Симфонический оркестр РТ и Мацуев сыграют Второй и Четвертый концерты Бетховена
«С Денисом Мацуевым всегда удобно и интересно играть»
43 концерта — именно столько выступлений дали Денис Мацуев и Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан (ГАСО) РТ под управлением Александра Сладковского. За 15 лет в их совместной творческой копилке собрались фортепианные концерты Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича и других композиторов, включая Бетховена. Но не его Пятый концерт. К 255-летию со дня рождения композитора этот пробел решили восполнить.
И хотя в концерте немало фрагментов, где фортепианная и оркестровая партии словно вступают в спор, исполнение ГАСО РТ и Мацуева не походило на соревнование или противостояние. Скорее, солист и оркестр играли в одной команде, лихо перебрасывая друг другу музыкальные пасы. Даже когда тутти оркестра противопоставлялось развернутым и лиричным пассажам солиста.
А вторая часть! Полное слияние: струнные, словно пуховая перина, окутывали фортепианное соло. Даже такой, казалось бы, простой и неоднократно использованный прием, как прерванный каданс, в исполнении Мацуева, Сладковского и ГАСО РТ не пробьет на слезу разве что бессердечного.
«Моя задача как дирижера — подладиться под солиста. Но и у оркестра своя партия: нам важно не уйти на второй план. Солист и оркестр обязаны чувствовать друг друга. С Денисом Мацуевым всегда удобно и интересно играть: энергией, которую он отдает, заряжается и сам оркестр», — сказал Сладковский.
В планах триумвирата еще две премьеры — Второй и Четвертый концерты Бетховена. Возможно, их исполнят уже в следующем сезоне на фестивале «Денис Мацуев у друзей» или той же «Белой сирени».
«У музыки нет возрастного ценза»
После антракта слушателей ждало еще более масштабное полотно — Первая симфония Густава Малера. Это произведение, наполненное природными звуками и лирическими откровениями, — настоящее испытание на выдержку для оркестра.
Интересно, что Натан Рахлин, будучи главным дирижером Госоркестра РТ, не раз брался за Первую симфонию Малера. «Выходит, из всех симфоний композитора Первая — самая родная для нашего коллектива. И сегодня, завершая 59-й сезон, мы возвращаемся к истокам», — поделился Сладковский.
Малер считал себя подмастерьем, когда писал Первую симфонию, Бетховен же почти лишился слуха к моменту создания Пятого концерта. На вопрос, что дирижировать интереснее — произведения зрелости или юношеской дерзости, Сладковский отвечает: «У музыки нет возрастного ценза».
«Я считаю, что зрелость музыки не зависит от возраста композитора. Рахманинов написал гениальную оперу «Алеко» в 19 лет как дипломную работу. Так и Малер создал совершенную симфонию, хоть и первую. Потрясающей красоты и глубины. Это зрелое письмо зрелого мастера», — уверен Сладковский.
Александр Сладковский, известный своей страстью к Малеру, выстроил грандиозную драматургию: от таинственного начала (напоминающего пробуждение природы) до героического финала — апофеоза молодости и жизни.
Особенно впечатлила третья часть, где пародия на похоронный марш в исполнении ГАСО РТ звучала не как насмешка, а как трагическая ирония. И, конечно, грандиозный финал — яростный и бурный, сыгранный в лучших традициях оркестра.
«Эта музыка — о природе. Но под природой Малер подразумевал нечто большее, чем пение птиц и шум горного потока. Здесь есть и любовь, и гнев, и страх, и жажда развития, и упоение победой. В ней — вся наша жизнь во всех проявлениях», — считает маэстро.
«Не планирую делать то, о чем потом буду сожалеть»
Малеровские симфонии звучат в программах Госоркестра РТ не случайно — коллектив готовится к их записи. Прошлым летом параллельно с концертами Прокофьева оркестр вместе с Альбиной Шагимуратовой записал финал Четвертой симфонии. В этом сезоне планируют начать запись Третьей и Восьмой.
«Для воплощения замысла мы ждем Академический Большой хор «Мастера хорового пения» радио «Орфей», камерный хор «Нижний Новгород», Алексея Кулагина, Романа Коллерта, Анну Юркус, Полину Шамаеву и других солистов, а затем — Екатерину Семенчук. Совместить графики, пригласить столько музыкантов и записать все запланированное — титанический труд. Признаюсь, с трепетом жду, когда это свершится. Успеем ли записать оркестровые эпизоды — не берусь утверждать. Главное — успеть с приезжими артистами», — рассказал Сладковский.
В планах — запись всех симфоний. Маэстро признается, что вряд ли успеет завершить работу даже за два сезона. Но относится к срокам философски: «Тут спешка ни к чему. Пусть будет дольше, но качественно, чем быстро и кое-как. Не хочу делать то, о чем потом пожалею».
Пока оркестр осваивает грандиозные полотна Малера, за успехами отца наблюдает его младший сын. Саше всего два года, но он уже уверенно ходит за кулисами и внимательно прислушивается к звукам из зала. По словам Сладковского, мальчик часто бывает на репетициях, с интересом слушает и восхищается блеском инструментов.
«Я не ставлю цели сделать из него музыканта. Он даже пижаму себе сам выбирает — что уж говорить о профессии», — смеется маэстро. «Но вижу, что музыка ему нравится и он ее чувствует. Посмотрим на его способности через пару лет. Время покажет».
Сам Сладковский вспоминает, что, как и сын, увлекся музыкой раньше, чем научился говорить.
Фестиваль «Белая сирень» продолжается: 4 июня за дирижерский пульт Госоркестра РТ встанет Алексей Васильев. В программе — Третий концерт Рахманинова и Четвертая симфония Чайковского. Солист — Мирослав Култышев.
Завершится фестиваль 11 июня Восьмой симфонией Малера. Вместе с оркестром выступят Академический Большой хор «Мастера хорового пения» радио «Орфей», Камерный хор «Нижний Новгород» и Хор ССМШ при КГК им. Жиганова, а также солисты: Алексей Кулагин, Роман Коллерт, Анна Юркус, Полина Шамаева, Василий Ладюк, Рамиля Баймухаметова и Валерия Терейковская. Партию органа исполнит Евгения Кривицкая. За дирижерским пультом — Александр Сладковский.
Фотографии предоставлены пресс-службой ГАСО РТ