Мы в Telegram
Добавить новость

Пианист Денис Мацуев: «Я патриот и люблю спать в своей кровати»

Материал опубликован в №2 печатной версии газеты «Культура» от 24 февраля 2022 года.


Об отечественном музыкальном образовании и загадочном российском культурном коде, о том, чем нам обязан Китай, рассказывает один из самых популярных пианистов современности, народный артист РФ, лауреат Государственной премии Денис Мацуев.

— Мир обязан России великими романами XIX века. Да и в XX веке, времени Платонова, Булгакова, Гроссмана, наша литература была очень значительной. В ХХ веке едва ли не лучшим в мире был русский театр: от Станиславского и Мейерхольда до Товстоногова, Любимова и Эфроса. У нас было большое кино. А сейчас у нас нет ни великих романов, ни великих театральных режиссеров, да и отечественный кинематограф заметно «выдохнул». Осталась ли наша страна великой музыкальной державой?

— Ваш вопрос надо бы разделить на две части: касающуюся исполнительства и имеющую отношение к современным отечественным композиторам.

Русская исполнительская школа по-прежнему остается великой. Более того: сейчас происходит ее всемирная экспансия.

У меня есть фестиваль Crescendo, который начался в 2005 году, когда мы придумали его с Давидом Яковлевичем Смелянским. Задача была в том, чтобы собрать тех исполнителей, кто в девяностые годы по разным причинам покинул нашу страну. И показать, в первую очередь, русской аудитории, потому что в филармонической афише на тот момент оставались наши мэтры, но молодых имен никто не знал. И это был самый настоящий прорыв, абсолютное потрясение. Публика познакомилась с исполнителями моего поколения и теми, кто был моложе. Они получили еще советское образование и по понятным причинам в девяностые годы уехали на Запад, учиться и концертировать. Так они потеряли связь с нашей страной.

А сейчас отечественная филармоническая афиша на 80–90 процентов представлена «крещендовцами». Многие из них возвратились в Россию, преподают, имеют свои фестивали и другие проекты. Наша главная задача оказалась выполненной.

Но при этом их знает и мировая аудитория.

Когда рухнул Советский Союз, наши русские исполнительская и педагогическая музыкальные школы распространились по всему миру, перемешались с другими школами. Стало как в фигурном катании, когда на соревнованиях побеждают участники не из России. Ан глядь — тренеры-то у победителей наши... Так и на международных музыкальных конкурсах: когда побеждают китайцы и корейцы, ты видишь, что у них русские педагоги.

А если мы говорим о нашей совсем юной исполнительской школе, то поколение, которое я патронирую в нашем фонде «Новые имена», в конкурсе Grand Piano Competition, на фестивале Crescendo и телепроекте «Синяя птица» совершенно удивительно. Юные дарования возникают вопреки всему.

Как правило, они не из музыкальных семей. Зачастую — из маленьких сел или даже деревень. Порой это безотцовщина, и их семьи находятся не в самом лучшем финансовом состоянии...

Рационального, логически обоснованного ответа на вопрос, почему в нашей стране каждый год появляется столько исполнительских талантов, у меня нет. Все-таки, наверное, у нашей нации есть этот загадочный культурный код... А еще, конечно, сказывается инерция нашего великого советского музыкального образования.

Наш фонд «Новые имена» каждый год объезжает минимум двадцать пять регионов. Их посещают лучшие профессора Московской консерватории. Они дают свои мастер-классы, по итогам которых мы вручаем стипендии «Новых имен» вундеркиндам, нашим маленьким искоркам, и они входят в нашу семью. Мы смотрим, как они живут, наблюдаем за их развитием. Решаем, кому из них надо немедленно продолжить учебу в Москве, а кому-то, возможно, стоит еще «повариться» в атмосфере своей малой родины.

Это удивительное поколение! Оно успевает жить в жесточайшем современном темпоритме. Это не просто увлеченные своим делом «ботаники»-музыканты.

Они успевают читать, ходят в кино и театр, разговаривают на иностранных языках, владеют компьютерными технологиями. У них потрясающее чувство юмора. И, главное, им присуще уникальное чувство свободы, которое возникает в процессе концерта.

Выступая, наши юные таланты могут скрыть свое волнение, а это признак большого артиста. При этом, когда они выходят к роялю на «Синей птице», у них есть три минуты, чтобы выступить, а их смотрят десятки миллионов человек. У них есть один дубль на все про все, выражаясь телевизионным языком.

— Удалось ли сохранить молодую публику?

— Недавно мы отмечали столетие Московской филармонии. То, что в последние 20–25 пять лет сделала она и отечественные концертные залы в целом, стало одним из самых больших наших достижений. Появилось новое поколение публики, на концерты классической музыки ходит молодая аудитория.

Не только на моих концертах, но и на концертах моих коллег у половины зала молодые лица! В Европе такого нет. Там не знают, что будет с аудиторией классической музыки через 10–15 лет. На европейских классических концертах в залах в основном можно увидеть седые головы...

Если говорить об исполнительстве, то мы не потеряли, а, скорее, приобрели. На международных конкурсах, как правило, побеждают русские музыканты.

А если мы говорим о композиторах, то новых Рахманиновых и Чайковских у нас, к сожалению, сейчас нет. Но жив Родион Константинович Щедрин, который из года в год сочиняет шедевры.

Я руковожу новым конкурсом: он носит имя Рахманинова и пройдет в июне этого года, в преддверии стопятидесятилетия Сергея Васильевича. У конкурса будет три номинации, отражающие те ипостаси, в которых Рахманинов был одинаково велик. В нем примут участие пианисты, дирижеры и композиторы. Я уверен, что и последняя номинация подарит нам высокие потрясения.

— Уникальна ли отечественная система поиска музыкальных талантов или в мире есть что-то подобное?

— Мы были сильны этим всегда, но сейчас нам не дают расслабиться наши восточные соседи. Я человек независтливый, но до пандемии после гастролей в Китае у меня не то чтобы опускались руки... Я приезжал с этих гастролей злым. В каждой, по китайским меркам, «дыре», городе, миллионов на десять жителей, стоят концертные дворцы, напоминающие огромные космические шаттлы. В них есть пять или семь разных залов — для классической музыки, балета, оперы и для конференций.

Едва ли не каждый китайский ребенок ходит в музыкальную школу. Чуть ли не в каждом китайском доме стоит пианино — как у нас в советские времена. В Китае полностью скопировали советскую систему музыкального образования. И это яркий пример того, что при СССР, наряду с ужасными вещами, было и много хорошего. И его надо сохранять, надо поддерживать.

За последние годы сотни русских музыкальных педагогов переехали в Китай. И понятно, по каким причинам...

— Классическая музыка не относится к традиционной китайской культуре, для Китая это новая вещь. Откуда же это поветрие?

— Вложения, которые Китай делает в массовое музыкальное образование, не случайны. Это связано с тем, что я говорил о нашей филармонии. Важно прививать молодежи хороший вкус.

Я никогда не забуду мои первые поездки в Китай. Это было в 1997–1998 годах, когда только-только появились мобильные телефоны. Новых концертных залов еще не было, и я играл сольный концерт в старинном зале, в Шанхае.

Начав играть, я не понимал, почему все разговаривают, и в зале нет тишины. Поглядел краем глаза, и увидел, что все разговаривают по мобильным телефонам. Чем громче я начинал играть, тем громче они говорили. Ощущение было таким, как будто я потревожил их во время разговора.

Я ездил в Китай каждый год: через десять лет в залах, во время моих концертов, стояла абсолютная, понимающая тишина.

Отдельного разговора заслуживают афиши китайских концертных залов. Выступать в Китае приглашают лучшие коллективы, лучших солистов. Китайская компартия вкладывает огромные деньги в бюджеты этих «шаттлов». Те, кто этим занимается, понимают, что деньги тратятся не просто на воспитание детей, но и на их будущее, да и на будущее страны тоже.

Обучение классической музыке не только развивает вкус, но и способствует формированию нейронных связей. К тому же с этим связан престиж государства. В Китае не было традиций классической музыки, но теперь там появились свои виртуозы, которые потрясающе играют и побеждают на международных конкурсах пианистов.

Такие же, если не большие вложения, как и в классическую музыку, в Китае делают в спорт. Тут тоже есть результаты: когда раньше китайцы побеждали в фигурном катании?

Бум классической музыки сейчас не только в Китае, но и в Южной Корее. Никогда не забуду, как я играл в огромном, пятитысячном зале в Сеуле, в нем, в основном, были совсем молодые девчонки. После концерта они раскачали и подняли мою машину, и я почувствовал себя Элвисом Пресли.

А Япония? Концерт Чайковского сейчас для них как национальный гимн, он звучит повсюду: от лифтов до вокзалов.

На мой конкурс Grand Piano Competition приезжают и юные таланты из Европы. Но, как правило, это дети эмигрантов из азиатских стран. И учатся они у русских педагогов.

— Что же нам надо делать, чтобы догнать азиатских соседей?

— Я не думаю, что мы сможем взять пример с Китая. Он слишком сильно вырвался вперед, нам не под силу построить в каждом маленьком российском городе по уникальному залу с потрясающей акустикой. В конце концов, китайцев в десять раз больше, чем нас... Надо сохранить то, что мы имеем сейчас.

— Если вы говорите, что отечественную систему музыкального образования надо сохранить, то ей что-то угрожает?

— Не стану скрывать, в нашу систему музыкального образования пытались влезть очень многие. В большой опасности были музыкальные школы, их собирались перестроить в соответствии со злополучными Болонскими стандартами.

Мы выступили против этого на Совете по культуре при президенте. Многие мои коллеги ярко и убедительно доказывали, что последствия будут ужасными.

Слава Богу, нам удалось защитить наши великие, уникальные музыкальные десятилетки, которые из года в год выпускают фантастических музыкантов. Эти реформы превратили бы их в кружки, погибли бы традиции, которые питают отечественную музыкальную школу. Слова «бакалавр», «магистр», «Болонская система» звучат очень красиво, но все это абсолютно не для нашего музыкального цеха. Вот мы и взбунтовались.

Якобы дети до двенадцати лет еще не знают, будут ли они профессионально заниматься музыкой! Да, ребенок, поступивший в музыкальную школу, не обязательно станет музыкантом, тем более знаменитым. Но советские социологи говорили, что дети, которые в нее ходят, по статистике никогда не попадают в комнаты милиции...

Я не говорю, что в отечественном музыкальном образовании все обстоит блестяще. Расслабляться нельзя. Да, зарплаты музыкальных педагогов выросли, стали вполне достойными. В музыкальных школах-десятилетках их уровень несравним с тем, что было десять–пятнадцать лет назад. Но не надо забывать, сколько получают те энтузиасты своего дела, кто преподает в совсем маленьких городках.

И все же там по-прежнему рождаются блестящие таланты!

— В советские времена в каждой второй семье — неважно, обеспеченной ли нет — стояло пианино. Не стало ли сейчас обучение детей классической музыке удовольствием для избранных, для тех, кто может вложить в это деньги?

— В детстве я учился в школе искусств города Иркутска, и моя семья платила за это двадцать три рубля в месяц. В Советском Союзе это были большие деньги, но родители на это шли.

А сейчас, насколько я понимаю, музыкальные школы стали бесплатными. Здесь есть парадокс: при СССР дети массово учились в музыкальных школах, их родители тратили на это немалые, по советским меркам, деньги. А сейчас, когда это стало доступным, поток не такой большой...

Но в наши музыкальные школы все равно ходит много детей.

И я совершенно не согласен с тем, что сейчас детей учит музыке некая элита. Тут другая проблема: немногие выбирают профессию скрипачей, виолончелистов, духовые инструменты. Все хотят стать пианистами.

Есть и еще одна, очень важная, на мой взгляд, вещь. Раньше музыкальная школа была важной добавкой к общеобразовательным предметам. Бесплатное музыкальное образование стерло грань между тем, чем занимаются серьезно, и самодеятельностью, хобби.

Это не значит, что надо установить высокую плату за обучение в музыкальных школах и выманить у людей деньги, которых у них и так немного. Надо найти ту тонкую грань, которая помогла бы убедить родителей в том, что музыкальная школа — часть серьезного образования ребенка.

Далеко не каждая семья сейчас может приобрести пианино. Многие родители покупают электронные инструменты, на которых очень сложно постичь азы. У них нет присущей акустическому пианино звуковой магии, они, скорее, подходят для самодеятельности, для того, чтобы что-то наиграть папе с мамой... Но производство наших фабрик, выпускающих акустические инструменты, в последние годы, слава Богу, растет.

— Что еще вас обнадеживает?

—У нашей великой Центральной музыкальной школы при Консерватории появились филиалы во Владивостоке, в Кемерово и в Калининграде. Теперь ребятам из близлежащих районов не обязательно ехать в Москву. Они могут играть на суперинструментах и учиться у блестящих педагогов.

Это, конечно, огромный скачок.

Но мы не должны почивать на лаврах. Надо помогать нашим педагогам в регионах, поддерживать те семьи, где рождаются таланты.

Я снимаю квартиры и плачу стипендии двадцати пяти юным талантам, но эту историю нужно развить, перевести ее на уровень государственных грантов. Я занимался этим вопросом, здесь есть движение вперед.

Нашим уникальным искоркам нужна точечная помощь. В качестве примера я всегда привожу свою семью.

В 1991 году меня пригласил на концерты в Москву фонд «Новые имена», и я, вместе со знакомыми родителей, случайно проходил мимо Центральной музыкальной школы. Мы туда зашли, взрослые спросили директора ЦМШ Валентина Сергеевича Бельченко:

— Можно послушать мальчика наших друзей?

Я сыграл две прелюдии Рахманинова в своей джазовой импровизации, и Валентин Сергеевич сказал, что мне надо немедленно приезжать в ЦМШ.

Через неделю я уже был в Москве. Но эта неделя оказалась самой сложной в моей жизни. Нужно было уехать из моего Иркутска, где каждый закоулок был родным. Родители бросили все и уехали со мной в Москву. Бабушка продала квартиру, первое время мы жили на эти деньги... Я играл от «Новых имен», учился в ЦМШ. «Новые имена» платили стипендии, я начал гастролировать по всему миру. А потом я победил на конкурсе Чайковского, и у меня все получилось.

Но риск был большим, никто не давал нам никаких гарантий. Да и время было жутким, но моя и родительская вера, внутренний оптимизм нашей семьи взяли верх. Да и новая музыкальная среда помогла... Когда я приехал в ЦМШ, мне было пятнадцать лет. Если бы я прождал в Иркутске еще два-три года, возможно, моя судьба сложилась бы совсем по-другому...

Был соблазн уехать учиться за границу, меня приглашали самые знаменитые музыкальные школы и колледжи мира. Но я остался в России. Дело в том, что я патриот и люблю спать в своей кровати. Люблю мой Байкал и мои улицы. Люблю, когда мне готовят мои родители. Московская консерватория, была мечтой моего детства, я с детства хотел участвовать в конкурсе Чайковского.

Жизнь на сцене для меня всегда была главной. Сцена для меня самое удивительное, любимое, загадочное и счастливое место на земле. Кульминацией моего дня был и остается концерт. Я обожаю публику! Поэтому, наверное, все то, о чем я говорил выше, и сработало.

Фотографии: Сергей Ведяшкин и Алексаддр Авилов / АГН Москва.

Что показывают в доме Окуджавы в Нижнем Тагиле: фоторепортаж и семейные истории к 100-летию барда. ФОТО. ВИДЕО

«Классика Победы» в колледже Коркино: памяти поэтов-фронтовиков Юлии Друниной и Булата Окуджавы

Концерт ко Дню Победы проведут в Культурном центре «Интеграция» на Лазо

"Вся лажа этим заканчивается": Шевчук со сцены в Дубае призвал зрителей к революции

Новости тенниса


ATP

Российский теннисист поднялся на две позиции в топ-10 рейтинга ATP



Все новости по теме на сегодня

Денис Мацуев в новостях



Пасхальный фестиваль под руководством Гергиева пройдёт 7 мая в Челябинске

"Вся лажа этим заканчивается": Шевчук со сцены в Дубае призвал зрителей к революции

Стиль Бьянки Сенсори стал модным трендом среди известных женщин.

Светлана Сурганова выступит на фестивале «Окна Открой»!


Музыкальные новости

Классика

Вся классика

Рок

Поп

Рэп

Барды

Джаз

Музыка

PR

Новости тенниса

Новости тенниса


Стефанос Циципас

Паула Бадос и Стефанос Циципас расстались | Виды спорта





«Попрошайка»: Киркоров унизил Успенскую в эфире шоу

Блондинчик: жена бывшего Волочковой стала мамой во второй раз

Реклама Концертов, Мероприятий, Услуг, Брендов и Людей в Одноклассниках и ВКонтакте.

Оркестр сыграет под окном. Как встретит День Победы ветеран Жорес Артёмов



Poisk-Music.ru — тематический дочерний проект популярных новостных сайтов Life24.pro и BigPot.news о музыке, музыкантах, певцах, композиторах (слухи, сплетни, разговоры и дискуссии о музыке, культуре, жанрах, VIP-скандалы — в новостях и статьях). Тайны светской жизни звёзд — в кадре и за кадром шоу-бизнеса сегодня и сейчас. Новости о музыке, и не только...

Опубликовать свою новость по теме в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь


Rss.plus


Новости России


Мода

Аналитическое исследование «585*ЗОЛОТОЙ» показало, сколько тратят на обручальные кольца в 2024 году в разных городах России



Все города России от А до Я

Moscow.media

Шоу-биз — сегодня и сейчас (ежесекундное обновление новостей) от более чем 20 000 независимых тематических источников информации онлайн! Мы собрали ВСЁ, что интересно по этому поводу — СЕГОДНЯ, а ещё больше новостей — здесь.



Новости России







Музыкальные новости