Киев для Владимира. Игорь Матвиенко показал в Кремле Русь с SHAMAN
По экрану-занавесу плывет драккар — к далекому городу-поселку, где прибывших через зрительный зал викингов встречают их хорошие знакомые — во всяком случае, поначалу до битвы не доходит. У местных забот полон рот, зима позади, нужно планировать походы на юг, где можно вволю пограбить — хотя, конечно, можно и в Вальхаллу отправиться. Но предводитель гостей предлагает конунгу Хаакону новый путь — отправиться с дружиной на восток, в далекую Русь, чтобы свергнуть узурпатора Ярополка, захватившего киевский княжий трон. Узнав, что помощи просит Владимир, сын конунга Святослава, Хаакон соглашается лишь выделить тысячу викингов с драккарами, уверенный, что этого хватит, чтобы совершить задуманное — или покрыть себя великой славой и умереть с честью.
В Государственном Кремлёвском Дворце прошла премьера этно-оперы «Князь Владимир» — весьма условной, но в целом соответствующей летописям истории князя, который смог отвоевать принадлежащее его отцу великое княжение, а потом крестить Русь в православную веру.
Эта премьера — роскошный подарок композитора и продюсера Игоря Матвиенко самому себе. 6 февраля он отмечает 65-й день рождения и по традиции проведет его на сцене — в этот день в Кремле снова покажут спектакль, музыку к которому написал Матвиенко. Ну а для помощи в постановке пригласил своих хороших знакомых.
Заглавную роль в «Князе Владимире» исполнил певец SHAMAN (Ярослав Дронов), которого эта работа, похоже, захватила не на шутку. Перед показом спектакля он поделился, что репетиции заняли около двух лет, а самым трудным назвал грим и тяжелые одежды своего героя — певец даже попросил принести из гримерки плащ Владимира, который действительно оказался неподъемным, особенно если носить его достаточно продолжительное время. Впрочем, у Владимира в спектакле были и другие костюмы.
А вот меч в его руке, рассказал SHAMAN, появлялся лишь однажды — когда его герой указывал им своей дружине на занятый Ярополком Киев.
В принципе, сюжет «Князя Владимира» вряд ли оставит много простора для воображения. Что-то подобное, например, было в фильме 2016 года «Викинг»; впрочем, в кремлевской постановке обошлись без натуралистических подробностей быта славян и викингов того времени. Но вот о том, что «Князя Владимира» написал именно Игорь Матвиенко, зрителям забыть не дадут ни за что. Даже тот драккар в самом начале плывет к городу под хорошо знакомый мотив «Только мы с конем», хотя слова песни звучат на норвежском языке.
Да и исполнители основных ролей — не чужие для композитора люди. Роль Федора — ближайшего помощника Владимира — исполнил певец Николай Расторгуев, солист группы «Любэ», для которого опера на сцене зала в Кремле — просто ещё один эпизод многолетнего сотрудничества, начавшегося ещё в восьмидесятые.
Роль Рогнеды исполнила певица Соя (это псевдоним Асият Сайгидовой), которая родом из Саратова, а известность получила благодаря участию в проектах продюсерского центра Матвиенко; в прошлом году она участвовала и в «Новой волне».
Ну а небольшую, но яркую и важную роль конунга Хаакона сыграл и спел солист «Геликон-оперы» Дмитрий Янковский. В разговоре с журналистами он отметил, что в «Князе Владимире» можно услышать и рэп, и собственно оперные партии, и музыкальные вставки, которые более привычны для эстрады. А вот жанр постановки он определил как мюзикл — в отличие от оперы здесь герои легко переходят на прозу и возвращаются к пению.
Отсылок к классике, впрочем, в спектакле достаточно — в нем даже есть собственный «танец с саблями», вернее — с мечами и щитами, которыми поголовно вооружены викинги. Получается, пожалуй, не совсем так ударно, как у Арама Хачатуряна, но вполне убедительно — особенно под полурэп, который поёт Владимир-SHAMAN: «Я — князь Владимир, сын конунга Святослава!»
Самого Игоря Матвиенко зрители «Князя Владимира» тоже увидели, хотя могли и не узнать под гримом — он сыграл Одина-Ганграда, верховного бога в скандинавской мифологии, который в спектакле является антагонистом главных героев. Роль весьма символичная для композитора — ведь все персонажи постановки поют те ноты, которые он написал, и это в чем-то действительно похоже на работу демиурга, управляющего молниями.