«Был бы отправлен на пятерочку»: Константин Кинчев об инциденте 1987-го
Фронтмен группы «Алиса» и член Ленинградского рок-клуба рассказал в интервью 5-tv.ru, что мог попасть в тюрьму на пять лет из-за проблем с властями СССР в конце 80-х. Тучи над Кинчевым начали сгущаться 17 ноября 1987-го, когда перед концертом в ленинградском дворце спорта «Юбилейный», музыкант подрался с милиционерами. Стражи порядка не хотели пускать его беременную жену за кулисы. После потасовки перед началом исполнения песни «Эй, ты, там, на том берегу», Константин произнес:
«Следующая песня посвящается иностранным гостям, если оные есть в зале… а также ментам и прочим гадам!»
Музыкант рассказал, что его предупреждали о подготовке провокации.
«Меня предупреждали, что будет создана провокация, она и была создана, поэтому ничего удивительного в этом не было. То есть, была подготовленная акция, которую инициировали обком партии и обком комсомола, и была всецело поддержана милицией Санкт-Петербурга. Поэтому вот это все закрутилось-завертелось», — рассказал Кинчев.
Спустя пять дней молодежный ленинградский журнал «Смена» опубликовал статью «Алиса с косой челкой». Лидера рок-группы обвинили в пропаганде нацизма и провокации беспорядков. Артисты «Ленконцерта» обвинили Кинчева в неуважении к публике. После того как инцидент широко осветили на телевидении и в прессе, проблемы начались не только у Константина, но и у всей группы «Алиса». У рокеров появились большие сложности с организацией концертов.
<<<СМОТРИТЕ ВСЕ САМОЕ ГЛАВНОЕ И ИНТЕРЕСНОЕ О ЛЕНИНГРАДСКОМ РОК-КЛУБЕ НА СТРАНИЦЕ СПЕЦПРОЕКТА>>>
Кинчеву предъявили обвинение в «злостном хулиганстве», но отпустили под подписку о невыезде. Предписание он нарушил и уехал выступать в соседний Псков. Когда он вернулся в Ленинград, Константина задержали на семь суток, а группе «Алиса» запретили выступать полгода! Суд состоялся 11 июля 1988-го. После прослушивания аудиозаписи концерта в ноябре 1987-го, судья подтвердил несостоятельность обвинений в пропаганде нацизма. «Дело Кинчева» было прекращено, а самого рокера предали на поруки Ленинградскому рок-клубу. Музыкант рассказал, что если бы не помощь руководителей организации, он мог бы сесть в тюрьму на пять лет.
«Я без помощи рок-клуба был бы отправлен на пятерочку. <…> В общем-то, там можно было бы порешать со мной все вопросы. Но благодаря тому, что рок-клуб в лице Коли Михайлова, Нины Александровны Барановской, Джорджа Гуницкого впряглись за меня. Удалось им меня отстоять с идиотской формулировкой: меня передали на поруки трудовому коллективу, а именно Ленинградскому рок-клубу», — поделился он.
Но несмотря на инцидент 1987-го и скандальную репутацию группы, Кичев отметил, что с цензорами и сотрудниками госбезопасности, он ни разу не встречался. Музыкант признался, что ему даже обидно. Группа «Алиса» обходила советскую цензуру своими методами.
«Цензоров мы обходили легко и непринужденно: эпиграфами к произведению и посвящением», — вспоминал Константин Кинчев.
Например, песня «Мое поколение», которая стала гимном поклонников группы, была приурочена к важному событию. Чтобы получить разрешение на исполнение песни, Кинчев посвятил композицию трудовому движению рабочих Сан-Франциско за свои права. Благодаря этому все проходило «без сучка и задоринки», поделился Константин.