Гитарист Kiss Эйс Фрили (Ace Frehley) скончался в возрасте 74 лет
Эйс Фрили (Ace Frehley), неистовый участник Kiss, который играл на гитаре в период расцвета группы в семидесятые и снова в период воссоединения в девяностые, вдохновив целое поколение музыкантов на то, чтобы они взяли в руки этот инструмент, скончался 16 октября в Морристауне, штат Нью-Джерси. Ему было 74 года.
Лори Лусарариан (Lori Lousararian), представитель Фрили, объяснила его смерть “недавним падением в его доме”, хотя конкретная причина смерти на данный момент не была известна.
“Мы полностью опустошены и убиты горем”, - говорится в заявлении семьи Фрили. “В его последние минуты нам посчастливилось окружить его любовью, заботой, мирными словами, мыслями, молитвами и намерениями, когда он покидал эту землю. Мы бережно храним все лучшие воспоминания о нем, его смех и отмечаем его сильные стороны и доброту, которые он дарил другим. Его уход из жизни имеет грандиозные масштабы и находится за пределами понимания. Учитывая все его невероятные жизненные достижения, память об Эйсе будет жить вечно!”
В конце сентября Фрили отменил концерт на выставке Antelope Valley Fair в Ланкастере, штат Калифорния, после того, как у него дома произошло еще одно падение, из-за которого ему пришлось отправиться в больницу. “С ним все в порядке, - говорится в сообщении для фанатов, - но, вопреки его желанию, его врач настаивает на том, чтобы он воздержался от поездок в это время”. В субботу Фрили перенес оставшиеся даты 2025 года из-за неустановленных “текущих проблем со здоровьем”.
Джин Симмонс и Пол Стэнли (Gene Simmons and Paul Stanley) были основными авторами песен в Kiss, но гитарные способности Фрили и отношение рок-звезды были ключевыми составляющими успеха группы. Как автор песен, Фрили написал “Холодный джин”, “Паразит”, “Шокируй меня”, “Поговори со мной” (“Cold Gin,” “Parasite,” “Shock Me,” “Talk to Me,”) и другие любимые песни фанатов. Симмонс, Стэнли, Фрили и барабанщик Питер Крисс ( Simmons, Stanley, Frehley, and drummer Peter Criss) были введены в Зал славы рок-н-ролла в 2014 году.
“Мы опустошены кончиной Эйса Фрили”, - говорится в совместном заявлении Симмонса и Стэнли. “Он был важным и незаменимым рок-бойцом на протяжении нескольких наиболее важных этапов становления группы и ее истории. Он есть и всегда будет частью наследия Kiss. Наши мысли с [женой Фрили] Джанетт (Jeanette), [его дочерью] Моник (Monique) и всеми теми, кто любил его, включая наших поклонников по всему миру”.
Ребенком, выросшим в Бронксе, Фрили разрывался между легкой атлетикой и рок-музыкой. Но после нескольких неудачных ударов на футбольном поле на него снизошло озарение. “Это чушь собачья”, - вспоминал он позже. “Мои руки слишком важны. Гитара стоит на первом месте”.
В 16 лет он еще больше уверился в этом, когда увидел The Who и Cream в театре RKO на Манхэттене. “The Who действительно вдохновили меня на театральный рок”, - сказал он. “Когда я увидел их, это меня просто поразило. Я никогда не видел ничего подобного. Это был большой поворотный момент.”
В конце шестидесятых и начале семидесятых Фрили играл в ряде неудачных групп, пока не наткнулся на объявление в Village Voice, которое навсегда изменило его жизнь: “Требуется ведущий гитарист с талантом и таланкой. Альбом скоро выйдет. Пожалуйста, не тратьте время впустую”.
Не имея возможности оплатить проезд на такси, мать отвезла его на репетицию в Kiss в Квинсе. Симмонс, Стэнли и Крисс сначала смеялись над его расклешенными брюками и разноцветными ботинками. Смех прекратился, когда они показали ему свою новую песню “Deuce”. “Я просто пел соло на протяжении всей песни”, - вспоминал Фрили. “Они все улыбались. Мы спели еще несколько песен, а потом они сказали: "Нам очень нравится, как вы играете. Мы вам позвоним”.
На тот момент у группы даже не было названия. И их первые попытки создать сценический грим не совсем удались. “Мы нанесли макияж, но это был не макияж Kiss, а женский макияж, как у New York Dolls”, - сказал Фрили в интервью Rolling Stone в 1976 году. “В то время куклы были в моде, и мы всегда хотели быть на их месте, потому что в то время мы были никем. Но физически мы не были похожи на the Dolls, которые были маленькими, худощавыми парнями, поэтому мы решили проявить себя в черном и серебристом цветах”.
Яркий сценический грим и помпезное шоу группы сразу привлекли к ней внимание, когда они начали выступать в Нью-Йорке в 1973 году. Но они не добились массового успеха, пока в 1975 году не вышел их концертный альбом Alive!. Для части молодых фанатов Фрили был самым крутым участником группы. “Когда я играю на гитаре на сцене, это все равно что заниматься любовью”, - сказал он в интервью Rolling Stone в 1976 году. “Если ты хорош, то каждый раз получаешь удовольствие”.
Но прошло совсем немного времени, прежде чем появились тяжелые наркотики. “В студии с [продюсером] было так много кокаина Боб Эзрин, это было безумие”, - вспоминал Фрили в интервью Rolling Stone в 2015 году. - А до этого я даже не употреблял кока-колу. Мне нравилось пить. Но как только я начал употреблять кока-колу, мне действительно понравилось пить больше и дольше, не теряя сознания. Так что я действительно отправился на гонки. Я усложнял себе жизнь, потому что очень часто приходил домой с похмелья, а иногда даже не появлялся”.
В 1978 году, когда все участники Kiss выпустили сольные альбомы в один и тот же день, одноименный альбом Фрили, как сообщается, разошелся самым большим тиражом благодаря его каверу на песню Расса Балларда (Russ Ballard) “New York Groove”, которая стала его фирменной песней.
И по мере того, как в конце семидесятых группа становилась все более успешной, а аудитория группы становилась все моложе, Фрили становилось не по себе. “Мы были группой тяжелого рока, - сказал он в интервью Rolling Stone в 2015 году, - а теперь у нас в первом ряду сидели маленькие дети с коробками для ланча и куклами, и мне приходилось беспокоиться о том, чтобы не выругаться в микрофон. Это превратилось в цирк”.
В этом цирке также было много закулисных баталий, вызванных употреблением Фрили наркотиков и алкоголя, а также решением группы использовать сессионных гитаристов для записи некоторых треков. К 1982 году Фрили просто устал. “Я был в замешательстве”, - вспоминал он позже. “Я думал, что если останусь в этой группе, то покончу с собой. Я возвращался домой со студии, и мне хотелось врезаться на своей машине в дерево. Я имею в виду, что я отказался от контракта на 15 миллионов долларов. Сегодня это было бы около 100 миллионов долларов. И мой адвокат посмотрел на меня так: ”Ты что, спятил?"
В восьмидесятых годах он создал группу Frehley's Comet и выпустил два альбома under-the-radar. Но краткое воссоединение Kiss на специальном концерте MTV Unplugged 1995 года привело к масштабному воссоединительному туру в 1996 году, в ходе которого четыре первоначальных участника вернули себе грим, отряхнули старые песни и вернулись на стадионы по всему миру.
В 1998 году они записали новый студийный альбом Psycho Circus, но Фрили сыграл только на одном треке. “Меня не пригласили в студию”, - сказал он в интервью изданию Ultimate Classic Rock в 2014 году. “Когда вы слышите, как Пол и Джин говорят об этом, они говорят, что я не пришел. Причина, по которой меня нет ни в одной песне, в том, что меня не пригласили. Они пытались создать впечатление, что я отсутствовал”.
Он в очередной раз покинул группу в 2002 году после завершения прощального тура. Его заменил Томми Тайер (Tommy Thayer), который использовал свой фирменный грим Spaceman и повторил все его гитарные партии. “Томми играл правильные ноты, но у него не было нужной развязности”, - сказал Фрили гитаристу в 2014 году. “У него просто нет такой же техники, как у меня”.
За последние два десятилетия Фрили много гастролировал как сольный исполнитель и отыграл множество концертных программ, в которых звучала классическая музыка Kiss. Его последнее выступление состоялось в прошлом месяце в Providence, театре Uptown на Род-Айленде, где Фрили, конечно же, закончил “Rock and Roll All Nite”.
В интервью журналу Rolling Stone в 2013 году Фрили рассказал о горячей преданности фанатов группы. “У меня много преданных фанатов”, - сказал он. “Фанаты Ace Frehley и Kiss - величайшие фанаты в мире. Они всегда были рядом во время моих взлетов и падений. Моя жизнь была похожа на катание на американских горках, но каким-то образом мне всегда удавалось удержаться на ногах и продолжать играть на гитаре”.