"Её песни были ужасны": Андрей Макаревич заявил, что Александра Пахмутова - не очень хороший композитор
Московские сцены, старые пластинки, мелодии, которые напевают поколения, — всё это неотделимо от имени Александры Пахмутовой. Её музыка звучит в сердцах миллионов, но, как оказалось, не все разделяют этот восторг. Недавно Андрей Макаревич, лидер группы «Машина времени», решил бросить тень на творчество легендарного композитора.
Неожиданный выпад
Андрей Макаревич, уже несколько лет живущий за пределами России, дал интервью, в котором неожиданно затронул творчество Александры Пахмутовой. 95-летний композитор, чьи песни стали саундтреком к жизни нескольких поколений, оказалась под прицелом его критики. Макаревич заявил, что Пахмутова, по его мнению, «не очень хороший композитор, её песни были ужасны». Он признал, что у неё есть удачные работы, такие как «Опустела без тебя земля», но в целом её творчество, особенно поздние произведения, он считает слабым.
«Когда она пыталась писать что-то современное для групп, это было ужасно. Неудобно было отказывать. Мы говорили: „Посмотрим, попробуем, порепетируем“. Но она же всё понимает, ну, не получается», — бросил Макаревич с лёгкой насмешкой. Его тон, словно он оценивает начинающего музыканта, а не мастера с полувековым наследием, прозвучал как гром среди ясного неба.
Ответ от мастера
Юрий Антонов, ещё одна легенда отечественной музыки, не стал молчать. Его ответ был кратким, но хлёстким, как удар хлыста: «Макаревич судит Пахмутову? Это всё равно что табуретка критикует рояль». В одной фразе Антонов выразил то, что многие почувствовали, услышав слова лидера «Машины времени». Пахмутова, чьи мелодии стали частью культурного кода страны, вряд ли нуждается в оценке от коллеги, чья карьера, при всём уважении, не дотягивает до её масштаба.
Антонов, как и многие другие, знает цену творчеству Пахмутовой. Её песни — это не просто ноты и слова, это эмоции, которые объединяют людей. От «Надежды» до «Как молоды мы были» — её музыка сопровождает свадьбы, выпускные, семейные застолья. И вдруг — такой выпад. Слова Макаревича задели не только коллег, но и тех, для кого Пахмутова — символ эпохи.
Наследие Пахмутовой: музыка, которая живёт
Александра Пахмутова — это больше, чем просто композитор. Её творчество — это летопись страны. Более 400 песен, каждая из которых — маленький шедевр. «Трус не играет в хоккей» — гимн спортивной доблести, «Беловежская пуща» — лирическая ода красоте, «Старый клён» — мелодия, под которую танцевали миллионы влюблённых. Её музыка звучала в фильмах, на стадионах, в уютных квартирах, где старый патефон крутил заветные пластинки.
В 2023 году Пахмутова пережила тяжёлую утрату — ушёл из жизни её муж и соавтор Николай Добронравов. Вместе они создали десятки песен, которые стали классикой. И даже в свои 95 лет Александра Николаевна остаётся символом не только музыкального, но и человеческого достоинства. Её скромность, трудолюбие и преданность искусству всегда вызывали уважение. Тем удивительнее прозвучали слова Макаревича, который решил, что имеет право судить её талант.
Макаревич и его тень
А что сам Макаревич? Лидер «Машины времени» всегда был фигурой заметной. Его песни 80-х, такие как «Поворот» или «Скачки», пела вся страна. Но с годами его репутация начала обрастать противоречиями. Покинув Россию, он не раз позволял себе резкие высказывания о бывших коллегах и соотечественниках. И вот теперь — атака на Пахмутову. Зачем? Хотел ли он привлечь внимание, напомнить о себе или просто не удержался от язвительного комментария?
Его слова о «неудобстве отказывать» Пахмутовой звучат особенно нелепо. Представьте: человек, чьи мелодии знает каждый второй, якобы навязывала свои песни группе, которая в 90-е уже не гремела так, как в молодости. Макаревич, сидя за границей, словно забыл, что его собственные попытки осовременить звучание «Машины времени» не всегда встречали восторг. А тут — критика в адрес женщины, чьи песни переживут многие модные хиты.
Эхо в сердцах
История с Макаревичем и Пахмутовой быстро разлетелась по сети. Люди, для которых музыка Пахмутовой — это воспоминания о юности, любви, дружеских посиделках, не могли сдержать эмоций. Кто-то вспоминал, как под «Орлята учатся летать» провожали друзей в армию, другие напевали «Нежность», вспоминая первую любовь. Слова Макаревича восприняли как личное оскорбление — не только Пахмутовой, но и целой эпохе.
Макаревич сказал, что песни Пахмутовой не подходят к рок группам. Но вот Песняры ООчень хорошо разложили ее песни на голоса и инструменты. Песняров в Америке в общем то приняли... А вот Машину времени приняли в Америке? Судить не могу, слуха то нет... А вот вопрос поставил