Мы в Telegram
Добавить новость

Дирижер Чижевский: Гендель — «Игорь Крутой» музыкальной эпохи барокко

Дирижер Филипп Чижевский — музыкальный «хулиган» с классическим консерваторским образованием.

Дирижер Филипп Чижевский — музыкальный «хулиган» с классическим консерваторским образованием. Он переворачивает представление о хрестоматийных произведениях, при этом не выкидывая из партитур ни одной ноты. Вместе с вокально-инструментальным коллективом Questa Musica 24 декабря маэстро исполнит произведения, посвященные празднику Рождества. Концерт в одном из самых атмосферных залов Москвы — Соборной палате — стал отправной точкой интервью дирижера для ФАН.

— Программа получилась очень разнообразной, но отнюдь не эклектичной. А средневековая музыка Египта — это вообще из разряда раритетов. Она раздвигает представление о стране, куда наши люди отправляются нередко на Рождество, чтобы греться у моря и загорать?

— Драматургия программы проста. Концерт посвящен Рождеству — празднику, который отмечают давно и по всему миру. Поэтому хотелось охватить обширную часть музыки христианского мира, насколько это возможно в рамках одного музыкального вечера. Мы исполним сочинения эпохи Средневековья, музыку Византии и Египта — речь идет о Коптской православной церкви в Александрии. Конечно, будет русская музыка: знаменный распев, ранний партес с его шикарным хоровым многоголосием. Его можно считать аналогом западноевропейского ренессанса.

— Где находите редкие ноты?

— Это адаптированные расшифровки песнопений. Нам помогает друг, Евгений Скурат, который занимается ранней музыкой. И когда появляются мысли исполнить такого рода сочинения на концертах — обращаемся к нему. Сейчас эта музыка находится в андеграунде, практически не исполняется на больших площадках.

— На финал Вы поставили одно из самых известных сочинений французского композитора эпохи Барокко — Марка-Антуана Шарпантье, его Полуночную рождественскую мессу. Чем Вы объясните огромную популярность музыки Барокко в нашей стране в последние годы?

— Мы сейчас отчасти живем в эпоху барокко, а точнее — ренессанса. Эстетика той эпохи созвучны современному времени. Эпатаж и эклектика и тогда, и сейчас были в фаворе. В рок-музыке XX века в композициях всегда был мощный бас. В барочной музыке виолончели и контрабасы играли короткие ноты перкуссивно, ритмически организовывая партитуру. Сочинения [Георга Фридриха] Генделя хорошо запоминаются с первого раза и слушаются так же легко, как, например, хиты группы АВВА.

Дирижер Чижевский: почему Гендель — Крутой, о приоритете баскетбола и работе с Богомоловым

— В этом секрет популярности Генделя?

— Гендель предвидел, что будет актуально в следующем сезоне. Он знал, что напишет именно ту мелодию, которую все будут распевать. Гендель сочинял барочные хиты и был как Игорь Крутой, чьи шлягеры знают сегодня все.

— Именно музыка Генделя дала рождение новому творческому союзу дирижера Филиппа Чижевского и режиссера Константина Богомолова. В 2018 году в Москве состоялась громкая премьера вашей совместной постановки «Триумф времени и бесчувствия». Как вы оказались в одном проекте?

— Нас познакомил Антон Александрович Гетьман. Тогда он был директором музыкального театра имени Станиславского и Немировича — Данченко (с осени 2020 года он директор Московского театра Новая опера имени Колобова. — Прим. ФАН).

Дирижер Чижевский: почему Гендель — Крутой, о приоритете баскетбола и работе с Богомоловым

— Богомолов до этого не ставил оперные спектакли. Вас это не смутило?

— Я до личного знакомства с Константином Богомоловым не видел ни одного его спектакля. Но потом, в процессе общения с Костей, я стал интересоваться его работами в драматическом театре. Остался под большим впечатлением от его неоднозначной постановки в Электротеатре Станиславский «Волшебная гора» (премьера состоялась в 2017 году. — Прим. ФАН). Богомолов — сложный, думающий, озорной, рефлексирующий и, что примечательно, музыкальный человек. Одним словом — талантливый художник, и мне интересно с ним работать. Я не считаю, что режиссеру, ставящему оперу, нужно обязательно иметь музыкальное образование. Конечно, если оно есть, то это точно плюс. Хорошо, когда есть навыки чтения партитуры и понимание, что певца, условно говоря, не нужно ставить на голову в той мизансцене, где ему предстоит петь сложный пассаж.

— В этом году Вы с Богомоловым поставили оперу «Кармен» Жоржа Бизе в Пермском театре оперы и балета. Чья была идея одну из самых популярных в мире опер отдать на откуп двум мастерам высокохудожественных провокаций на сцене?

— Предложение сделать постановку «Кармен» поступило от Пермского театра оперы и балета.

— Многие Ваши проекты выглядят радикально, балансируя на грани эпатажа. Может быть, пожизненную прививку от дурного вкуса и звездной болезни Вы получили еще в детстве в легендарном Хоровом училище имени Свешникова?

— Я учился в хоровом училище имени Свешникова с шести лет, начиная с подготовительной группы. Родители мои — скрипачи. По понятным причинам они хотели, чтобы я тоже играл на скрипке. При этом я был очень подвижным ребенком: достаточно было отвернуться взрослым, и я уже мог убежать от них на метров двести. Мама решила, что отдаст меня на годик в хоровое училище, которое славилось не только высочайшим уровнем преподавания, но и строгой дисциплиной. А уже в семь лет планировалось отдать меня на скрипку в «гнесинскую десятилетку» или ЦМШ ( Центральная музыкальная школа при Московской консерватории. — Прим. ФАН). После года обучения в хоровом училище мама спросила, продолжу ли я обучение или нет. Я твердо сказал, что остаюсь, потому как у меня здесь друзья.

— Что такого есть в хоровом училище, чего нет в других музыкальных учебных заведениях?

— Уникальная атмосфера и возможность с первых классов ездить на гастроли с известными музыкантами, прекрасными оркестрами, великими дирижерами как по стране, так и по всему миру. Представляете, насколько здорово было поехать в 90-х в Америку, в Японии мы выступали более месяца. Впечатления равносильны тому, что испытает сегодня ребенок, если ему предложат слетать на Марс. Когда мы возвращались в Москву из поездок, то педагоги устраивали нам интенсив, вкладывая в наши головы и уши огромное количество разного материала. Нагрузка была запредельная. У нас не было профильных или непрофильных предметов — все были специальными. Фортепиано, вокал, дирижирование, теоретические дисциплины преподавались на очень серьезном уровне. В восьмом классе я решил для себя, что буду дирижером после прослушивания оперы [Рихарда] Вагнера «Тристан и Изольда» на уроке музыкальной литературы. Преподаватель нередко закрывал нас в классе на ключ на те несколько часов, в течение которых звучат большие оперы. Убежать было невозможно (смеется). Поэтому мы вольно или невольно погружались в музыку, уткнувшись в нотный текст. В училище для меня, по большому счету, была только музыка и баскетбол.

— Почему именно баскетбол?

— Так сложилось исторически. Баскетбол в училище был в приоритете по сравнению с другими видами спорта.

— В 2008 году Вы заканчиваете Московскую консерваторию по специальности «Хоровое дирижирование» и вместе со своей женой Марией Грилихес создаете ансамбль Questa Musica. Каков секрет успеха коллектива?

— Никаких секретов. Сначала Questa Musica был вокальным коллективом, но мы быстро обросли инструментами, потому как нам стало тесно только в хоровом репертуаре. В статусе камерного коллектива мы тоже не задержались, так как наши музыкальные интересы разрастались, нам хотелось исполнять более масштабные сочинения. Летом этого года мы давали концерт, в котором состав Questa Musica насчитывал уже 110 человек! В августе 2022 года на втором международном музыкальном фестивале «Кантата» в Калининграде будем играть Седьмую симфонию [Густава] Малера. Мы исполняем только то, что хотим. В нашем коллективе играют исключительно единомышленники, яркие музыканты. Мы все вместе ищем...

Дирижер Чижевский: почему Гендель — Крутой, о приоритете баскетбола и работе с Богомоловым

Филипп Чижевский — российский дирижер, лауреат премии «Золотая маска» и международной премии Bravo (2019). Педагог Московской государственной консерватории имени Чайковского, художественный руководитель и дирижер ансамбля Questa Musica, а также приглашенный дирижер Государственного академического Большого театра.

Сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными оркестрами, в числе которых Tokio New Sity Orchestr, Brno Philharmonic Orchestra, Brandenburgische Staatsorchester, Литовский камерный оркестр, Национальный филармонический оркестр России, Большой Симфонический оркестр имени Чайковского и многие другие.

Реклама Концертов, Мероприятий, Услуг, Брендов и Людей в Одноклассниках и ВКонтакте.

Вдова Шатунова призвала поклонников прекратить мракобесие на могиле певца

Джиган планирует торговать пивом

Концерт "Две музы"

Новости тенниса


ATP

После победы в Мадриде Рублев поднялся с 8-го на 6-е место в рейтинге ATP



Все новости по теме на сегодня

Игорь Крутой в новостях



Почетный гражданин: Булату Окуджаве — 100 лет!

Мама Тимати не справляется с внучкой: «Сказать, что мне трудно — ничего не сказать»

Концерт "Восхождение к Ноеву Ковчегу" пройдет в зале "Святодуховский" 30 мая

Как бы это звучало, если бы Black Sabbath записали песню Долли Партон (Dolly Parton) "Jolene"?


Музыкальные новости

Поп

Весь поп

Рок

Рэп

Барды

Джаз

Классика

Музыка

PR

Новости тенниса

Новости тенниса


Андрей Рублёв

Рублев не отстал от «Реала»! Как русская звезда тенниса покорила Мадрид





Жанна Агузарова начала петь в подземных переходах

Певец Сергей АРУТЮНОВ и солистка группы Демо - встречаются, или просто выпустили совместный хит “Солнышко”? Разлад АРУТЮНОВА и Маши Малиновской?

Создала пробку: юбку Карди Би на Met Gala несли сразу девять ассистентов

«Поющий поэт». Исполнилось 100 лет со дня рождения Булата Окуджавы



Poisk-Music.ru — тематический дочерний проект популярных новостных сайтов Life24.pro и BigPot.news о музыке, музыкантах, певцах, композиторах (слухи, сплетни, разговоры и дискуссии о музыке, культуре, жанрах, VIP-скандалы — в новостях и статьях). Тайны светской жизни звёзд — в кадре и за кадром шоу-бизнеса сегодня и сейчас. Новости о музыке, и не только...

Опубликовать свою новость по теме в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь


Rss.plus


Новости России


Здоровье

Осторожно, токсично: Доктор Кутушов рассказал о вреде красителей для яиц



Все города России от А до Я

Moscow.media

Шоу-биз — сегодня и сейчас (ежесекундное обновление новостей) от более чем 20 000 независимых тематических источников информации онлайн! Мы собрали ВСЁ, что интересно по этому поводу — СЕГОДНЯ, а ещё больше новостей — здесь.



Новости России







Музыкальные новости