Родительский совет: как вырастить из ребенка Дениса Мацуева?
Режим «полная загрузка»
ОТСТУПАТЬ НЕЛЬЗЯ УЧИТЬСЯ. Каждый родитель сам решает, где поставить запятую. «А давай-ка мы тебя, сынок, еще на курсы китайского языка запишем? За китайским — будущее, сын. Вот представь, приходишь ты на работу устраиваться и говоришь, что, помимо всего прочего, владеешь английским, немецким и китайским языками в совершенстве».
Знакомая ситуация? Только вот сынок параллельно с углубленным изучением математики еще серьезно занимается шахматами и восточной борьбой. А у мамы на повестке одна проблема — как втиснуть в сформированный рабочий график 8-летнего Пети китайский язык.
— Родители должны помнить, что интенсивная программа обучения мешает развитию рациональных способов реализации своих навыков, — говорит клинический психолог Екатерина Никифорова. — Необходимо формировать знания и навыки только в том формате и в то время, когда ребенок способен их усваивать. Преждевременное формирование каких-то навыков, например, беглое чтение в раннем возрасте или изучение иностранных языков, приводят к тому, что развитие будет идти однобоко. Когда такой ребенок приходит в школу, ему гораздо хуже даются общие учебные навыки, такие как письмо, чтение.
Мы все это знаем, но боимся упустить возможности. А многочисленные развивающие центры подливают маслица в огонь, рекламируя все новые кружки, в которых маленького ребенка научат читать-считать-петь-рисовать-танцевать. Когда он подрастет, предлагаемая программа развития станет совсем необъятной: театральная группа, модные танцы, право- или левополушарное рисование, каллиграфия для развития письма, репетиторы. Мы никуда не успеваем, но стараемся изо всех сил втиснуться в последний вагон, чтобы успеть. Но куда? Действительно ли так много надо современным ребятам для того, чтобы стать достойными членами общества? Ведь подчас они живут по строгому тайм-менеджменту, покруче топ-менеджера нефтяной компании.
— Я часто слышу от родственников критику в свой адрес, что перегружаю своих детей, что они должны иметь возможность просто побыть дома, никуда не ходить, посмотреть телевизор, — признается многодетная мама детей разных возрастов Татьяна Егармина. — Я наблюдаю за ними, когда они ничего не делают на каникулах. И начинаются телефоны, гаджеты, пустая болтовня с подружками в интернете. Это, конечно, тоже все нужно, но дозированно. В кружках формируется свой круг общения, все наши подруги и друзья — это не с улицы. Это одноклассники, дети нашего круга интересов и наших ценностей. Считаю, что ребенка загружать нужно, потому что свято место пусто не бывает, иначе он будет просто прозябать. Надо смотреть по ребенку, если видно, что он устал, можно и пропустить что-то, передохнуть.
— Не надо предъявлять непосильные требования к ребенку, а действовать последовательно, и очень важно создать такие условия, при которых ему будет очень комфортно и удобно заниматься и отдыхать. Организовать условия для его физического развития, правильную посадку за столом. Обязательно должен соблюдаться режим дня, должно быть качественное питание, — комментирует Екатерина Никифорова.
Как отличить лень от бунта на корабле
Психологи отмечают, что внезапная лень — это всегда сигнал для родителей, и она должна настораживать, возможно, он нуждается в каком-либо виде помощи.
Чтобы отличить лень от усталости из-за большой нагрузки, нужно обратить внимание на поведение будущего Эйнштейна или Паганини. Если он стал отклоняться от выполнения каких-то дел или домашних заданий — задумайтесь.
— Трудолюбивым никогда не станет человек, которого заставляют что-то делать с помощью угроз или через силу, — считает психолог. — Тогда обязательно произойдет такая ситуация, когда ребенок взбунтуется. Форма протеста бывает совершенно разной — это могут быть слезы, болезнь, бегство, ложь. Родители должны задать себе вопрос: по силам ли нагрузка, для чего мы этим занимаемся и стоит ли оно того? Помнить следует и о том, что интенсивное развитие познавательной сферы ребенка всегда приводит к задержке развития эмоционально-волевой, они не могут развиваться одновременно.
И тут возникает еще один актуальный вопрос: и что, ничего не делать и ничем не заниматься, чтобы не получить жесткий протест? За какое дело ни возьмись, будь то спорт или музыка, начнутся нагрузки, а за ними пожалуют усталость и раздражение. Пустить все на самотек и пусть сутками сидит в телефоне? Кружки, как ни крути, развивают таланты и индивидуальность, помогают ребенку вырасти личностью. Если выбор падает на спорт, можно с уверенностью сказать, что он поможет детям закалить характер, научиться стремиться к цели и преодолевать сложности. Если ребенку больше по душе творчество — он раскроет для себя новые грани и направления, в которых будет стремиться к совершенству. Оптимальным решением является выбор. Нужно предложить и показать ему разные направления развития.
— Мы в первую очередь должны учитывать возможности наших детей, — продолжает Екатерина Никифорва. — Если изначально ребенок воспитывается самостоятельным, если родители дают ему возможность выбора с самого разного возраста, то он учится выбирать и понимает, в каком направлении ему идти. Если же ситуация обратная и маленького ребенка сильно опекают, а родители постоянно корректируют его поведение, в дальнейшем самостоятельно он ничего выбрать не сможет. Здесь очень хорошо подойдут слова Марии Монтессори: «Свободы у ребенка должно быть ровно столько, чтобы бы он знал, что с ней надо делать».
Кризисы нужно пережить
Возрастные кризисы необходимы и неизбежны для развития личности, и их не нужно бояться. Через них проходит каждый человек, только сроки наступления у каждого свои. Мы ходим и разговариваем в своем темпе, психика у каждого человека также развивается своими темпами. Но, безусловно, существует понятие кризисного возраста. Кризис трех лет у каких-то детей может начаться уже в два года, а у некоторых прийти с опозданием, когда родители расслабились и выдохнули. Что делать? Быть готовыми к этому.
— В кризисе трех лет самым важным периодом является формирование собственного я, поэтому у ребенка появляется острая необходимость действовать самостоятельно, — поясняет Екатерина Никифорова. — Если мы говорим об обучении чему-то в этом возрасте, то оно воспринимается малышом только в игровой форме. Игры должны носить познавательный характер. Можно заниматься той же скрипкой, но только в форме игры.
В возрасте 6-8 лет у детей начинается интенсивное физическое развитие. Идет совершенствование тонкой моторики, развитие сложных нервно-психических функций. Игровая деятельность меняется на учебную, появляется сильная нагрузка. В рамках адаптации к новому коллективу и обществу, которое не является семьей, возникает стресс. В этот период привыкания ребенка к школе не нужно предъявлять к нему непосильных требований.
— Клинические исследования, которые проводились в начальной школе, показали, что есть четкая зависимость между неврозами у учащихся и большой учебной нагрузкой. Это говорит о том, что чрезмерно занятые дети давали больше показателей неврозов, предъявляли жалобы на утомляемость, раздражительность и головные боли, особенно во второй половине дня,
— говорит психолог.
Абсолютно все родители боятся кризиса, который внезапно и без предупреждения, как снег на голову обрушивается в подростковом возрасте. Как так получилось, что их маленькая девочка с розовыми бантиками вдруг превратилась в мегеру с фиолетовыми волосами?
Происходят серьезные изменения в развитии мозга, меняются отношения со взрослыми и сверстниками. И получается, что дети стремятся стать самостоятельными, оставаясь при этом инфантильными. Основное мастерство родителей заключается в том, что им необходимо сохранить доверие с «революционером», чтобы он понимал, что его любят и принимают таким, какой он есть, но выстроить для него определенные рамки, потому что подростку ну очень хочется эти рамки раскачать или переступить.
— В этот период дети не хотят ничего, — рассказывает преподаватель высшей квалификационной категории Детской школы искусств им. Пономаренко Рузана Татаренко. — Родителям не стоит заставлять их заниматься, детей нужно постараться увлечь, на примере какой-либо мировой звезды например, показать его путь развития, чтобы ребенок понял, что это труд и кропотливая работа. Даже если он категорически не хочет, все равно его нужно мотивировать, чтобы он учился завершать все свои начатые дела. Это поможет ему в дальнейшей жизни.
А как все-таки вырастить гения?
Определиться — это нужно вам или ребенку. Потому что если нет слуха, например, то даже если вы будете заставлять свое чадо заниматься по 10 часов в день — ничего хорошего из этого не получится. Если ребенок выбрал инструмент, на котором хочет играть, у него есть способности, то пробовать стоит, с некоторыми оговорками.
— Если мы будем обучать ребенка игре на инструменте или танцам, но при этом сами этим не занимаемся, то это проективная реализация родителя: я всегда хотела стать балериной, поэтому мой ребенок будет танцевать, — подчеркивает Екатерина Никифорова. — С точки зрения восприятия ребенка это то, что нужно родителям. У него не будет формироваться ответственность и не возникнет мотивация. Поэтому если мы хотим воспитать Мацуева, то нужно с ним заниматься с раннего детства в рамках игровых моментов, и очень важно, чтобы родитель сам в этом принимал участие: желательно ходить на концерты, рассказывать об искусстве, общаться с творческими людьми и, самое главное — хвалить ребенка.
— В музыке скрыты все формулы, знания и глубины, — говорит Рузана Татаренко. — Она развивает мышление, интеллект, даже если ребенок окончит музыкальную школу, но не станет профессиональным музыкантом, эти навыки ему пригодятся. Как только вы поступили в школу искусств, нужно настроить ребенка на то, что это первое и важное для него дело, которое нужно довести до конца. И если он будет заниматься больше, у него будет все лучше и лучше получаться, придет и стимул, когда на академических концертах в его честь будут звучать аплодисменты.
Статью подготовила Анна Климанц