анна Калинская

Теннисистка Калинская снялась с матча и покинула Australian Open — 2025





А вы знали? В Нижнем Тагиле жил участник культовой группы «Ласковый май», который первым исполнил мега-хит «Розовый вечер», выступление легендарного танцора Махмуда Эсамбаева вызвало невиданный ажиотаж, а Лариса Долина едва не отказалась выходить на сцену на юбилее КРЗ  

Блогер Николай Соболев сделал пересадку волос

Растратившему состояние Джастину Биберу придется покинуть жену и ребенка

Обвиняемые в хищении 1,7 млн рублей у Волочковой не признают вину



Poisk-Music.ru — тематический дочерний проект популярных новостных сайтов Life24.pro и BigPot.news о музыке, музыкантах, певцах, композиторах (слухи, сплетни, разговоры и дискуссии о музыке, культуре, жанрах, VIP-скандалы — в новостях и статьях). Тайны светской жизни звёзд — в кадре и за кадром шоу-бизнеса сегодня и сейчас. Новости о музыке, и не только...

Опубликовать свою новость по теме в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь


Rss.plus


Новости России


VIP

Блеск благородного металла и много денег на «Авторадио»



Все города России от А до Я

Moscow.media

Шоу-биз — сегодня и сейчас (ежесекундное обновление новостей) от более чем 20 000 независимых тематических источников информации онлайн! Мы собрали ВСЁ, что интересно по этому поводу — СЕГОДНЯ, а ещё больше новостей — здесь.



Новости России







Музыкальные новости