Добавить новость

284 концерта в год. Денис Мацуев рассказал о дочке, мистике и форс-мажоре

АиФ
174

«Я всегда играю для публики. В любой точке света. Бывало, через два дня после Карнеги-холла выступал в Бузулуке с той же программой. И той же экспрессией, может, даже большей. Играть для наших людей ответственнее», — рассказал aif.ru пианист Денис Мацуев.

Закончился первый «Летний фестиваль Дениса Мацуева в Суздале». По статистике в начале июля здесь чудесные тёплые дни. Но не в этом году. Из-за ливня и урагана открытие получилось экстремальным. Тем не менее продрогшие и промокшие 5000 зрителей услышали Дениса Мацуева, Аиду Гарифуллину и оркестр под управлением Александра Сладковского. А на следующий день пианист № 1 в России дал эксклюзивное интервью aif.ru.

Татьяна Уланова, aif.ru: Денис, где в такую непогоду ночевал рояль Yamaha, на котором вы играли?

Денис Мацуев: Остался на сцене — в специальном чехле, утепляющем и сохраняющем необходимый режим влажности. Импровизация с перемещением инструмента с авансцены в центр была вынужденной. Если бы рояль попал под дождь, это было бы убийство в прямом эфире, которого ни я, ни те, кто понимает, в чём дело, не пережили бы. Избыточная влажность для рояля подобна смерти. Для него в принципе звучать на улице нехорошо, но раз уж мы играем open-air концерты, делать это надо на хорошем инструменте.

— Этот рояль с вами с 1998 года?

— Да, он стоит в Москве и при необходимости перемещается специальным транспортом. Сейчас это не проблема. У меня есть и несколько своих роялей, которые тоже иногда ездят со мной.

«Не люблю «жюрить»

— С Аидой Гарифуллиной на открытии вышли играть с листа — по нотам, которые ей за несколько минут до этого прислала преподаватель из Италии.

— Мы их распечатали, и каждый листок мне упаковали в пакетик, чтобы не улетел, не промок. Я, конечно, люблю импровизации. Но в тот вечер это было нечто! Очень нервно. При этом я ощущал невероятный прилив энергии.

— Шутите?

— В экстремальной ситуации внутри меня всегда что-то раскрывается. Это прямо моё! А вообще, согласитесь, красивое открытие получилось. Кинематографичное даже.

— Только промокли все до последней нитки.

— Не без того, согласен. Александр Сладковский даже приболел. Поэтому хочу ещё раз выразить всем, кто был на концерте, огромную благодарность. И слушателям, и Аиде, и великому оркестру. На сцене было не менее экстремально, чем «в зале». Мне даже пришлось принять волевое решение и сыграть сольно, чтобы не подвергать инструменты музыкантов опасности быть уничтоженными стихией. За секунды выбрал то, на что в моменте откликалось сердце, — «Времена года», хотя последний раз играл их год назад...

Выступление на сцене с Аидой тоже стало практически импровизацией. Я люблю аккомпанировать, обожаю камерную музыку, но выступление с вокалистом — особая работа. Ритмы, модуляции — всё надо чувствовать. Не забывать и фортепианную ткань, подголоски у Рахманинова сложнейшие. Каждый романс — как мини-спектакль. Я и на конкурсе Рахманинова предложил их исполнять. Знаете, как по-разному в них музыканты раскрываются? Кто-то показывает себя прекрасно, а кто-то бледнеет в своём мастерстве.

— Как раз перед Суздалем этот смотр пианистов, дирижеров и композиторов прошел в Москве во второй раз.

— И получился совершенно феерическим! До сих пор ощущаю послевкусие. Очень сильные самобытные музыканты смогли принять участие. Много интересных открытий. Я всегда жду каждый конкурс. Но не люблю... «жюрить». Неблагодарное дело. Есть в нём слово, которое просто ненавижу — «отсеивание». К примеру, на Grand Piano Competition в Москве его нет, и сольный тур играют все. И со знаменитым оркестром выступить на легендарной сцене могут все, кто прошёл отбор. Это счастье! На взрослых смотрах без отсеивания нельзя. И всё равно мы пытаемся проводить больше людей и во второй тур, и в финал. Потому что, правда, играют очень здорово. Представлены и русская школа, и, конечно, китайская, которая движется вперед семимильными шагами.

Черный ворон в зале консерватории

— Кто-то из критиков сказал, что китайцы в этом году играли Рахманинова более прочувствованно, чем наши.

— У каждого своё мнение. Китай сначала скопировал систему советского музыкального образования, и первое поколение их пианистов училось у наших педагогов. Русская школа присутствует во всём мире. Сверкнула яркая личность — смотришь биографию, а в ней обязательно имя русского педагога. Так же в фигурном катании: куда ни кинь — непременно наткнешься на нашего тренера.

Русская школа и сейчас показала себя очень мощно: и Центральная музыкальная школа (первую премию у пианистов взял Жуй Мин, вторую — Александр Князев), и Московская консерватория (Владимир Вишневский — первая премия в номинации «фортепиано», Олег Худяков — первая премия в номинации «дирижирование», Филипп Руденко — третья премия в номинации «фортепиано»).

— Володя Вишневский уже все призы, кажется, собрал, начиная с конкурса Хиблы Герзмава. Его даже назвали Листом ХХI века.

— Он «проявился» только в этом году. Прежде его никто не знал. Замечательный талант, но пока награды скорее авансом. Много чего ещё надо делать. Главное — есть всё, чтобы развиться в большого, глубокого музыканта.

— В том числе харизма!

— Это очень важно. Мы пригласили его и в Суздаль. Вместе с Олегом Худяковым — тоже сенсацией конкурса Рахманинова. Удивительное дело, он пианист, окончил консерваторию у Сергея Доренского (это практически мой второй отец) и к большому оркестру вышел впервые в жизни в первом туре смотра. А показал невероятный уровень, просто феерический. Члены жюри были потрясены. Как если бы в одном человеке одновременно увидели знаменитого немецкого дирижера Кристиана Тилемана и мощь, фактуру, масштаб Евгения Фёдоровича Светланова. Весь Госоркестр спрашивал меня про Худякова: «Кто такой? Откуда взялся?»

— Откуда же?

— Родился в Саратове, учился в Москве. В Суздале оба лауреата играли с обожаемым мной Владимирским оркестром — нашим спутником и талисманом наравне с Госоркестром, РНМСО и оркестром Мариинского театра. Много лет Владимирским коллективом руководил Артём Маркин — уникальный самородок, создавший и оркестр, и Центр классической музыки. Его оркестр может исполнять любой репертуар и с радостью откликается на творческие эксперименты. Я мог позвонить Артёму вечером и сказать: «Завтра надо сыграть... Каприччио Стравинского, симфонию Шимановского, "Прометей" Скрябина с хором... » И точно к сроку у них все было готово. Два часа репетиции и можно идти на сцену. В прошлом году, к несчастью, Артёма не стало. Трех месяцев не дожил до 55-летия. Теперь во главе оркестра его дочка Василиса, студентка Петербургской консерватории. И абсолютно папина дочка. В хорошем смысле слова. Продолжает дело отца. Её обожает оркестр, она делает большие успехи. Понятно, что пока только начало, но преемственность очень важна.

К слову, на конкурсе Рахманинова в этом году происходило что-то мистическое. Представьте, в день второго тура в углу второго амфитеатра Большого зала консерватории был обнаружен... черный ворон. Живой! Как он туда попал, никто не понял.

В это время два иностранных участника начали заваливать свою программу: забывали текст, играли не те ноты. У участника из Италии, одного из лидеров после предварительного просмотра, который всю жизнь играл Рахманинова, вообще всё пошло не туда. Естественно, не прошел в следующий тур. А ведь он всё жюри потряс на видеоотборе, понимаете? Мы же за каждого переживаем. У другой участницы сначала всё получалось, но потом тоже «посыпалось» по непонятной причине. А потрясающий Иван Чепкин, один из фаворитов конкурса, неожиданно слег с температурой под 40 и лихорадкой.

— Ужас какой!

— И не говорите! На следующий день ворона отправили восвояси, и всё нормализовалось. Но кто и зачем его принёс в зал Консерватории — вот вопрос! Может, чтобы кому-то было хорошо, а кому-то плохо?

— Верите в это?

— Нет, конечно. Но я же рассказал вам реальную историю. С фактами не поспоришь.

— С аргументами тоже. У вас есть традиция или ритуал перед выходом на сцену?

— Абсолютно никаких. Достаточно за пять минут до выхода посмотреть из-за кулис на заполненный зал. Впрочем, может, это и есть ритуал? В этом году я играю почти каждый день. Самое приятное для меня всегда осознавать, что вечером концерт и я выйду на сцену. Вот счастье!

«В Суздале знаю каждый уголок»

— В суздальской программе у вас был и Елисей Мысин, которого все помнят малышом-вундеркиндом.

— «Малышу» уже 15 будет! И у него уникальный прогресс. Ему бы ещё подрасти, конечно, массу тела набрать, чтобы играть в полную силу, например, концерты Чайковского, брать большие аккорды в концертах Рахманинова, Брамса.

— Для пианиста важны не только крепкие руки?

— Конечно. Не обязательно быть двухметровым гигантом. Но кисть, плечо, предплечье важны. Всё же задействовано. Я, правда, тоже до 15 лет был невысоким. А потом вымахал до 192 см.

— Вы ведь каждый год в Суздале, уже 30 лет.

— 33 года. Каждое лето. Знаю каждый уголок, каждую церковь, каждую улочку, каждый дворик. У нас же здесь Летняя творческая школа «Новых имён» проходит ежегодно. Главное, чтобы этот город-музей с живыми декорациями (белокаменные памятники Владимира и Суздаля входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. — aif.ru) не менялся.

— Вот построят здесь современный концертный зал, и прелесть концертов open-air потеряется.

— Не потеряется. Летний фестиваль останется в том же виде. Просто можно будет проводить мероприятия круглогодично.

— Появится Зимний фестиваль Дениса Мацуева в Суздале?

— Нет. Афиша станет круглогодичной. Туристический поток же нон-стоп. Суздаль становится культурной столицей региона.

— А в столице России сотрудники музея Рахманинова еще недавно жаловались, что музей на грани закрытия.

— Был риск его потерять. Но теперь, надеюсь, музей получит федеральный статус. Больше пока ничего не скажу. Не хочу сглазить.

Дочка обожает быть на сцене

— Вашей дочке Ане 8 лет. И вы уже заявили, что ни балериной, как мама, ни музыкантом, как папа, она не будет.

— Анна Денисовна занимается всем: играет на рояле, поет — у нее абсолютный слух, чувство ритма. Прекрасно танцует и потрясающе рисует. Обожает быть на сцене: видимо, и актерские данные есть. А что из всего этого выберет? Кто же знает?

Да, думаю, что пианисткой не будет. И балериной вряд ли. Мама-то (прима-балерина Большого театра Екатерина Шипулина. — aif.ru) хорошо знает, какая это жизнь. Профессия очень сложная, и судьбы у многих танцовщиков трагические. Многое зависит от везения и от готовности каторжно трудиться каждый день. А везёт при этом единицам, они становятся яркими звездами. На очень короткий срок. И уже в 37 лет вынуждены уходить в преподавание, например. Для народных артистов, привыкших быть на сцене, это серьёзный вызов, с которым не все могут справиться.

Я делаю всё, чтобы в будущем у моей дочки выбор профессии маминым и папиным выбором не был ограничен. Она уже сейчас говорит на четырёх языках, владеет компьютерными технологиями. При этом ходит на концерты, в театры, знает не только классическую музыку, но и рок, джаз. И даже в попсе разбирается — современная девочка должна быть в тренде!. Но цену попсе уже знает. Нынешние дети отличаются от нас, выросших в СССР. Они живут в «мацуиссимо» — самом быстром темпе, который я запатентовал, и всё хватают на лету. Мы, конечно, так не жили.

— В наше время танцевали под Modern Talking.

— Бездарная музыка. Но благодаря ей я знал, чем обаять в школе красивых девочек. Надо Modern Talking — сыграю! «Ласковый май» — пожалуйста! «Седая ночь» — да сколько угодно!

— Нот тогда не было, на слух все подбирали?

— С детства мог повторить любую тему с гармониями. Девочек это завораживало, они не понимали, как это возможно. Поэтому самые красивые были со мной.

— А потом самая-самая осталась с вами и родила дочку.

— Чем я её взял? Да на тот же Modern Talking поймал. (Хохочет).

— Кстати, совместная программа Вадима Репина и Светланы Захаровой пользуется большим спросом. Он — на скрипке, она — в пуантах...

— Мы тоже делали подобное, под Рапсодию на тему Паганини Сергея Рахманинова. Собрали группу звёзд — Марию Александрову, Катю Крысанову, других прима-балерин Большого театра, — и они придумали хореографическое воплощение музыки. В Иркутске на «Звёздах на Байкале» организовали премьеру. Словом, удачный опыт есть, поэтому, если увижу, что есть настоящий режиссер с фантастическим предложением, конечно, примем его.

«Для меня гастроли — счастье»

— В этом году вы уже отпраздновали два юбилея — 30-летие работы в Московской филармонии и свои полвека.

— Да ужас!

— Близится еще один — 20-летие «Звёзд на Байкале».

— Там сложно готовить сюрпризы — каждый год приезжают все. И все были уже не по одному разу. Но я делаю фестиваль для иркутян. Для моих любимых родственников, как я их всех называю. Поэтому афиша там, как в Карнеги-холле. Каждый сентябрь. И в этом году будут все, начиная с Александра Сладковского с оркестром Татарстана, заканчивая Гергиевым, Спиваковым, Башметом, Евгением Мироновым. Приедет огромное количество музыкантов из Италии, Америки, Китая, Японии, Австралии. И вы приезжайте, будем рады вас видеть!

— Вот ведь! Сначала ковид, потом санкции и закрытие границ. А ваши коллеги все-таки приезжают.

— Какое закрытие? У меня 284 концерта, до ковида было 230 – 240. Да, логистически многое поменялось: к европейскому направлению добавилось много концертов в Азии, на Востоке, предстоит большой тур по Южной Америке.

— Впечатляет! Бабушка Европа потихоньку закрывает глаза на «отмену русской культуры»?

— Я всегда выступаю для публики. В любой точке света. К примеру, отыграв свой юбилейный 25-й сольный концерт в американском Карнеги-Холле, я отправился на фестиваль «Оренбургские сезоны Дениса Мацуева». С тогдашним губернатором Юрием Бергом мы придумали «Рояльное движение». Облетели на вертолете 28 райцентров, каждому подарили рояль. И в каждом я играл концерт, с 10 утра получалось по 4 выступления в день. Так вот, спустя два дня после Карнеги-Холла я ту же самую программу играл, например, в Бузулуке или Беляевке. И с той же экспрессией, может, даже с большей. Для меня неважно, где играть и для кого. Для наших людей, конечно, более ответственно. Потому что роман, который у меня вспыхнул с ними 30 лет назад, нужно укреплять каждый день.

Об этом я говорю и лауреатам конкурсов: «Сегодня — триумф, фанфары, а завтра начнется самое важное. Теперь у вас есть бренд — лауреат конкурса. И каждый раз вам нужно будет доказывать, что звание это дано не просто так».

Я тоже каждый день встаю, иду к инструменту, учу новый репертуар. Вчера был успех в Сингапуре или Пекине, а завтра во Владивостоке или Иркутске нужно выходить как в первый раз, поднимать энергетическую волну. Для меня гастроли — счастье, лучшее состояние души. Хотя перелеты и смена часовых поясов неприятны. Но, как ни странно, именно концерт даёт силы, которые помогают выйти из этого состояния.

— Неужели не чувствуете, что часы натикали полтинник?

— 12 июня проснулся... И не почувствовал ничего необычного. Когда спрашивал друзей: ну что там, за сорок-то? — все пугали. А у меня с 40 до 50 был самый гениальный период в жизни.

— Подождите, может, с 50 до 60 будет еще лучше?

— Слушайте, вы такие цифры называете! Они у меня даже в голове не укладываются...

Депутат ЗСК Виктор Тепляков принял участие в заседании политсовета «Единой России»

Предателей на Грушинском фестивале зачистили? Z-скандал с Митяевым не забылся

The End: Оззи Осборн с Black Sabbath в последний раз выступили перед публикой

Десятки артистов и тысячи зрителей: в Петербурге прошел двухдневный VK Fest

Новости тенниса


Уимблдон

Арина Соболенко вышла в 1/4 финала Уимблдона



Все новости по теме на сегодня

Денис Мацуев в новостях



В Тулу привезли святыни, которые держали в руках Иван Грозный и Борис Годунов

Суд еще раз взыскал долг по оплате коммунальных платежей с Тимати

Балерина Волочкова заявила, что не может найти мужчину сильнее ее по духу

Певица Алсу в свой день рождения исполнила давнюю мечту 8-летнего сына Рафаэля


Спорт в России и мире

Классика

Вся классика

Рок

Поп

Рэп

Барды

Джаз

Музыка

PR

Новости тенниса

Новости тенниса


Андрей Рублёв

Теннисист Алькарас назвал Рублева одним из самых сильных игроков в туре





«Одуванчик добра» стал одним из символов VI Семейного Форума Леонида Агутина

Севиль ответила Джигану на угрозы судом из-за хита «Худи»: видео Super

Смех сквозь слёзы Фрунзика Мкртчяна: 95 лет звезде "Мимино" и "Кавказской пленницы"

Певица Пугачева пригрозила Галкину из-за съемок ее отдыха в Латвии



Poisk-Music.ru — тематический дочерний проект популярных новостных сайтов Life24.pro и BigPot.news о музыке, музыкантах, певцах, композиторах (слухи, сплетни, разговоры и дискуссии о музыке, культуре, жанрах, VIP-скандалы — в новостях и статьях). Тайны светской жизни звёзд — в кадре и за кадром шоу-бизнеса сегодня и сейчас. Новости о музыке, и не только...

Опубликовать свою новость по теме в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь


Rss.plus


Новости России


VIP

Звезды эстетики: мастер-класс Натальи Рябиновой на Beauty Олимпиаде



Все города России от А до Я

Moscow.media

Шоу-биз — сегодня и сейчас (ежесекундное обновление новостей) от более чем 20 000 независимых тематических источников информации онлайн! Мы собрали ВСЁ, что интересно по этому поводу — СЕГОДНЯ, а ещё больше новостей — здесь.



Новости России







Музыкальные новости