Александр Кутиков без «Машины времени»
Имя Александра Викторовича Кутикова (г.р.13 апреля 1952, Москва) у аудитории разных поколений прочно ассоциируется с легендарной группой «Машина времени». Одна из старейших отечественных рок-команд уже перешагнула полувековой рубеж своей истории, и почти всё это время за исключением небольших перерывов Кутиков занимает в ней позицию бас-гитариста и одного из вокалистов. Он автор музыки многих хитов группы. Музыкант занимается продюсерской и звукорежиссерской деятельностью, ещё в 1987 году Кутиков основал студию «Синтез рекордс», которая в глазах многих отечественных музыкантов и меломанов стала уже легендарной. «На той самой кутиковской студии», - подобные формулировки можно встретить в интервью музыкантов и материалах музыкальных журналистов, обозревателей, историков рок культуры. За Александром заслуженно закрепился негласный статус одного из главных продюсеров русского рока. В той или иной степени музыкант способствовал развитию карьеры многих исполнителей и авторов песен. Вне «Машины времени» Кутиков выступал в роли композитора и исполнителя песен, сотрудничая с другими соавторами – видными отечественными поэтами и музыкантами. Об этой части его творческого наследия говорим сегодня.
Кутиков в «Машине времени» и сам по себе
Во многих группах, где есть явно выраженный лидер, другие участники коллектива оказываются в тени фронтмэна, оставаясь безликими инструменталистами. В «Машине времени», где бессменным лидером считается Андрей Макаревич, подобной ситуации никогда не было. Каждый из ключевых музыкантов на разных этапах истории вносил свой вклад в творческий облик и репертуар коллектива. Единственным участником «классического состава», кто ни разу не пел в составе «Машины», остается её ударник – Валерий Ефремов. Наиболее яркие этапы истории и громкие хиты коллектива ассоциируются с легендарным трио Макаревич-Маргулис-Кутиков. На фоне «около-бардовской» эстетики сольных творений Макаревича и «приблюзованных» опусов Маргулиса именно Кутиков в ядре коллектива представляет «чистый рок», брутальную мужскую энергетику и мощь. С голосом и образом Кутикова ассоциируется такие нетленные «машинные» хиты как «Поворот» «Скачки», «Кого ты хотел удивить», «Спускаясь к великой реке», «Уходя уходи» и многие другие.
Отвечая в одном из интервью на вопрос о том, зачем участникам «Машины времени» сольные проекты, Кутиков заметил, что это стоит спросить у Макаревича. Андрей в вопросах творческое деятельности вне группы действительно больше преуспел, работая в нескольких параллельных проектах и проявляя себя не только в музыке. Кутиков же отмечал, что для него основной всегда была работа в Машине времени, а творчество вне группы – второстепенно, своего рода «отдушина».
«Всё лучшее, что мы делаем мы делаем вместе», - говорил музыкант.
На собственное творчество вне группы у музыканта, по его словам, просто не хватало времени и сил, ведь в «Машине времени» он и басист, и композитор, и вокалист, и продюсер
Есть «Нюанс»
Увидев вывеску «Александр Кутиков и группа «Нюанс», под которой музыкант выступает автономно от «Машины времени», кто-то из слушателей, возможно, подумал, что «Нюансом» он назвал собственный коллектив, собранный для сольного творчества, как аккомпанирующий состав. На самом деле это не совсем так, а точнее совсем не так. Группа «Нюанс» существовала как вполне самостоятельный проект. Она была основана Владимиром Баженовым в Москве в 1983 году, в конце 80-х выступления коллектива производили фурор. Звучал коллектив экспериментально, непривычно, в историческом масштабе остался не особо заметен широкой аудитории, имея свой определенный круг почитателей, и «всплыл» в связи с сотрудничеством с Александром Кутиковым.
Александр Викторович назвал «Нюанс» одной из лучших отечественных рок-групп, именно поэтому возможность поработать с ней оказалась ему интересна. С «Нюансом» Кутиков объединился не так давно, уже в XXI веке, и по словам Кутикова инициатива этого союза исходила от музыкантов коллектива
«Когда ребята из «Нюанса» предложили, и я попробовал, то удивился, как симпатично это всё зазвучало у нас. С тех пор мы периодически собираемся вместе и играем концерты.»
Работа с «Нюансом» отнюдь не была для музыканта первым опытом сольной деятельности, выпускать песни под собственным именем Александр Викторович начал намного раньше.
Работая в таком исконно-поэтическом жанре как русский рок, Александр проявил себя, пожалуй, во всех ипостасях: как бас-гитарист, композитор, исполнитель, продюсер и звукорежиссер, но вот поэтом он себя никогда не считал. В «Машине времени» его главным постоянным соавтором был Андрей Макаревич. Их авторский тандем сравнивали, немного немало, с легендарным тандемом Леннон-Маккартни. К такому сравнению сам Кутиков отнесся скептически, комментируя его в интервью с заметной иронией и скепсисом.
В сольной формации музыкант если и участвует в написании текстов, то в соавторстве, привлекая к сотрудничеству разных поэтов, в числе которых есть и именитые авторы-песенники, и известные музыканты разных поколений.
Александр Кутиков и Маргарита Пушкина: Первые сольные песни
Первые «сольные вылазки» без отрыва от производства в основной группе оба знаменитых «машиниста» сделали примерно в один период, в середине-второй половине 80-х годов с разницей в три года , Андрей в 1985, записав «бардовский» альбом «Песни под гитару», а Александр - в 1987. Его первый сольный опыт был менее масштабен – он записал две собственные песни «Дай помечтать» и «Кто со мной». Автором текстов стала Маргарита Пушкина.
Прозвучит громко, но именно Александра Кутикова можно назвать человеком, который «открыл» миру отечественной рок музыки автора текстов песен Маргариту Пушкину, однофамилицу классика. В период, когда Кутиков, поссорившись с Макаревичем, ушел из «Машины времени» и играл в «Високосном лете» он порекомендовал тогда ещё начинающую поэтессу в качестве автора текстов для коллектива. Дело было в 1976 году, а дебют Пушкиной, если верить биографическим статьям в сети интернет, состоялся за 7 лет до этого, в 1970-м году.
Первой в её поэтической карьере значится песня с названием «Каждому из нас надо выловить по солнцу из воды», написанная в соавторстве с Александром .
Сольные композиции Кутикова 1987 года, написанные совместно с Маргаритой Пушкиной, впоследствии несколько раз переиздавались на последующих пластинках.
«Танцы на крыше»
У любого музыканта, долгое время работающего в группе в качестве автора, остается музыкальный материал, который по тем или иным причинам не был реализован в рамках основного проекта. Когда таких бесхозных творений в «загашнике» оказывается достаточное количество, само собой вызревает решение выпустить этот материал сольно, под собственным именем. В подобной, типичной для многих музыкальных коллективов, ситуации в определенный момент оказался и Александр Кутиков, что стало предпосылкой для появления его первого сольного полноценного альбома. Музыка, которая так и не обзавелась текстами Андрея Макаревича и не вошла в песенный репертуар «Машины», стала основой для пластинки «Танцы на крыше». Первое виниловое издание датируется 1990-м годом.
в 1996 он был переиздан на CD. Тексты почти всех песен для этого альбома написал Карен Кавалерян Давний друг музыканта, из под чьего пера вышли тексты песен множества популярных рок и поп хитов как на русском, так и на английском языке, стал одним из основных соавторов Кутикова в его сольной творческой деятельности вне «Машины времени».
Для «Танцев на крыше» Кавалерян написал десять песен. Оставшиеся – это упомянутые ранее композиции на стихи Маргариты Пушкиной и ещё одна – «Пьесы и роли» из репертуара «Машины времени», написанная Кутиковым в соавторстве с Александром Зайцевым.
На пластинке Кутиков предстал лишь отчасти в привычном амплуа и при этом во многом удивил слушателей. Контраст с характерными кутиковскими «боевиками» создают лирические медленные композиции, к коим относится заглавная композиция.
Кутиков на этой пластинке предстал лириком, показал разные грани своего вокального и музыкального мастерства.
Примером энергичной, рокерско-хрипловатой, привычной для «машинного» Кутикова композицией на этом альбоме служит песня «Держи меня». В архивах Гостелерадиофонда сохранилась запись этой песни, сделанная для телевизионной программы «Вечернее музыкальное кафе АРС» 1992 года.
К альбому «Танцы на крыше» приложили руку многие узнаваемые фигуры отечественной рок-музыки: гитарную партию исполнил Дмитрий Четвергов, на саксофоне сыграл Сергей Мазаев.
В качестве аранжировщика к работе над альбомом был привлечен Андрей Державин. Основатель группы «Сталкер» в 90-е годы был популярным исполнителем, пел про чужую свадьбу, призывал Алису не плакать, из-за того что она стала взрослой и предлагал Наташе выпить сухого вина, а в 2000-м году пополнил ряды «Машинистов», сменив на позиции клавишника Петра Подгородецкого.
«Демоны любви»
Поскольку сольным творчеством музыкант занимается время от времени, альбомов, выпущенных под собственным именем, в его дискографии не так много – три полноформатных релиза и пара сборников, на которых были представлены старые записи. Первый и второй сольный альбомы музыканта были увидели свет в разные исторические эпохи, их разделяет большой временной промежуток. После «Танцев на крыше» Александр долгое время не занимался сольной деятельностью и вернулся к ней лишь в начале нулевых. Следующая пластинка под названием «Демоны любви» вышла в свет в 2009 г. Одним из авторов текстов для представленных на нём песен вновь стал Карен Кавалерян
Когда Карен Артаваздович отметил 60-летний юбилей, на своём сайте поэт вспоминал, что когда авторы работали над песней «Новый пилигрим», Кутиков сказал ему: «Вспомни, что было 20 лет назад» В каком-то смысле песня воспринималась поэтом как возвращение к истокам. В тексте и в музыке, в ней мы услышали «старого доброго» Кутикова.
Песня «Лондон», также с текстом Кавалеряна – спокойная по звучанию, медленная, пропитанная легкой тоской, часто фигурирует в числе наиболее известных сольных песен Александра Кутикова.
Помимо Кавалеряна к написанию текстов песен на этой пластинке были привлечены и другие известные личности. Например, слова композиции «Твоя любовь» - творение известного автора-исполнителя Дениса Майданова.
Частым соавтором Кутикова на позднем этапе творчества стал один из лидеров группы «Ундервуд» Владимир Ткаченко. Он участвовал в написании заглавной композиции «Демоны любви», песен «Одиссей» и «Снег».
Бесконечномгновенно.
Ткаченко напишет большинство текстов крайнего на данный момент сольного полноформатного альбома Александра . Он вышел в свет в 2016 году. Судя по воспоминаниям, представленным на официальном сайте музыканта, незадолго до своего полувекового юбилея «Машина времени» взяла творческую паузу, и как раз в этот период Кутиков работал над новой пластинкой. Она озаглавлена «Бесконечномгновенно». Песни с таким название в альбоме нет.
Анонсируя альбом Кутиков рассказывал:
«Это слово пришло мне в голову ближе к концу работы над альбомом, это не название одной из песен, а, скорее, общее состояние, ощущение жизни и мира».
Выделяются на пластинке песни, написанные с другими поэтами. Автором слов двух песен «Снежок» и «Другу» стал Роман Луговых, более известный как Ромарио.
Кутиков как композитор относится к тем авторам, которые предпочитают сначала сочинять музыку, на которую потом уже поэт-соавтор пишет текст. «Другу» - тот редкий случай, когда получилось наоборот, Александр положил на музыку стихотворение Ромарио.
Очень характерной получилась композиция, озаглавленная «Моя песня» или «Налей-ка, друг». Это своего рода монолог «старого рокера», экзистенциальная зарисовка, явившая нам излюбленный образ Александра Текст этого произведения написал Вадим Демидов.
В адрес Александра часто звучат такие определения как мастодонт, глыба, монстр русского рока, хотя сам музыкант не любит подобных «титулов», отмечая, что он просто человек, который много лет делает своё дело.