Кирилл Рихтер: Если не будет существовать музыки, наверное, не будет существовать человека, и наоборот
АрмИнфо. Известный пианист и композитор Кирилл Рихтер вместе со своим ансамблем Richter Trio впервые выступит перед армянским зрителем. Концерт в Ереване состоится 21 апреля, в 19:00, в Концертном зале им. А. Хачатуряна.
В преддверии концерта корреспондент АрмИнфо направил несколько вопросов музыканту.
Кирилл, учитывая, что Вы тесно связаны с литературой, и часто черпаете вдохновение из литературных источников, какой рассказ будет представлен ереванскому зрителю во время концерта ?
Да, я использую литературные источники очень часто. Например, одно из последних сочинений для фортепианного трио называется Seven Ages - Семь возрастов. Это семь возрастов человека из очень известной поэмы "As you liked it" Уильяма Шекспира. В этой поэме есть известный многим монолог одного из персонажей Жака: Весь мир театр, а люди в нем актеры. Это история про жизнь и смерть каждого человека.
В концертном зале Арама Хачатуряна мы не представим программных вещей, мы исполним плейлист из самых известных сочинений, самых удачных, на мой взгляд. И есть история, которая связывает каждую из этих пьес, это история о людях. Потому что, думаю, я даже больше антрополог, чем композитор.
Шучу, конечно, но я действительно изучаю людей, и мне хочется найти в своем творчестве, в своей музыке, и отобразить те вещи, которые нас больше связывают. В том числе и те вещи, которые делают нас разными. Но это в целом, да, это музыка и это история о людях.
Мне известно, что у Вас образование не музыкальное, Вы учились на факультете ядерной физики, потом в Британской школе дизайна. Как Вы считаете, если бы не музыка, сейчас мир бы знал великого физика или дизайнера Кирилла Рихтера?
Знал ли бы мир великого физика? (смеется) Очень сильно сомневаюсь. Я был очень хорошим студентом, но знания мои, конечно, совершенно нерелевантны текущему срезу открытий. И, собственно, после Бозона Хиггса и всего прочего нужно получать новую ученую степень .
Дизайнера - возможно, потому что я до сих пор очень слежу за тем, что происходит в мире и в индустрии: дизайн одежды, дизайн интерьера и так далее. Для меня это лишь еще один визуальный язык коммуникации. Это очень важно, и когда я создаю сценографию к своим выступлениям, и то, как выглядит коллектив, конечно, это все месседж, который глупо было бы не использовать. Это дополнительное топливо, дополнительный смысл, который помогает людям понять то, что происходит на сцене. Не просто абстрактное, отдельное, оторванное от мира искусство музыки.
А влияет ли условный физик Рихтер на композитора Рихтера?
Влияет скорее образовательная парадигма, которую я прошел, первая и вторая,
на то, что я делаю сейчас. Это способ работы, это способ исследования, research-а, способ того, как я отображаю все это графически на бумаге, на своей стене. То, что я ищу для своего вдохновения, какие книги я читаю, какие литературные источники и так далее, и так далее. Все это влияет, конечно, это неизгладимый след, который оставляет, мне кажется, на каждом человеке его образование.
В одном из недавних интервью Вы заявили, что соревнуетесь с собой, а не с кем-то другим, и хотите быть лучше себя. На каком этапе этого соревнования Вы сейчас находитесь?
На том же этапе, как и всегда: Ты всегда каждый день чуть лучше, чем предыдущий, стремишься к чему-то повыше чуть-чуть, к чему-то получше чуть-чуть. Это странный, мне кажется, взгляд на мир. У меня никогда не было авторитетов, у меня никогда не было кумиров. А вернее так, я всегда находил admiration, обожание одинаковое во всех. И неважно, были ли это великие люди или это были люди, которых не считает общество великими, для меня не приложено одно - я могу научиться у любого человека. И именно поэтому я говорил, что мне интересен только прогресс в моей внутренней, в моей личной истории.
На каком этапе я нахожусь, - на том же этапе, что и был, когда я был мальчиком из военного городка, никому неизвестным. На таком же этапе, такие же мечты, такие же любови и такие же смыслы.
Я, кстати, вообще считаю, что эта вся история с competition, как сказать, с соревновательностью, она переоценена. И иногда нужно просто быть. И это дает тебе спокойствие, это дает тебе понимание того, что ты делаешь. Особенно в нашем мире, когда все настолько сумасшедшим образом переплетено и происходит за мгновение, за какие-то миги.
А вот в нашем мире, таком технологическом, цифровом, какое место занимает классическая музыка? В чем её сила и миссия сегодня?
Классическая музыка это константа. Но константа, к которой я бы подходил с уважением и с любовью, а не с каким-то благоговейным трепетом и челобитьем. Потому что существует огромное количество новых жанров, которые появились после классической музыки, которые, на мой взгляд, не менее ценны, не менее интересны. И этот факт, что академическое сообщество долгое время игнорировало такое явление, как появление новых жанров, это ошибка академического сообщества.
В чем сила и миссия сегодня классической музыки, на мой взгляд, сохранить понимание какой-то чистейшей красоты, чистейшей эстетики, этих возвышенных идеалов, к которым стремится, видимо, наша душа. А какая миссия современной инструментальной музыки, которой я занимаюсь, видимо, исследовать лимиты того, что может делать человек с акустическим инструментом своими руками.
А каким Вам видится мир без музыки?
Мир без музыки был бы ужасно скучным, полным зла и отсутствием света, на мой взгляд. Музыка – это искусственное создание человека, это то, что создано только человеком. Это не случайный набор звуков, это не теория хаоса. Это сложенные в смысл, в порядок звуки, мелодии, гармонии. Если не будет существовать музыки, наверное, не будет существовать человека, и наоборот.
Кирилл, а Вы считаете себя успешным? Если да, то в чем, на Ваш взгляд, секрет Вашего успеха?
Думаю, что считать меня успешным будут другие люди. Для себя самого я в целом нахожусь на своем пути. У меня есть задачи и их нельзя сделать в один год. Мне это нравится, я это люблю, и для меня это кажется личным успехом. Думаю, что у меня столько идей, что всей жизни хватит на реализацию.
В чем секрет моего успеха? Я очень много работаю, думаю, что это самое важное. Я работаю больше, чем остальные, и у меня мульти дисциплинарный подход, я вижу все с разных сторон. Я понимаю себя и людей, наверное, так. Через эти вещи ты можешь сделать очень много, ты можешь понять актуальность того, что ты делаешь. А если ты понимаешь актуальность, то тогда, наверное, это успех. Наверное, это приносит успех. Для меня это часть жизни. Это как в той шутке, найдите хобби, которое будет вашей работой, и вы никогда не будете работать. Видимо, такая история.
Благодарю за разговор.