Добавить новость

Сыграть свою лучшую игру. Денис Мацуев рассказал, где искать гениев

АиФ
595
Сыграть свою лучшую игру. Денис Мацуев рассказал, где искать гениев

Народный артист России Денис Мацуев может претендовать на звание не только пианиста-виртуоза, но и рекордсмена по числу концертов — в прошлом году их было 315. 11 июня Денис отмечает день рождения. А 13 июня в Москве открывается придуманный им конкурс Grand Piano Competition. Aif.ru поговорил с музыкантом о том, есть ли в России дефицит играющих и слушающих, что общего у пианиста и футболиста и где сегодня ждут русскую музыку.

Юлия Шигарева, aif.ru: Ну что, Денис, всё-таки пошли на рекорд?

Денис Мацуев: (смеется). Да, темп я не сбавляю. Потому что самое магическое место на Земле — сцена, которая тебя заряжает.

Гастрольная карта теперь выглядит так: это как минимум 30 регионов нашей страны. Азия — Китай, Корея, Сингапур, Восток — от Дубая до Саудовской Аравии. Будет большой тур по Южной Америке. Но и Европа частично осталась — Сербия, Греция намечается, Италия, Венгрия.

Ноты надежды

— Недавно поймала себя на том, что сейчас готова слушать только классическую музыку — ни в театр не тянет, ни в кино. Это старость? Или мудрость наконец пришла?

— Это вы просто нашли правильную вакцину. Для кого-то и кино, и театр — тоже терапия. Но музыка — она уникальна. И интернациональна. Всё, что происходит за стенами концертного зала, остаётся там, снаружи. А внутри музыка обволакивает тебя, закутывает, словно в кокон. Музыка способна примирить. Музыка способна успокоить. Музыка способна дать надежду — что рано или поздно всё образуется. Я счастливый человек, потому что в этом безумном мире могу отрешиться ото всего, сесть за инструмент и начать играть. В этот момент меня посещают совершенно другие мысли, отличные от тех, что приходят в голову, когда смотришь телевизор или читаешь новости.

В Европе, к слову, все воют: что будет через 10 лет? Там в зале одни седые головы. В Америке — та же проблема: аудитория стареет. А у нас — я же смотрю со сцены — на любом концерте ползала — молодые лица... Но в Китае их еще больше.

— Вы назвали Китай как одно из основных гастрольных направлений. А с чего там такой интерес к классической музыке?

— Вы хотите, чтобы я в ответ воспел гениальность китайцев?

— Нет. Я просто хочу понять, для чего им это нужно. Они же абсолютные практики! А новый концертный зал прибыли принесет явно меньше, чем новый завод.

— На гастролях в Китае я впервые оказался в 1998 году, после победы на конкурсе Чайковского. Помню, как по улицам Шанхая ещё ослы ходили, запряженные в тележки. Когда в Китае появились первые мобильные телефоны, зрители в зале говорили громче, чем я играл. А в нынешнем январе я там в один день сыграл пять концертов Рахманинова. И такая тишина стояла в зале... Не мёртвая — понимающая. А в паузах между частями в зале начинался дикий кашель. Китайцы терпят и не кашляют во время игры, понимаете? Чтобы сохранить эту атмосферу. Это очень показательно!

Кроме того, в каждой деревне — по китайским меркам деревне, где живет по 6-7 млн. человек — обязательно построен концертный комплекс, больше напоминающий космический шаттл, с гениальными по акустике залами. А от афиш плохо становится — там оркестры и музыканты Берлинской, Венской, Лондонской филармоний, амстердамского Консертгебау... Там вложения в спорт и в культуру такого масштаба, которого не было никогда. Как я говорил уже тысячу раз, китайцы полностью скопировали систему советского музыкального образования. В каждой семье теперь стоит пианино, ребёнок обязательно ходит в музыкальную школу.

— Но вопрос всё тот же: зачем?

— Они понимают, что это вложения в будущее. У ребёнка, который ходит в музыкальную школу, мозг развивается совершенно по-другому. Безотносительно того, вырастет из него талантливый музыкант или нет.

— То есть, это тот самый случай, когда государству дешевле содержать один школьный оркестр, чем ещё одну тюрьму?

— Абсолютно!

Теперь о китайских музыкантах. Сложился шаблон: азиаты занимаются по 15 часов в день, души нет, играют как машины — быстро, чисто и т.д. Это не так! Две недели назад я играл у Великой Китайской стены. А потом с 2 до 4 часов ночи слушал пятерых их гениальных пианистов. Я не утрирую! Им 12-13 лет. Один вышел и сыграл все Трансцендентные этюды Листа, второй исполнил 24 этюда Шопена, третий — 15 прелюдий Рахманинова. И у меня потекли слёзы, отпала челюсть. Я не верил своим глазам: что происходит? А происходит то, что в этой новой культурной системе родились уникальные самородки, которые могут играть на любой сцене мира. Я человек не завистливый, но после посещения Китая у меня возникает чувство белой зависти.

К счастью, у нас выдающиеся самородки-вундеркинды по-прежнему появляются. И в основном-то появляются вопреки всему. Из маленьких деревень, не из музыкальных семей, часто — безотцовщина, денег в семье нет... Видимо, настолько сильна инерция той нашей советской системы. Словосочетание «загадочный русский код» звучит, безусловно, странно, но... Это работает!

— В этом году свой конкурс Grand Piano Competition вы проводите уже в четвертый раз. С учетом обстановки в мире тяжело было собирать и участников, и жюри?

— История с Grand Piano — наша гордость. Она выстрелила! Лауреаты предыдущих трёх конкурсов не просто все остались на плаву, они делают головокружительную карьеру. Они записываются на лучших фирмах, они открывают музыкальные фестивали в Вербье, Зальцбурге, Люцерне. Саша Малофеев, Сашенька Довгань, Сергей Давыдченко, Иван Бессонов — список можно продолжать бесконечно. Один из наших конкурсантов — белорус Владислав Хандогий — стал финалистом конкурса Вана Клиберна. Ева Геворкян — триумфатор конкурса Шопена.

А в этом году мы собрали уникальную команду. В жюри — Винченцо Бальцани, профессор Миланской Консерватории, пианист из Англии Фредди Кэмпф, любимец нашей публики ещё со времён конкурса Чайковского 1998 года, японская профессор Хидеко Кобаяши, немецкий дирижер и пианист Юстус Франц, Россию представляет легендарный директор ЦМШ Валерий Пясецкий. В качестве заявок на участие нам прислали больше 100 видео из Японии, Италии, Испании, Бельгии, Китая. Даже Индия и Бразилия отметились.

На открытии я решил собрать лауреатов прошлых лет. И попросил нашего маэстро, композитора Александра Чайковского, написать специальное произведение. Так что нас ждет мировая премьера — концерт для четырех роялей с оркестром.

Выдать лучшую игру

— На открытии вашего Grand Piano Competition вы сыграете с лауреатами вашего конкурса прошлых лет. А дуэт с дочерью мы когда-нибудь увидим?

— (смеётся) Анна Денисовна в этом году закончила первый класс. Делает большие успехи. Во что конкретно это всё выльется, пока сказать сложно. Она вылитый я в молодости. Не может на одном месте усидеть, перепрыгивает с одного на другое: и фортепиано, и балет, и рисует, и актёрское мастерство осваивает, и поёт. Всё время фонтанирует идеями.

— Вы своё детство упомянули. А как в нем совмещались многочасовые занятия музыкой и необходимость беречь пальцы с футболом и хоккеем, где так клюшкой или об бортик приложить могут — не то что пальцы, костей не соберешь. Это вы себя так испытывали?

— Тянуло меня и на футбольное поле, и на каток. Это не было бравирование: вот, во дворе я нормальный пацан, а на сцене — вундеркинд в костюме и с бабочкой. Мои родители — мудрые люди, они никогда ничего мне не запрещали, понимая, что спорт — это отдушина. Спорт мне помогает в этой жизни — и в чисто физическом плане, и в эмоциональном. Я болельщик со стажем и до сих пор играю: и бегаю, и бить могу нормально. У футбола и музыки пересечений — огромное количество. Дирижёр — это тренер, репетиция — тренировка, а матч — это концерт. Говоря по-киношному, и у нас, музыкантов, и у футболистов есть на всё про всё один дубль. Мы должны выйти — и сыграть. Здесь и сейчас выдать лучшую свою игру.

«Всю жизнь я зарабатывал пением и… легким аферизмом». Прохор Шаляпин раскрыл источники дохода в шоу «Вкусно с Анфисой Чеховой» на ТВ-3    

Театр и Цирк, Культура и Концерт, Россия и Дети: «Волшебный платок бабушки Дари» - это захватывающее путешествие в мир бурятской сказки, которое не оставит равнодушным ни одного зрителя

Радость встречи с клоунами приносят массу положительных эмоций детям в Бурятии - Театр и Цирк, Культура и Концерт, Россия и Дети

Концерт “Рахманинов под небом”

Новости тенниса


ATP

Лучший теннисист Казахстана узнал позицию в обновленном рейтинге ATP



Все новости по теме на сегодня

Денис Мацуев в новостях



«Моцарт vs Шопен» от Amadeus Concerts

Братья Грим и Найк Борзов выступят в Нижегородской области в День молодежи

«Он приехал за мной в клуб. И всё, с этого момента мы начали жить вместе». Оксана Самойлова рассказала о знакомстве с Джиганом в эфире «Шоу Воли» на ТНТ

Радость встречи с клоунами приносят массу положительных эмоций детям в Бурятии - Театр и Цирк, Культура и Концерт, Россия и Дети


Здоровье в России и мире

Классика

Вся классика

Рок

Поп

Рэп

Барды

Музыка

PR

Новости тенниса

Новости тенниса


Большой шлем

Рублёв и еще два российских теннисиста не сыграют на Олимпиаде в Париже





StarHit: Лепс приехал на премию МУЗ-ТВ с невестой, 18-летней студенткой МГИМО

"Звездач": певец Александр Розенбаум проиграл суды на 386 тыс. рублей

Группа Metallica даст виртуальный концерт в Fortnite 22 июня

Хирург Володченков: у певицы Агузаровой не видит глаз из-за неудачной пластики



Poisk-Music.ru — тематический дочерний проект популярных новостных сайтов Life24.pro и BigPot.news о музыке, музыкантах, певцах, композиторах (слухи, сплетни, разговоры и дискуссии о музыке, культуре, жанрах, VIP-скандалы — в новостях и статьях). Тайны светской жизни звёзд — в кадре и за кадром шоу-бизнеса сегодня и сейчас. Новости о музыке, и не только...

Опубликовать свою новость по теме в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь


Rss.plus


Новости России


VIP

Mishel Dar и его главный хит лета: «Лети»



Все города России от А до Я

Moscow.media

Шоу-биз — сегодня и сейчас (ежесекундное обновление новостей) от более чем 20 000 независимых тематических источников информации онлайн! Мы собрали ВСЁ, что интересно по этому поводу — СЕГОДНЯ, а ещё больше новостей — здесь.



Новости России







Музыкальные новости